Актуализация информации по состоянию на 22.12.2022 По ныне действующему Приказу Минтруда РФ от 27.08.2019 № 585н безусловным основанием для установления инвалидности по патологии слуха лицам в возрасте от 18 лет и старше является стойкая тугоухость не менее, чем 3ст. по международной классификации на лучше слышащее ухо (за исключением случаев профессионально обусловленной тугоухости, в этом случае основанием для установления инвалидности является стойкая тугоухость не менее, чем 4 ст. по международной классификации на лучше слышащее ухо).
В настоящее время основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности - является вступивший в силу с 01.01.2020г. Приказ Минтруда от 27.08.2019 № 585н. К данному Приказу имеется два приложения (по взрослым и по детям) в виде таблиц, в которых приведена количественная (в процентах) оценка степени тяжести различной патологии (заболеваний).
Инвалидность устанавливается при процентах от 40% и выше (при одновременном наличии ОЖД в установленных категориях). Конкретная группа инвалидности зависит от размера процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н: 10-30% - инвалидность не устанавливается. 40-60% - соответствуют 3-й группе инвалидности. 70-80% - соответствуют 2-й группе инвалидности. 90-100% - соответствуют 1-й группе инвалидности. 40-100% - соответствует категории "ребенок-инвалид" (для лиц моложе 18 лет).
Тугоухости в приложении № 1 (по взрослым) к Приказу 585н соответствуют пункты: 8 Болезни уха и сосцевидного отростка (класс VIII) H60 - H95 Примечание к пункту 8. Количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций уха и сосцевидного отростка, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, основывается преимущественно на оценке характера и степени выраженности нарушения функции слуха (степени тугоухости) лучше слышащего (единственного) уха (по международной классификации тугоухости). Учитываются также и другие факторы патологического процесса: форма и стадия течения заболевания, время наступления слухового дефекта, степени адаптивности к нему, вид и особенности осложнений, сочетание с нарушением речи и психических функций и другие. При необходимости углубленного обследования используются данные электрофизиологических и других специальных морфофункциональных методов исследования (аудиоимпедансометрия, отоакустическая эмиссия, вызванные слуховые потенциалы).
8.1 Болезни уха и сосцевидного отростка (потеря слуха (глухота), тугоухость, за исключением профессионально обусловленных) H60 - H95 8.1.1 Врожденная или приобретенная в детстве глухота или тугоухость IV степени с речевыми нарушениями - 40-60% 8.1.2 Тугоухость I - IV степени, односторонняя. Тугоухость I - II степени, двусторонняя - 10-30% 8.1.3 Тугоухость III и IV степени, двусторонняя. Глухота двусторонняя - 40-60% 8.1.4 Глухонемота, сопровождающаяся психическими нарушениями (незначительными, умеренными, выраженными) - 70-80% 8.1.5 Глухонемота, сопровождающаяся значительно выраженными нарушениями психических функций - 90-100%
8.2 Профессионально обусловленная потеря слуха (глухота), тугоухость 8.2.1 Тугоухость I - III степени, двусторонняя - 10-30% 8.2.2 Тугоухость IV степени, двусторонняя, глухота двусторонняя - 40-60%
КРИТЕРИИ ИНВАЛИДНОСТИ ПО ТУГОУХОСТИ У ДЕТЕЙ (лиц в возрасте до 18 лет) В настоящее время основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности, является вступивший в силу с 01.01.2020г. Приказ Минтруда от 27.08.2019 № 585н. К данному Приказу имеется два приложения (по взрослым и по детям) в виде таблиц, в которых приведена количественная (в процентах) оценка степени тяжести различной патологии (заболеваний).
Инвалидность устанавливается при наличии у больного стойкой патологии с размером процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н от 40% и выше (при одновременном наличии ОЖД в установленных категориях). Конкретная группа инвалидности зависит от размера процентов по соответствующему пункту приложения к Приказу 585н: 10-30% - инвалидность не устанавливается. 40-60% - соответствуют 3-й группе инвалидности. 70-80% - соответствуют 2-й группе инвалидности. 90-100% - соответствуют 1-й группе инвалидности. 40-100% - соответствует категории "ребенок-инвалид" (для лиц моложе 18 лет).
