Добрый день! В январе проходили комиссию МСЭ с ребенком-инвалидом возраст 4 года. Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия средней тяжести . Просила вписать ОСАГО , т.е. приобретение ТС, за счет собственных средств. На МСЭ отказали. Правомерно ли?
проходили комиссию МСЭ с ребенком-инвалидом возраст 4 года. Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия средней тяжести . Просила вписать ОСАГО , т.е. приобретение ТС, за счет собственных средств. На МСЭ отказали. Правомерно ли?
Предоставленной информации недостаточно для ответа на поставленный вопрос. Далеко не всякое ДЦП (в том числе и со спастической диплегией) является медицинским показанием для приобретения инвалидом ТС за собственный счет либо других разрешенных законом источников. Подробнее по теме - см. Спецавтотранспорт для инвалидов (Перечень медицинских показаний).
ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПОКАЗАНИЙ ....
1. Культи обоих бедер или обеих голеней, в том числе и после операций по Пирогову, Сайму. 2. Культя одного бедра на любом уровне и независимо от пригодности к протезированию. 3. Культя одной голени на любом уровне и независимо от пригодности к протезированию. 4. Культи обеих стоп на уровне сустава Шопара. 5. Заболевания костей и суставов, деформации нижних конечностей, значительно затрудняющие стояние и ходьбу. 6. Ложный сустав, крупный костный дефект бедра или обеих костей голени, болтающийся тазобедренный или коленный сустав, резко выраженная контрактура или анкилоз тазобедренного сустава, коленного сустава, укорочение нижней конечности на 10 и более сантиметров при сохранной функции другой нижней конечности. 7. Анкилоз или резко выраженная контрактура голеностопных суставов обеих нижних конечностей. 8. Параличи и парезы обеих нижних конечностей, гемипарезы, значительно затрудняющие передвижение. 9. Паралич или выраженный парез одной нижней конечности. 10. Повреждения нервно - сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы). 11. Заболевания, деформации позвоночника, значительно затрудняющие стояние и ходьбу. 12. Анкилозирующий спондилоартрит с вовлечением крупных суставов нижних конечностей, но при сохранной функции верхних конечностей. 13. Тромбооблитерирующие заболевания артерий нижних конечностей I - II и более выраженных стадий. 14. Варикозное расширение вен обеих нижних конечностей, осложненное тромбофлебитом или трофическими нарушениями при невозможности или безуспешности хирургического лечения. 15. Слоновость обеих нижних конечностей. 16. Тяжелые формы эмфиземы легких (пневмосклерозы) с кардиопульмональной недостаточностью II степени. 17. Панцирное сердце.
Как видим, ДЦП (как конкретного диагноза) в этом перечне вообще нет. Но, поскольку при ДЦП со спастической диплегией наблюдаются парезы конечностей различной степени выраженности, то вашему случаю может соответствовать (а может и НЕ соответствовать) только пункт 8 из вышеприведенного списка.
Ниже приводится детализация положений этого пункта: 1.8. Пункт 8. Параличи и парезы обеих нижних конечностей, гемипарезы, значительно затрудняющие передвижение. Параличи характеризуются выпадением двигательных функций, парезы - их ограничением, а также значительным нарушением мышечного тонуса (спастика или гипотония). Медицинским показанием являются параличи и парезы обеих нижних конечностей с отсутствием или значительным ограничением активных движений в проксимальных отделах их.
Вывод: Если ваш ДЦП со спастической диплегией не сопровождается параличами и парезами обеих нижних конечностей с отсутствием или значительным ограничением активных движений в их проксимальных отделах, значительно затрудняющих передвижение, то в этом случае - мед. показаний для приобретения инвалидом ТС за собственный счет либо других разрешенных законом источников - не имеется (соответственно - в этом случае решение вашего бюро МСЭ является правомерным).
В любом случае - при наличии у вас сомнений в правильности принятого первичным бюро МСЭ решения (в том числе и по содержанию ИПРА), вы имеете право обжаловать его в вышестоящее Главное бюро МСЭ вашего региона (в срок не позднее 1 месяца), затем (при необходимости) и выше - в ФБМСЭ.
Добрый день ! Ребёнку 2 года, диагноз ДЦП, гемипаретическая форма, эпилептических проявлений нет (что подтверждает ЭЭГ). Возможно ли внесение автомобиля за счёт собственных средств в ИПРА?
