О включении в ИПРА ТСР (технических средств реабилитации)
Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным. Конкретные наименования ТСР из Федерального перечня приведёны в Приказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н.
Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий: 1.Наличие соответствующего наименования ТСР вПриказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. 2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР. 3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР. Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены вПриказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. 4.Выполнение прочих положенийПриказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н, касающихся данного наименования ТСР. 5.Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР, товарами и услугами, предоставляемыми за счёт средств материнского капитала - Письмо ФБМСЭ от 17.02.2022 № 5672.ФБ.77/2022
Как отремонтировать или заменить досрочно техническое средство реабилитации - пост № 2626.
О порядке включения санаторно-курортного лечения в ИПРА - см. пост № 3 в этой теме (начиная от фразы: "По поводу включения в ИПРА санаторно-курортного лечения" и ниже).
О включении в ИПРА товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов - пост № 2413.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации - Приказ Минтруда РФ от 26.07.2023 № 603н.
Методическое письмо ФБМСЭ от 28.08.2020 № 29225.ФБ.77/2020 (По вопросу определения количества TCP в ИПРА) Краткая суть этого письма (упрощённо): если срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет до 24 часов включительно, то в ИПРА указывается количество данного наименования ТСР в расчёте на 1 сутки (к примеру, подгузники для взрослых - 3шт.), если же срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет более 24 часов, то в этом случае в ИПРА указывается такое ТСР в единственном числе (например, применительно к обуви - 1 пара). При этом ФСС осуществляет замену ТСР по истечении сроков их пользования в течении всего периода действия ИПРА. Сроки пользования техническими средствами реабилитации - Приказ Минтруда РФ от 05.03.2021 № 107н
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом": 41. ...При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, поданному в установленном пунктом 21 настоящих Правил порядке, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации или абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу. При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется. Методическое письмо ФБ МСЭ от 10.01.2019 № 491/2019 (Информационное письмо по применению пункта 34 Постановления № 95)
Для внесения в ИПРА новых, ранее отсутствовавших в ней наименований ТСР, требуется оформление нового направления на МСЭ и прохождение нового освидетельствования в бюро МСЭ. Приказ Минтруда России от 26.06.2023 № 545н: 7. При необходимости внесения изменений в ИПРА оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА.
Краткую информацию о его особенностях я приводил в посте № 2610. Для того, чтобы непрофессионалам стала более понятна суть нововедений данного приказа, предлагаю рассмотреть в качестве примера ТСР под наименованием: 8-02-03 «Протез плеча рабочий» и сравнить, как заполнялся раздел ИПРА по этому ТСР до 01.06.2023 и как он должен будет заполняться с 19.06.2023.
Несложно увидеть, что объём информации, указываемый в ИПРА, с 19.06.2023 (по новому приказу) существенно увеличивается.
Некоторые коллеги высказывают обеспокоенность по поводу того, что объем работы у экспертов бюро МСЭ существенно вырастет (особенно в бюро, где ранее "оптимизировали" должности реабилитологов и в них теперь непосредственно сами эксперты бюро МСЭ занимаются заполнением ИПРА).
Также некоторые коллеги высказывают обеспокоенность по поводу того, в представленных на МСЭ документах (в первую очередь, в форме 088/у), будет недостаточно сведений для заполнения ИПРА, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. По этому поводу выскажу своё сугубо личное мнение (не претендующее на истину в последней инстанции).
С моей сугубо личной точки зрения (не претендующей на истину в последней инстанции), в данной ситуации у нас не останется иного выхода, кроме составления ПДО (программы дополнительного обследования) для получения необходимых дополнительных данных для заполнения ИПРА, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. Полагаю, что целесообразно разработать шаблоны ПДО для наиболее сложных и распространённых наименований ТСР.
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 24.01.2023) "О признании лица инвалидом": 39. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, составляется программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным им должностным лицом. Программа дополнительного обследования предусматривает проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, предусмотренного перечнем медицинских обследований, указанным в абзаце третьем пункта 17 настоящих Правил, в организации, осуществляющей деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов, в главном бюро или в Федеральном бюро с использованием специального диагностического оборудования, получение консультации главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина, получение заключения психолого-медико-педагогической комиссии о рекомендуемых условиях обучения, выписки из протокола (карты) патолого-анатомического исследования и другие мероприятия.