Тугоухости в приложении № 2 (по детям) к Приказу Минтруда РФ от 27.08.2019 г. N 585н соответствуют пункты: 8.1 Болезни уха и сосцевидного отростка (потеря слуха (глухота), тугоухость, за исключением профессионально обусловленных) H60-H95 8.1.1 Для детей в возрасте 0 - 17 лет: односторонняя тугоухость I - IV степени без речевых нарушений либо с незначительными нарушениями языковых и речевых функций - 10% 8.1.2 Для детей в возрасте 0 - 17 лет: двусторонняя тугоухость I (26 - 40 дБ) и II степени (41 - 55 дБ) без речевых нарушений либо с незначительными нарушениями языковых и речевых функций. Двусторонняя тугоухость II степени (41 - 55 дБ) при наличии стойких незначительных нарушений языковых и речевых функций и/или психических функций - 10-30% 8.1.3 Для детей в возрасте 0 - 17 лет: двусторонняя тугоухость II степени (41 - 55 дБ) при наличии стойких умеренных нарушений языковых и речевых функций. Двусторонняя тугоухость III степени (56 - 70 дБ) при отсутствии или наличии стойких нарушений языковых и речевых и/или психических функций (незначительных, умеренных) - 40% 8.1.4 Для детей в возрасте 0 - 17 лет: двусторонняя тугоухость IV степени (71 - 90 дБ), в том числе после односторонней или двухсторонней кохлеарной имплантации. Наличие стойких незначительных или умеренных нарушений языковых и речевых функций и/или психических функций - 50% 8.1.5 Для детей в возрасте 0 - 17 лет: двусторонняя глухота (более 91 дБ), в том числе после односторонней или двухсторонней кохлеарной имплантации. Наличие стойких незначительных или умеренных нарушений языковых и речевых функций и/или психических функций - 60% 8.1.6 Для детей в возрасте 0 - 17 лет: сочетание тугоухости III - IV степени (на одно ухо) и глухоты (на другое). Наличие стойких незначительных или умеренных нарушений языковых и речевых функций и/или психических функций - 60%
В любом случае, получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.
Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума: Оформление инвалидности простым языком.
Аста, ну тогда, если не сложно, разъясните, если не затруднит, ОЖД при тугоухости в категории "к общению": при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу. То есть слабослышащий человек в принципе может общаться без сурдопереводчика (с аппаратом ли, либо с просьбой к собеседнику говорить погромче) - то в этой категории нет ограничений? Немного непонятно. Или теперь на комиссию надо будет идти с сурдопереводчиком? Или теперь даже при 4-й степени тугоухости, если человек в аппаратах хорошо слышит, то ОЖД к общению не будет? А если аппарат сломался? Но в принципе есть (куплен самостоятельно, либо через ФСС). Кстати, у меня на прошлой комиссии установили еще и ОЖД к труду. Это потому что мне 33 года? Или почему?
ОЖД при тугоухости в категории "к общению": при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу. То есть слабослышащий человек в принципе может общаться без сурдопереводчика (с аппаратом ли, либо с просьбой к собеседнику говорить погромче) - то в этой категории нет ограничений?
Приказ 1024н: 1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
Вышеприведенную цитату следует трактовать так: ОЖД к общению 1ст. имеется у больного при соблюдении ЛЮБОГО (одного) из двух нижеприведенных условий: 1. У больного имеется способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи. 2. При изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу. При этом фразу: "При изолированном поражении органа слуха" следует считать равноценной фразе: "При полной неэффективности (невозможности) слухопротезирования".
Наличию у больного двусторонней тугоухости 3ст. - соответствует первый из двух вышеприведенных пунктов, следовательно, у такого больного ИМЕЕТСЯ ОЖД к общению 1ст.
Цитата
Или теперь на комиссию надо будет идти с сурдопереводчиком?
Зачем - вы что - знаете язык глухонемых?
Цитата
Или теперь
Почему "ТЕПЕРЬ"? По ОЖД к общению ровным счетом НИЧЕГО не поменялось (что было в Приказе 664н, то и будет в Приказе 1024н).
