Методические рекомендации для сотрудников МСЭ по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением и обследованию на МСЭ
Классификация ТСР- Приказ Минтруда от 13.02.2018 № 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня...").
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации - Приказ Минтруда РФ от 26.07.2023 № 603н
Вышеприведенные документы имеют силу закона, а приведенные ниже (под спойлером) - лишь рекомендации, пользоваться которыми можно ТОЛЬКО в случаях, когда конкретная ситуация недостаточно подробно расписана в вышеприведенных документах (имеющих силу закона):
В ИПРА включаются ТСР ТОЛЬКО по инвалидизирующей патологии (точнее - по патологии, ведущей к ОЖД).
О возможности включения в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПРА) технических средств реабилитации (TCP) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации по сопутствующей патологии сообщаю, что в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181—ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», решение об обеспечении инвалидов TCP принимается по результатам освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы: "По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида."
Согласно п. 3 «Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида... (ребенка-инвалида)», утвержденного приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н, разработка ИПРА осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных.
Оценка характера и степени нарушенных функций организма и возможных при этом ограничений жизнедеятельности проводится с использованием «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных Приказом Минтруда от 27.08.2019 № 585н.
Таким образом, TCP рекомендуются с целью компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма. В тех случаях, когда по результатам медико-социальной экспертизы нарушения функций организма, в том числе и по сопутствующей патологии, не приводят к ограничениям жизнедеятельности, оснований для установления инвалидности нет.
Следовательно, правовые основания для включения в ИПРА TCP по патологии, не приводящей к ограничению жизнедеятельности, отсутствуют.
По поводу компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР - см. пост № 2 в этой теме.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность получения денежной компенсации за самостоятельно оплаченные (или непредоставленные ФСС) путевки на санаторно-курортное лечение. Подробное обоснование - см. в посте № 19 этой ветки форума.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЛЯ МСЭ По объёму обследований для целей МСЭ рекомендую консультироваться с с председателем ВК (врачебной комиссии) медицинской организации, которая будет (или НЕ будет, если сочтёт, что нет оснований - к примеру, ещё слишком рано) оформлять вам новое направление на МСЭ по форме 088/у.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом": 17. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих СТОЙКОЕ нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ПОСЛЕ проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Проще говоря, СНАЧАЛА больного надо пролечить по установленному конкретному диагнозу в течении определенного периода (для каждой патологии этот период свой), и уже только ПОСЛЕ проведенного лечения - по его результатам решать вопрос о наличии (или отсутствии) у него оснований для установления группы инвалидности.
Определение конкретных сроков лечения больного перед направлением его на МСЭ (как и определение самой целесообразности направления его на МСЭ) - возлагается на врачей медицинской организации.
Эксперты бюро МСЭ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ оформлением направлений на МСЭ по форме 088/у - этим занимаются лечащие врачи. Именно врачи медицинской организации (а не эксперты бюро МСЭ) несут ответственность за полноту обследования и достоверность сведений, указанных в форме 088/у, согласно положениям пункта 20 Постановления Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом": 20. Медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Именно врачи медицинской организации (а не эксперты бюро МСЭ) будут (или НЕ будут - если их что-то не устроит в предоставленных больным данных) подписывать его форму 088/у (без подписей председателя ВК и членов ВК мед. организации она недействительна). Поэтому такого рода вопросы следует согласовывать именно с лечащими врачами.
По объёму обследований для МСЭ рекомендую ориентироваться на мнение председателя ВК (врачебной комиссии) медицинской организации, которая оформляет вам направление на МСЭ по форме 088/у.
Проще говоря, поскольку председатель ВК будет подписывать вашу форму 088/у (без его подписи она недействительна), то рекомендуется именно с ним эти вопросы и согласовывать (чтобы не получилось так - вы не пройдёте какое-то обследование, а он откажется без него подписывать форму 088/у).
В любом случае, при наличии у больного претензий к действиям лечащих врачей (в том числе по объёму обследования для МСЭ), он имеет право обращаться с жалобами на них (в порядке очередности) к: - председателю ВК (врачебной комиссии) лечебного учреждения; - главному врачу лечебного учреждения; - в региональное управление здравоохранения; - в Министерство здравоохранения РФ; - в Росздравнадзор.
О включении в ИПРА ТСР (технических средств реабилитации)
Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным. Конкретные наименования ТСР из Федерального перечня приведёны в Приказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н.
Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий: 1.Наличие соответствующего наименования ТСР вПриказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. 2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР. 3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР. Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены вПриказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. 4.Выполнение прочих положенийПриказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н, касающихся данного наименования ТСР. 5.Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.
О включении в ИПРА ТСР (технических средств реабилитации) Бюро МСЭ включают в ИПРА ТСР по двум перечням: федеральному и региональным. Конкретные наименования ТСР из Федерального перечня приведёны в Приказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н.
Для включения в ИПРА конкретного наименования ТСР по федеральному перечню необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ выполнение следующих условий: 1.Наличие соответствующего наименования ТСР вПриказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. 2.Наличие показаний для включения в ИПРА этого ТСР. 3.Отсутствие противопоказаний для включения в ИПРА этого ТСР. Показания и противопоказания для включения в ИПРА конкретных наименований ТСР приведены вПриказе Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н. 4.Выполнение прочих положенийПриказа Минтруда РФ от 27.04.2023 № 342н, касающихся данного наименования ТСР. 5.Наличие у больного стойких ОЖД в одной или нескольких категориях, для компенсации или устранения которых требуется использование данного наименования ТСР.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР, товарами и услугами, предоставляемыми за счёт средств материнского капитала - Письмо ФБМСЭ от 17.02.2022 № 5672.ФБ.77/2022
Как отремонтировать или заменить досрочно техническое средство реабилитации - пост № 2626.
О порядке включения санаторно-курортного лечения в ИПРА - см. пост № 3 в этой теме (начиная от фразы: "По поводу включения в ИПРА санаторно-курортного лечения" и ниже).
О включении в ИПРА товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов - пост № 2413.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации - Приказ Минтруда РФ от 26.07.2023 № 603н.
Методическое письмо ФБМСЭ от 28.08.2020 № 29225.ФБ.77/2020 (По вопросу определения количества TCP в ИПРА) Краткая суть этого письма (упрощённо): если срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет до 24 часов включительно, то в ИПРА указывается количество данного наименования ТСР в расчёте на 1 сутки (к примеру, подгузники для взрослых - 3шт.), если же срок пользования конкретным наименованием ТСР составляет более 24 часов, то в этом случае в ИПРА указывается такое ТСР в единственном числе (например, применительно к обуви - 1 пара). При этом ФСС осуществляет замену ТСР по истечении сроков их пользования в течении всего периода действия ИПРА. Сроки пользования техническими средствами реабилитации - Приказ Минтруда РФ от 05.03.2021 № 107н
Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 "О признании лица инвалидом": 41. ...При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, поданному в установленном пунктом 21 настоящих Правил порядке, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации или абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу. При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется. Методическое письмо ФБ МСЭ от 10.01.2019 № 491/2019 (Информационное письмо по применению пункта 34 Постановления № 95)
Для внесения в ИПРА новых, ранее отсутствовавших в ней наименований ТСР, требуется оформление нового направления на МСЭ и прохождение нового освидетельствования в бюро МСЭ. Приказ Минтруда России от 26.06.2023 № 545н: 7. При необходимости внесения изменений в ИПРА оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА.