ПРИКРЕПЛЁННОЕ СООБЩЕНИЕ (актуализировано на 08.05.2023)
Автомобиль по ПРП выдаётся бесплатно. Основанием для включения в ПРП транспортного средства (автомобиля) является наличие у пострадавшего на производстве вследствие трудового увечья или профессионального заболевания патологии, предусмотренной положениями одного из 17 пунктов соответствующих Медицинских показаний (при условии годности к управлению).
Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.09.2015г. № 13-5/В-1367: Медицинские показания для обеспечения инвалидов транспортными средствами определяются в соответствии с действующими Перечнями от 1969 и 1970 годов: ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПОКАЗАНИЙ... 1. Культи обоих бедер или обеих голеней, в том числе и после операций по Пирогову, Сайму. 2. Культя одного бедра на любом уровне и независимо от пригодности к протезированию. 3. Культя одной голени на любом уровне и независимо от пригодности к протезированию. 4. Культи обеих стоп на уровне сустава Шопара. 5. Заболевания костей и суставов, деформации нижних конечностей, значительно затрудняющие стояние и ходьбу. 6. Ложный сустав, крупный костный дефект бедра или обеих костей голени, болтающийся тазобедренный или коленный сустав, резко выраженная контрактура или анкилоз тазобедренного сустава, коленного сустава, укорочение нижней конечности на 10 и более сантиметров при сохранной функции другой нижней конечности. 7. Анкилоз или резко выраженная контрактура голеностопных суставов обеих нижних конечностей. 8. Параличи и парезы обеих нижних конечностей, гемипарезы, значительно затрудняющие передвижение. 9. Паралич или выраженный парез одной нижней конечности. 10. Повреждения нервно - сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы). 11. Заболевания, деформации позвоночника, значительно затрудняющие стояние и ходьбу. 12. Анкилозирующий спондилоартрит с вовлечением крупных суставов нижних конечностей, но при сохранной функции верхних конечностей. 13. Тромбооблитерирующие заболевания артерий нижних конечностей I - II и более выраженных стадий. 14. Варикозное расширение вен обеих нижних конечностей, осложненное тромбофлебитом или трофическими нарушениями при невозможности или безуспешности хирургического лечения. 15. Слоновость обеих нижних конечностей. 16. Тяжелые формы эмфиземы легких (пневмосклерозы) с кардиопульмональной недостаточностью II степени. 17. Панцирное сердце. Источник Важно! Вышеперечисленная патология должна являться ПРЯМЫМ последствием трудового увечья или профессионального заболевания (но не сопутствующей патологией, которая не имеет к ним прямого отношения).
Приказ Минтруда РФ от 30.12.2020 № 982н "Об утверждении формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и порядка ее составления": 15.12. В пункт 38 ПРП при наличии медицинских показаний к обеспечению пострадавшего транспортным средством указывается тип управления транспортным средством (необходимая модификация) (например, для управления без правой ноги, для управления без левой ноги, для управления без обеих ног, для управления без правой руки и правой или левой ноги, для управления без левой руки и левой или правой ноги), срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационного мероприятия, а также номер ПРП, в которой впервые определены медицинские показания к обеспечению пострадавшего транспортным средством при отсутствии противопоказаний к его вождению. Бюро МСЭ определяет годность больного к управлению транспортным средством на основании заключения медицинской организации о наличии либо об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством по форме № 003-В/у
Получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для включения в ПРП автомобиля больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.
Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума: Оформление инвалидности простым языком.
Вопрос от Людмила2509: Добрый день! Мой отец инвалид второй группы с 80% потерей трудоспособности после травмы на производстве. По решению суда нас взяли в ФСС в мае 2014 года и посоветовали разработать программу реабилитации. В июне 2014 года, собрав все документы, пошли на комиссию, но вместо программы ПРП нам выдали ИПР. ФСС программу не принял, в июле 2014 года опять таки собрав все документы пошли на комиссию, программу разработали, но отказали в разработке программы реабилитации на автомобиль, сославшись на просроченную шоферскую справку. В августе оформили новую справку, но оформлять направление на МСЭ врач отказался, сославшись на то, что в деле уже всё есть, но когда мы пришли в сентябре нам сказали, чтобы мы собирали документы опять и теперь шоферскую справку не требовали вообще. Скажите пожалуйста, что является основанием для разработки программы реабилитации на автомобиль и второй вопрос сколько можно оформлять документов пока врачи МСЭ определятся и примут решение
Ответ: Здравствуйте, Людмила2509.