Цитата
А если аппарат сломался?
Какая разница - от сломавшегося аппарата ваша тугоухость 3-й степени никуда не исчезнет. Инвалидность устанавливается не по факту исправного или сломанного слухового аппарата, а по факту наличия у больного ОЖД в установленных категориях. А как на практике решается вопрос с ОЖД к общению 1ст. при изолированной тугоухости 3ст. - я написал выше.
Цитата
у меня на прошлой комиссии установили еще и ОЖД к труду. Это потому что мне 33 года? Или почему?
Вот это я не знаю. Я уже не помню - сообщали вы мне свою основную профессию или нет. Может, вы мастер по настройке музыкальных инструментов и снижение слуха препятствует вам в продолжении трудовой деятельности по основной профессии].
Вот это я не знаю.Я уже не помню - сообщали вы мне свою основную профессию или нет. Может, вы мастер по настройке музыкальных инструментов и снижение слуха препятствует вам в продолжении трудовой деятельности по основной профессии.
Астра, я прошу прощения за назойливость, просто хочется разобраться во всех тонкостях досконально.
С 2011 года я работаю репетитором по математике и физике, частным образом, то есть на дому (была оформлена ИП в 2011 году, сейчас уже не оформлена). Кроме того, сейчас оформлена в фирме преподавателем по гражданскому договору (физика). С 2006 по 2011 год работала официально территориальным представителем по торговому маркетингу в иностранной компании (официально, разумеется, обязанности - общение с клиентами, заключение договоров и т. д. По диплому - менеджер государственного и муниципального управления (стажа нет), получен диплом в 2004 году, до 2003 года работала секретарем машинисткой (диплом ПТУ секретарь суда-секретарь машинистка). Есть ли при тугоухости ОЖД к труду?
Кроме того, не могу понять, а почему Вы пишете, что и по нынешнему приказу, и по приказу 664н в ОЖД к общению ничего не поменялось? Я просто не могу понять. Мне кажется, очень сильно поменялась формулировка. Теперь без нуждаемости в сурдопереводе ОЖД к общению, по идее, устанавливать не будут. В каких случаях человек нуждается в услугах сурдопереводчика? В каких случаях человек способен общаться лишь с использованием невербальных способов общения?
Кроме того, не могу понять, а почему Вы пишете, что и по нынешнему приказу, и по приказу 664н в ОЖД к общению ничего не поменялось? Я просто не могу понять. Мне кажется, очень сильно поменялась формулировка.
И где же она поменялась? Все совпадает слово в слово. Приказ 664н: 1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
Приказ 1024н: 1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу; Я лично никаких отличий не вижу. Если вы их где-то видите, то это уже не ко мне вопросы (и, вероятно, даже не к окулисту).
Цитата
По диплому - менеджер государственного и муниципального управления (стажа нет), получен диплом в 2004 году, до 2003 года работала секретарем машинисткой (диплом ПТУ секретарь суда-секретарь машинистка). Есть ли при тугоухости ОЖД к труду?
Лично мое мнение в вашем случае - НЕТ.
Цитата
В каких случаях человек нуждается в услугах сурдопереводчика?
При ОДНОВРЕМЕННОМ соблюдении двух условий: 1. Когда он не может слышать даже с помощью полностью исправных и правильно подобранных слуховых аппаратов. 2. Когда он владеет навыками распознавания жестовой речи (иначе вся жестикуляция сурдопереводчика будет просто бесполезна).
Цитата
В каких случаях человек способен общаться лишь с использованием невербальных способов общения?
Если он немой (глухонемой) или речь настолько резко нарушена, что без блокнота с ручкой или без жестовой речи (языка глухонемых) общаться он не может.
И где же она поменялась? Все совпадает слово в слово.
Простите, действительно невнимательно читала. Но тогда я ничего не могу понять, получается нарушение закона? Если у человека ТОЛЬКО нарушен слух (в остальном абсолютно здоров), то у него действительно нет ОДЖ к общению? Если он может общаться с аппаратами и без использования жестовой речи, то формально юридически у него нет права на инвалидность? И не было ее по приказу 664н?