Приказ Минтруда РФ от 30.05.2022 № 326н "Об утверждении формы программы дополнительного обследования гражданина и порядка ее заполнения": Приложение № 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.05.2022 № 326н Порядок заполнения программы дополнительного обследования гражданина 1. Настоящий Порядок устанавливает правила заполнения программы дополнительного обследования гражданина (далее - ПДО) при проведении медико-социальной экспертизы гражданина в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений. Возможность получения "иных дополнительных сведений" предусмотрена пунктом 18.10формы ПДО (в рамках иного мероприятия).
Далее возможны два варианта развития событий. Вариант № 1. Гражданин согласен на выполнение ПДО. Ждём выполнения ПДО и после получения её результатов заполняем соответствующие разделы ИПРА, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н.
Вариант № 2. Гражданин не согласен на выполнение ПДО (отказывается от её выполнения). Имеет на это полное право. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 24.01.2023) "О признании лица инвалидом": 40. ...В случае получения отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования либо неподписания согласия на дополнительное обследование, предусмотренное программой дополнительного обследования, решение о признании гражданина инвалидом либо решение об отказе в признании его инвалидом принимается бюро (главным бюро, Федеральным бюро) на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Обращаю внимание, что в вышепроцитированном предложении присутствует фраза: "решение о признании гражданина инвалидомлибо решение об отказе в признании его инвалидомпринимается... на основании имеющихся данных". Т.е. если гражданин отказался от ПДО, то мы имеем право на основании имеющихся данных вынести решение о признании его инвалидом либо решение об отказе в признании его инвалидом. Проще говоря, тут не сказано, что при отказе от ПДО мы имеем право на основании имеющихся данных заполнить ИПРА.
Поэтому возникает вполне закономерный вопрос - а как быть в ситуации, когда гражданин отказался от выполнения ПДО, а имеющихся данных недостаточно для заполнения ИПРА, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н? Однозначный ответ на этот вопрос мне, к сожалению, неизвестен. Думаю, что есть смысл проконсультироваться по этому вопросу со специалистами своих юридических отделов или с ФБМСЭ.
С моей точки зрения (не претендую на истину в последней инстанции), если исходить из элементарной логики здравого смысла (как я её понимаю), то при отказе гражданина от выполнения ПДО у нас просто не остаётся иного выхода, кроме как разработать ИПРА по имеющимся данным. Другого варианта не вижу, т.к. действующее законодательство не предусматривает механизма принудительного обследования гражданина для уточнения сведений, необходимых для заполнения его ИПРА.
Можно ещё попытаться направить письменный запрос в медицинскую организацию для уточнения необходимых сведений, к примеру, специалистам протезно-ортопедического предприятия (или ортопеду-протезисту), которые осматривали больного - для уточнения необходимых дополнительных данных (если речь идёт о культе конечности и показанных по ней ТСР).
Приказ Минтруда РФ от 30.12.2020 № 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы": 44. В случае если необходимые документы не представлены получателем услуги по проведению МСЭ по собственной инициативе, специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро), уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы, запрашивают в течение 3 рабочих дней со дня получения пакета документов получателя услуги по проведению МСЭ необходимую информацию и документы, находящиеся в распоряжении бюро (главного бюро, Федерального бюро), предоставляющего услугу по проведению МСЭ, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, удостоверяющих личность.
Дополнение: Ещё вариант (информация к размышлению). Коллеги предлагают в случае недостаточности данных для внесения в ИПРА конкретных наименований ТСР и при категорическом отказе гражданина от ПДО, не вносить в ИПРА эти проблемные ТСР вообще, приложив к протоколу проведения МСЭ письменный отказ гражданина от ПДО и в обосновании указать, что по имеющимся данным включить в ИПРА эти ТСР, согласно положениям нового Приказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н невозможно.
"Поэтому или разъяснять пациенту всю серьёзность ситуации и уговаривать на ПДО (в принципе, когда люди понимают, что это в их интересах, сопротивления не возникает), или не выписывать эти ТСР, приложить отказ от ПДО, в обосновании всё описать хорошо, почему такое решение."