Ребёнку 2 года, диагноз ДЦП, гемипаретическая форма, эпилептических проявлений нет (что подтверждает ЭЭГ). Возможно ли внесение автомобиля за счёт собственных средств в ИПРА?
Возможно, но лишь при условии, что у больного имеется стойкий парез нижней конечности не менее чем ВЫРАЖЕННОЙ степени, характеризующийся значительным ограничением объема активных движений в проксимальных отделах конечности и минимальными в дистальных отделах. Легкие и умеренные гемипарезы не являются мед показаниями для включения в ИПРА автомобиля за счет собственных средств инвалида.
1.8. Пункт 8. Параличи и парезы обеих нижних конечностей, гемипарезы, значительно затрудняющие передвижение. Параличи характеризуются выпадением двигательных функций, парезы - их ограничением, а также значительным нарушением мышечного тонуса (спастика или гипотония). Медицинским показанием являются параличи и парезы обеих нижних конечностей с отсутствием или значительным ограничением активных движений в проксимальных отделах их.
1.9. Пункт 9. Паралич или выраженный парез одной нижней конечности. Паралич или выраженный парез всей нижней конечности может являться следствием перенесенного полиомиелита, заболеваний центральной нервной системы различной этиологии. Паралич характеризуется отсутствием активных движений во всех суставах конечности. Выраженный парез характеризуется значительным ограничением объема активных движений в проксимальных отделах конечности и минимальными в дистальных отделах.
Здраствуйте! Я мать ребенка инвалида. Диагноз ребенка Голопрозенцефалия с прогрессирующей гидроцефалией, спастический тетрапарез, задержка психомоторного и речевого развития, эпилепсия, чазн. Нам в ипр прописали транспортное средство по п.8. Ничего необьяснили про этот пункт. Может обьясните что делать дальше ? Средств на приобретение транспортное средство нет.
Сообщение отредактировал nuriyaru - Суббота, 08.09.2018, 23:20
Нам в ипр прописали транспортное средство по п.8. Ничего необьяснили про этот пункт.
А что, собственно, там объяснять? Там же все написано в самом этом пункте.
Цитата
Средств на приобретение транспортное средство нет. Может обьясните что делать дальше ?
Если нет средств на самостоятельное (за свой счет) приобретение транспортного средства - это значит, что отметка в ИПРА о наличии медицинских показаний для приобретения ребенком-инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для вас практического значения не имеет.
Эта отметка в ИПРА имеет значение только в случаях, когда у инвалида ЕСТЬ возможность приобрести транспортное средство за свой счет (или уже имеется автомобиль) - для получения 50% скидки на ОСАГО. А если у вас автомобиля нет (и нет возможности его приобрести за свой счет), то эта отметка в ИПРА для вас практического значения не имеет.
Эта компенсация установлена частью 1 статьи 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40 - ФЗ , а потому назначается и выплачивается на всей территории Российской Федерации. Внесение автомобиля в Индивидуальную Программу Реабилитации ( Абилитации ) инвалида / ребёнка - инвалида зависит от степени ограничения способности к самостоятельному передвижению по Приказу от 17.12.2015 № 1024 н . Если ребёнку - инвалиду установлено ограничение способности к самостоятельному передвижению второй или третьей степени, то Бюро Медико - Социальной Экспертизы безусловно обязаны вносить автомобиль в Индивидуальную Программу Реабилитации ( Абилитации ) такого ребёнка. При первой степени - это решается индивидуально. Автомобиль как Техническое Средство Реабилитации должен использоваться для компенсации имеющегося ограничения способности к самостоятельному передвижению, то есть постоянно и именно для этой цели. Поэтому при первой степени учитывается количество времени самостоятельной ходьбы, возможность проезда в общественном транспорте, частота обострений заболевания, влекущих невозможность самостоятельного передвижения ребёнка - инвалида. Если бОльшую часть времени Ваш ребёнок - инвалид ходит сам, отказ во внесении автомобиля в Индивидуальную Программу Реабилитации ( Абилитации ) считаю правильным и соответствующим закону. Если ограничение способности к самостоятельному передвижению отсутствует , отказ во внесении автомобиля в Индивидуальную Программу Реабилитации ( Абилитации ) также считаю правильным и соответствующим закону. Это подтверждается Письмами от 29.05.1987 № 1 - 61 - И и от 25.03.2005 № 1353 - ВС . При этом противопоказания в отношении ребёнка - инвалида устанавливать нельзя - за рулём будет не сам ребёнок, а один из его родителей ( других законных представителей ) .