А если у него помимо нарушения слуха есть небольшие (именно небольшие) изменения, например, речи или нарушения зрения (не 40, а 10 - 30 % по таблице), то, получается в этом случае у него не изолированные нарушения слуха, есть еще и поражения речевого и зрительного аппарата (пусть небольшие)? Тогда ОЖД к общению в этом случае действительно присутствует? Ну помогите разобраться, я ужасная формалистка, нужно, чтобы все было четко по закону. Сама разобраться не могу.
Вообще мне сурдолог говорила, что у меня есть нарушения речи (но, повторюсь, я этого не замечаю, окружающие, вроде, тоже). Поэтому, получается, не изолированные нарушения слухового аппарата, а нарушения еще и речевого аппарата?
Сообщение отредактировал Марусенька - Среда, 27.01.2016, 08:05
Вышеприведенную цитату следует трактовать так:ОЖД к общению 1ст. имеется у больного при соблюдении ЛЮБОГО (одного) из двух нижеприведенных условий: 1. У больного имеется способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи. 2. При изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу. При этом фразу: "При изолированном поражении органа слуха" следует считать равноценной фразе: "При полной неэффективности (невозможности) слухопротезирования".
Спасибо за комментарий, теперь вроде становится понятнее. Правильно ли мое понимание? Поскольку в категории "к общению" случай поражения слуха выделен отдельно, то: Если у человека, помимо нарушений слуха, есть другие нарушения (речи, зрения), то к такому человеку можно применять (и человеку выгоднее) первый из этих двух пунктов. Если же у человека исключительное изолированное поражение органа слуха (то есть в остальном он здоров), то к нему должен применяться второй из этих пунктов (то есть инвалидность должна устанавливаться только при необходимости услуг сурдопереводчика и невозможности слухопротезирования). Давайте докопаемся до истины вместе. Одна голова хороша, а несколько - лучше.
Если же у человека исключительное изолированное поражение органа слуха (то есть в остальном он здоров)
По-моему я достаточно ясно написал выше, как следует трактовать фразу: "При изолированном поражении органа слуха", повторяю - фразу: "При изолированном поражении органа слуха" следует считать равноценной фразе: "При полной неэффективности (невозможности) слухопротезирования". Слово "изолированный" тут применяется в контексте (в смысле) ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ органа слуха от возможности компенсации слуховыми аппаратами (с логической точки зрения этот вариант трактовки слова "изолированный" в этом НПА является оптимальным). Это лично мое мнение. Вам никто не запрещает иметь по этому поводу свое личное мнение.
Cпасибо, с изоляцией вроде понятно. Тогда, если можно, уточните, пожалуйста, по квалификации и ОЖД к труду у преподавателя (раздел об основной профессии на форуме читала внимательно). Является ли квалификация преподавателя физики (стаж, получается, около двух лет) выше квалификации по диплому "менеджер гос. и мун. управления" (без стажа) и территориального представителя по маркетингу (по профессии, стаж 6 лет). Не является ли моей основной профессией преподаватель физики? Ведь, по идее, именно в ней достигнута наивысшая квалификация?
Добавлено (28.01.2016, 20:05) --------------------------------------------- Астра, Вы прокомментируете мой пост?
Сообщение отредактировал Марусенька - Четверг, 28.01.2016, 20:05
Не вижу практического смысла в выборе между этими профессиями, поскольку ни в одной из них ОЖД к труду у Вас не имеется - это лично мое мнение. Вам никто не запрещает иметь по этому поводу свое личное мнение.
astra71, это снова я. Была у сурдолога и сделали аудиограмму. Лор по месту клиники сказала мне, что инвалидность мне сложно будет получить (по ее выражению, я так поняла, типа навряд ли что получится), а сурдолог сказала мне, что мне положена инвалидность. сделала расчет самостоятельно, так выходит, что у меня третья степень - справа, и глухота- слева. (обидно, а ведь когда-то слева у меня была четвертая степень).