Вывод: если эксперты бюро МСЭ предлагают программу дополнительного обследования (в том числе и для уточнения характеристик показанных наименований ТСР для включения их в ИПРА) настоятельно рекомендуется НЕ отказываться от её выполнения, т.к. это в ваших же интересах (с учётом вышеизложенного).
Зависит от того, какие именно сведения необходимо получить в рамках выполнения ПДО (программы дополнительного обследования). Если для получения этих сведений личное присутствие гражданина не требуется, то ПДО выполняется заочно. Если же для получения этих сведений требуется личное присутствие гражданина, то ПДО выполняется очно.
Добрый день, такой вопрос, уролог прописал наборы мочеприемники для катетеризации 6шт в сут. На Мсэ хотят вписать 4 набора и 2 катетера лубрицированных для самокатетеризации. Имеют ли они право на такую замену?
уролог прописал наборы мочеприемники для катетеризации 6шт в сут. На Мсэ хотят вписать 4 набора и 2 катетера лубрицированных для самокатетеризации. Имеют ли они право на такую замену?
Приказ Минтруда РФ от 27.04.2023 N 342н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации": Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) 21 (21-01-01 - 21-01-45) ...При назначении инвалидам, детям-инвалидам с нарушением мочевыделительной функции (задержка мочи) возможно сочетание катетеров для самокатетеризации лубрицированных (номер 21-01-20) и наборов - мочеприемников для самокатетеризации (номер 21-01-21) (при необходимости катетеризации 6 раз в сутки, что эквивалентно средней норме частоты мочеиспускания здорового человека). Вывод: теоретически право на такую замену у них есть, но практически обычно (как правило) эксперты бюро МСЭ ориентируются на заключение узкого специалиста медицинской организации (в данном случае уролога) по этому вопросу. Обычно (как правило) считается, что узкому специалисту (урологу) виднее, нуждается ли больной только в наборах-мочеприёмниках для самокатетеризации или в их сочетании с катетерами для самокатетеризации.
Согласно этому документу, с 09.07.2023 в пункте 22 Сроков пользования ТСР, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 05.03.2021 № 107н, фраза: «Не более 8 часов (при синдроме полиурии - не более 5 часов), в том числе для детей в возрасте от 0 до 3 лет - не более 8 часов, от 4 до 7 лет - не более 6 часов, от 8 до 18 лет - не более 5 часов» будет заменена на фразу: «Не более 8 часов при выраженных нарушениях пищеварительной системы и/или мочевыделительной функции, не более 6 часов при значительно выраженных нарушениях мочевыделительной функции, в том числе при синдроме полиурии - не более 5 часов. Для детей в возрасте от 0 до 3 лет - не более 8 часов, от 4 до 7 лет - не более 6 часов, от 8 до 18 лет - не более 5 часов».
В связи с этим некоторые коллеги задаются вопросом - откуда брать конкретные критерии значительно выраженных нарушений мочевыделительной функции? Напомню, что в действующих на сегодняшний день НПА (нормативно-правовых актах) по МСЭ таких критериев нет (по объёму неудерживаемой мочи - как главному критерию срока пользования абсорбирующими средствами).
Также можно (с моей точки зрения) ориентироваться на нижеприведённую цитату: Классификация недержания мочи по степени тяжести (в зависимости от количества мочи в мл, выделяемой в течение 8 ч) включает: - легкую степень (до 400 мл); - среднюю степень (400 — 600 мл); - тяжелую степень (600 мл и более) недержания мочи.
...В соответствии с существующей практикой медико-социальной экспертизы выраженные нарушения функции выделения характеризуются частым непроизвольным мочеиспусканием (каждые 10-30 мин); отсутствием позывов на мочеиспускание и чувства прохождения мочи по мочеиспускательному каналу. У пациентов отмечаются следующие показатели цистометрии: объем мочевого пузыря при гипотонии детрузора составляет 500 - 600 мл, количество остаточной мочи - до 400 мл.