При этом в разделе " Технические Средства Реабилитации , предоставляемые ребёнку - инвалиду за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации , за счёт средств ребёнка - инвалида либо других лиц или организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности " Индивидуальной Программы Реабилитации ( Абилитации ) ребёнка - инвалида, составляемой по форме Приложения № 3 к Приказу от 31.07.2015 № 528 н , Бюро Медико - Социальной Экспертизы обязаны указывать так : В графе " Наименование " - " Автомобиль ". В графе " Исполнитель " - " Родители ( опекуны, попечители ) ребёнка - инвалида " . Заявление о компенсации составляется по форме Приложения № 3 к Административному регламенту, утверждённому Приказом от 4.09.2012 № 84 . Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 17 - П подтверждено право родителей ( других законных представителей ) детей - инвалидов на получение компенсаций, если " Автомобили " записаны на имя этих родителей ( других законных представителей ) .
Если ребёнку - инвалиду установлено ограничение способности к самостоятельному передвижению второй или третьей степени, то Бюро Медико - Социальной Экспертизы безусловно обязаны вносить автомобиль в Индивидуальную Программу Реабилитации ( Абилитации ) такого ребёнка.
Есть мнение, что при определении медицинских показаний для включения в ИПРА (ПРП) автомобиля - эксперты бюро МСЭ должны руководствоваться действующими (не утратившими на сегодняшний день силу) конкретными медицинскими показаниями, а не общей фразой о наличии у больного ОЖД к передвижению какой-либо степени (в том числе и 2-й).
Из вышеприведённого пункта 8 следует, что медицинскими показаниями для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, следует считать: - стойкие умеренные и более выраженные нарушения статодинамических функций (40 - 100%); - стойкие выраженные и значительно выраженные нарушения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем (70 - 100%), приводящие к ОЖД к передвижению 1, 2, 3 степени (1 степени при ампутационной культе бедра, голени, стоп).
ВАЖНО! Необходимо учитывать, что положения Приказа Минтруда России от 03.12.2018 N 765 носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер, т.е. никоим образом не запрещают применение (при наличии оснований) и положений действующего Перечня медицинских показаний 1970 года: 2. Методические рекомендации носят рекомендательный характер, не ограничивая при этом возможность определения потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого инвалида, ребенка-инвалида.
Подавляющее большинство опрошенных мной экспертов бюро МСЭ из разных регионов считают, что при заполнении раздела ИПРА: "Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности" следует руководствоваться действующим (не утратившим силу) Перечнем медицинских показаний 1970 года, о чём ясно и однозначно сказано в Письме Минтруда РФ от 15.09.2015г. № 13-5/В-1367: "Медицинские показания для обеспечения инвалидов транспортными средствами определяются в соответствии с действующими Перечнями от 1969 и 1970 годов". Я с этим мнением полностью согласен.
Что касается положений Приказа Минтруда РФ от 03.12.2018 N 765, то они носят исключительно РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ (т.е. не строго обязательный к исполнению) характер, т.к.: - в Минюсте РФ данный приказ не регистрировался; - в пункте 2 приложения к данному приказу сказано, цитирую: "Методические рекомендации носят рекомендательный характер, не ограничивая при этом возможность определения потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого инвалида, ребенка-инвалида."
Документом, подтверждающим наличие у инвалида медицинских показаний для транспортного средства (для получения 50% скидки на ОСАГО), является ИПРА, имеющая соответствующее заключение в разделе под названием: "Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности" (ИПРА оформляется бюро МСЭ).
Вывод: по ныне действующему законодательству для получения 50% компенсации за ОСАГО требуется наличие действующей ИПРА, в разделе которой под названием: "Заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности" имеется заключение о наличии таких медицинских показаний.