Международная классификация тугоухости: 1-я степень тугоухости – снижение слуха (в среднем на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц) 26-40 дБ; 2-я степень тугоухости – снижение слуха (в среднем на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц) 41-55 дБ; 3-я степень тугоухости – снижение слуха (в среднем на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц) 56-70 дБ; 4-я степень тугоухости – снижение слуха (в среднем на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц) 71-90 дБ.
В Вашем случае на лучше слышащее (правое) ухо снижение слуха на звуковых частотах: 500 Гц - 60 дБ 1000 Гц - 50 дБ 2000 Гц - 40 дБ 4000 Гц - 100 дБ Итого получаем: 60 + 50 + 40 + 100 = 250 дБ.
astra71, Добрый вечер, возник новый вопрос насчет получения инвалидности для ребенка( скопирую свое предыдущее сообщение, для ясности:::: Здравствуйте. Интересует вот какой вопрос: у ребенка двухсторонняя тугоухость 2 степени( с рождения, сейчас нам 7 лет) плюс Задержка психоречевого развития(ЗПР). Могут ли нам установить инвалидность? Посоветовали оформить инвалидность на ЦМПК на лиговском проспекте( проходим там комиссию перед школой) . Направление нам дают в школу для слабослышащих детей с ЗПР. Заранее спасибо за ответ:::,. Не очень понимаю, и не могу найти ответ на вопрос, насчет нового приказа об установлении инвалидности , кто и как высчитывает проценты? . Сегодня получили заключение ЦМППК , Заключение прилагаю (могу и напечатать его, если не читаемо), можем ли мы получить инвалидность( причина не установления ее надобности на данный момент, ПНД, с 15 января, не отправило пока документы на Чапыгина). Ребенок записан в школу-интернат 31, в класс для слабослышащих детей с ЗПРР. спасибо за ответ)
Изолированно тугоухость 2-й степени не является основанием для установления инвалидности по ныне действующему законодательству. Что касается ЗПР. Учитывая возраст ребенка (7 лет) я бы рекомендовал (если вы серьезно настроены решать вопросы установления инвалидности и обращаться по этому поводу в бюро МСЭ) - получить заключение психиатра - на предмет наличия и степени выраженности (при наличии) умственной отсталости. ЗПР обычно ставят детям более раннего возраста, в вашем возрасте следует определяться с наличием и степенью выраженности (при наличии) умственной отсталости - согласно заключениям психиатров.
В зависимости от заключения психиатра - можно будет оценивать перспективы установления инвалидности в вашем случае.
Цитата
Не очень понимаю, и не могу найти ответ на вопрос, насчет нового приказа об установлении инвалидности , кто и как высчитывает проценты?
На ПРАКТИКЕ - при решении вопроса об установлении категории "ребенок-инвалид" в настоящее время требуется ОДНОВРЕМЕННОЕ соблюдение двух условий: 1. Наличие у больного ОЖД хотя бы в ОДНОЙ из категорий любой степени выраженности (в том числе и 1-й). 2. Наличие процентов по приложению к Приказу 1024н от 40% и выше. Выполнение только одного из двух вышеприведенных условий не является достаточным основанием для установления инвалидности.
По тугоухости 2-й степени в приложении к Приказу 1024н имеется пункт 9.1.4: 9.1.4 Тугоухость I - II степени, двусторонняя - 10-30% Напоминаю, что для установления инвалидности размер процентов должен быть от 40% и выше.
Изолированно ЗПР Приказом 1024н не предусмотрена и, как я уже писал выше, в вашем возрасте этот диагноз уже обычно не ставят (а меняют его на умственную отсталость различной степени тяжести). Приказом 1024н предусмотрена умственная отсталость различной степени тяжести - для уточнения наличия и степени выраженности которой требуется заключение психиатра.
Здравствуйте, astra71, Спасибо за подробный ответ, возникает следующий вопрос, а категория способность к обучению. Нам требуется специальная школа, которая учит детей по адаптированной программе со сроком 1-5 лет( для слабослышащих с глубоким недоразвитием речи), обычная школа моей дочери не подходит. Какой-то процент тоже будет? и наверное категория с поведением, но это как я понимаю зависит от диагноза психиатра. Спасибо за подробный ответ
Сообщение отредактировал SWETIKIALEX - Суббота, 06.02.2016, 13:10