При значительно выраженных нарушениях функции выделения имеет место недержание мочи, отсутствие позывов на мочеиспускание; при цистометрии объем мочевого пузыря при гипотонии детрузора составляет 700 - 800 мл, количество остаточной мочи - до 600 мл. Источник
Дополнительно: Общепринятой является классификация недержания мочи по степени тяжести (в зависимости от количества мочи в мл, выделяемой в течение 4-х часов): капельная – до 50 мл; легкая – 50-100 мл; средняя – 101-200 мл; тяжелая – 201-300 мл; очень тяжелая – более 300 мл. Источник (стр. 29)
Логически анализируя информацию из вышеприведённых источников, можно (с моей точки зрения) исходить из следующих соотношений степеней выраженности нарушения функций выделения и объема недержания мочи (в зависимости от количества мочи в мл, непроизвольно выделяемой в течение 4-х часов): - значительно выраженные нарушения функции выделения - более 300 мл (более 600 мл за 8 часов); - выраженные нарушения функции выделения 200-300 мл (400-600 мл за 8 часов).
Здравствуйте ещё такой вопрос, комиссия мсэ проходит сейчас на дому или по прежнему по телефону? и могу ли я включить в ипра отдельно аккумуляторные батареи 7-04-99. т.к. в списке за компенсацию они есть, а в федеральном перечне их нет.
комиссия мсэ проходит сейчас на дому или по прежнему по телефону?
В большинстве случаев - как сам больной пожелает (подробнее ниже). Если в пункте 19.2 (Предпочтительная форма проведения медико-социальной экспертизы) направления на МСЭ по форме 088/у проставлена отметка в пункте 19.2.1.с личным присутствием (очно), то МСЭ проводится в очном порядке, если же проставлена отметка в пункте 19.2.2. без личного присутствия (заочно), то в этом случае МСЭ обычно проводится заочно. Подробнее - см. самый верхний пост в теме: ОЧНОЕ и ЗАОЧНОЕ освидетельствование в бюро МСЭ.
Цитата
и могу ли я включить в ипра отдельно аккумуляторные батареи 7-04-99 т.к. в списке за компенсацию они есть, а в федеральном перечне их нет.
Вопрос от vahrameevadari: Здравствуйте. Ребенок-инвалид. 11 лет. Сахарный диабет 1 типа и атипичный аутизм F84.1 с умеренной умственной отсталостью, СНР средней степени, дизартрия. IQ 51б-вербальн, 58-невербальн. Инвалидность установлена в 6 лет по диабету, до 18 лет. Проблема в том, что степени ограничения жизнедеятельности в ИПРА стоят 1, без учета умственных способностей ребенка. Ребенок не разговаривает, не понимает обращенную речь, не может сообщить о своем состоянии. Можем ли мы претендовать на изменение степени в ИПРА на 3ю? Т.К. в силу умственной отсталости она не может измерить сахар, рассчитать и ввести инсулин на еду, соответственно и поесть самостоятельно не сможет, тк без ввода инсулина ей есть нельзя. Так же в случае гипогликемии(низкого сахара крови) не сможет самостоятельно принять меры по купированию. Так же ребенок не может самостоятельно передвигаться по городу или в лечебном учреждении, тк ничего не понимает.
Ответ: Здравствуйте, vahrameevadari.
Цитата
Проблема в том, что степени ограничения жизнедеятельности в ИПРА стоят 1 Можем ли мы претендовать на изменение степени в ИПРА на 3ю?
Я не педиатр и не психиатр, работаю в бюро МСЭ общего профиля (детей и лиц с патологией психики мы не освидетельствуем), поэтому на истину в последней инстанции не претендую. С моей точки зрения, приведённые вами диагнозы ("Сахарный диабет 1 типа и атипичный аутизм F84.1 с умеренной умственной отсталостью, СНР средней степени, дизартрия") не являются безусловно-несомненным основанием для выставления в ИПРА ограничения жизнедеятельности 3-й ст. ни в одной из предусмотренных категорий.
Исходя из достоверности этой информации: "Ребенок не разговаривает, не понимает обращенную речь, не может сообщить о своем состоянии", оформлять новое направление на МСЭ по форме 088/у должны врачи-психиатры по основному психиатрическому диагнозу и освидетельствование больному нужно проходить в специализированном бюро МСЭ для психоневрологических больных (а не в бюро МСЭ общего профиля, в котором экспертов-психиатров просто нет).
По состоянию на 21.07.2023 на регистрацию в Минюст РФ передан: - Приказ Минтруда России от 26.06.2023 N 545н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм". Его текст, вероятнее всего, БУДЕТ ТАКИМ.