С моей точки зрения, Перечень 1970 года является более "широким" по отношению к положениям Приказа 765 (по мед. показаниям на транспорт). Проще говоря, я даже теоретически не могу представить ситуацию, при которой по Перечню 1970 года мед. показаний на транспорт нет, а по Приказу 765 они есть. Отсюда вывод: если нет мед. показаний на транспорт по Перечню 1970 года, то их не может быть и по Приказу 765. В моём бюро МСЭ мы определяем мед. показания на транспорт по Перечню 1970 года, т.к. он охватывает больший объем патологий, чем Приказ 765, а также с учётом вышеприведённой в этом посте аргументации.
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ: По состоянию на 26.02.2020 на портале проектов НПА (нормативно-правовых актов) размещен проект Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по выплате инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Планируемый срок вступления проекта нормативного правового акта в силу - апрель 2020
Круг лиц, на которых будет распространено действие нормативного правового акта инвалиды (в том числе дети-инвалиды), имеющие транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями
Краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования утверждение методических указаний по осуществлению переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по предоставлению инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Общая характеристика соответствующих общественных отношений осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по предоставлению инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
ПРОЕКТ (по состоянию на 26.02.2020)
Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по выплате инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Утвердить прилагаемые методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по выплате инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Министр А.О. Котяков
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2020 г. №
Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по выплате инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Настоящие методические указания разработаны в целях обеспечения единообразного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2019, № 49, ст. 6967) (далее - Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) полномочий Российской Федерации по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования).
2. Настоящие методические указания применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими переданных полномочий Российской Федерации по выплате инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с установленными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы заключениями о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом (ребенком-инвалидом) транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
3. В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ компенсации страховых премий по договору обязательного страхования являются расходным обязательством Российской Федерации.
4. В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению компенсации страховых премий по договору обязательного страхования предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
5. Объем средств, предусмотренный бюджету субъекта Российской Федерации, согласно абзацу шестому пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ определяется исходя из числа лиц, имеющих право на компенсацию страховых премий, а также из размеров страховых премий, исчисленных в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.
6. В соответствии с абзацем десятым пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ средства на реализацию переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочиями по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования.
8. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования, в том числе с оплатой банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) компенсации страховой премии, осуществляется за счет субвенций в соответствии с методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 677 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4931; 2018, № 21, ст. 3017) (далее – Методика распределения субвенций).
Коэффициент, учитывающий затраты на оплату банковских услуг и услуг почтовой связи по перечислению и пересылке компенсации страховой премии, Методикой распределения субвенций определен в пределах 1,5 процента предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субвенции.
9. При наличии потребности в неиспользованном в текущем финансовом году остатке субвенций согласно пункту 11 Правил предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 528 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 35, ст. 3610; 2013, № 13, ст. 1559) (далее - Правила предоставления субвенций), указанный остаток в соответствии с решением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции.
10. Согласно пункту 6 Правил предоставления субвенций органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субвенция, по форме, установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2011 г. № 38н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21250).
В отчете указываются количество граждан, имеющих право на получение компенсации страховых премий, категории получателей, а также величина произведенных расходов.
12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации список лиц, которым выплачена компенсация страховых премий (с указанием категорий получателей и размера выплаченной им компенсации страховых премий), по форме, установленной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. № 880н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 декабря 2009 г., регистрационный № 15382).
13. Правила выплаты инвалидам компенсации страховых премий согласно пункту 5 Правил предоставления субвенций устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
14. При принятии решения о назначении компенсации страховой премии следует учитывать, что согласно абзацу второму пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ компенсация страховой премии по договору обязательного страхования предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями.
15. Выплата компенсации страховой премии по договору обязательного страхования, не полученной в связи со смертью гражданина, в отношении которого было принято решение о ее выплате, производится в соответствии с нормами раздела V части третьей «Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 49, ст. 4552; 2019, № 12, ст. 1224).
Как получить возможность компенсации полиса ОСАГО инвалиду?
Со стороны экспертов бюро МСЭ для этого требуется лишь внесение в ИПРА заключения о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. О показаниях для внесения в ИПРА такой записи - см. пост № 26 в этой ветке форума.
Решение всех последующих вопросов, связанных с начислением и выплатой этой компенсации, в функцию и компетенцию экспертов бюро МСЭ уже не входит. По данным вопросам рекомендую консультироваться со специалистами соответствующей страховой организации. Подробнее по 50% компенсации стоимости ОСАГО инвалидам - см. внимательно пост № 1 в этой теме.