Цитата
Скажите пожалуйста, что является основанием для разработки программы реабилитации на автомобиль
1.Наличие у больного признаков инвалидности по последствиям производственной травмы (трудового увечья) или профессионального заболевания. 2.Документы, подтверждающие факт производственной травмы или профессионального заболевания (подробнее - см. пункты 5 и 6 приложения к Приказу Минтруда РФ от 16.02.2023 № 90н). 3.Наличие медицинских показаний к обеспечению больного транспортным средством (по прямым последствиям производственной травмы или профессионального заболевания) и отсутствие противопоказаний к вождению (подробнее - см. пост № 3 в этой теме). 4.Направление на МСЭ по форме 088/у. 5.Заявление больного на имя руководителя бюро МСЭ с просьбой провести его освидетельствование с целью разработки ПРП - для обеспечения автотранспортом.
Цитата
сколько можно оформлять документов пока врачи МСЭ определятся и примут решение
Этот вопрос рекомендую адресовать тем экспертам МСЭ, которые принимали решения по вашему случаю, а не мне. Максимальный срок проведения МСЭ по действующему законодательству не может превышать 30 рабочих дней, считая с даты регистрации документов в бюро МСЭ (при условии предоставления в бюро МСЭ всех необходимых документов).
Процедура проведения МСЭ (в том числе с целью разработки ПРП) не может превышать 30 рабочих дней (при условии предоставления в бюро МСЭ необходимых документов). Приказ Минтруда РФ от 30.12.2020 № 979н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы": 30. Оказание услуги по проведению МСЭ в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) осуществляется в сроки, не превышающие 30 рабочих дней с даты регистрации в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) направления на медико-социальную экспертизу получателя услуги по проведению МСЭ медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения либо заявления получателя услуги по проведению МСЭ об оказании услуги по проведению МСЭ со всеми необходимыми документами. При необходимости запроса дополнительных медицинских документов, характеризующих состояние здоровья получателя услуги по проведению МСЭ, период времени, необходимый для получения указанных документов, в срок, установленный абзацем первым настоящего пункта, не засчитывается.
При ОДНОВРЕМЕННОМ соблюдении всех пяти вышеприведенных пунктов - больному должны были разработать ПРП (если в своем заявлении на имя руководителя бюро МСЭ он просил освидетельствовать его с целью разработки ПРП - для обеспечения транспортным средством) и рассмотреть вопрос о включении в нее автомобиля.
Здравствуйте! У нас такая ситуация.Муж в 1997 году получил прозводственную травму-обморожение во время командировки в Омской области,там же сделали операцию(обморожение 3-4 степени),удалили пальцы и часть головок плюсневых костей,мягкие ткани пятки,Приехав домой нам установили 2 группу инвалидности и 90% утраты трудоспособности.В 2002 году получил спецавтотранспорт,в 2009 выдали еще спецавтотранспорт.В этом году поехал проходит МСЭК и ему в автотранспорте отказали,т.к.он не имеет право на него,т.к.неправильно (якобы)поставлен диагноз,что у нас операция была не по Шопару,а по Шарпу.
Могли и ошибаться (эксперты бюро МСЭ тоже люди и иногда ошибаются).
Цитата
пожалуста, право ли МСЭК, что нам отказали в получении спецавтотранспорта?
Предоставленной вами информации недостаточно для ответа на поставленный вопрос. Для начала надо уточнить - у больного имеется ампутационная культя только одной или обеих стоп?
Здравствуйте! Хотелось бы получить от Вас консультацию и лично Ваше мнение! Ситуация следующая! На данный момент: являюсь инвалидом 3-й группы (бессрочно с 2018г.), 60% утраты трудоспособности (бессрочно с 2020г.), 48 лет, 105 кг., не работаю (состою на учёте в службе занятости уже несколько лет - ни какой работы не предлагают, сама устроиться тоже ни куда не могу) Ознакомилась с показаниями к обеспечению инвалидов автотранспортом - но ни чего не поняла (извините) Диагноз: Т93 - ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ (Последствия несчастного случая на производстве от 2013г. (закрытый перелом костей левой голени в нижней трети со смещением) и оперативного лечения (остеосинтез большеберцовой кости слева) в виде посттравматического деформирующего остеоартроза левого голеностопного сустава 2-ой ст., выраженной смешанной контрактуры левого голеностопного сустава, ПТФС левой нижней конечности, С5, ХВН 3 ст., посттравматической нейропатии большеберцового и малоберцового нервов с выраженным парезом левой стопы. Укорочение левой нижней конечности на 4 см. Стойкие умеренные нарушения функции опоры и ходьбы левой нижней конечности. Стойкие умеренные функции нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических), сердечно-сосудистой системы) По последней выписке из стационара ухудшение в плане остеоартроза левого голеностопного сустава со 2-й степени на 3-ю, а также сопутствующий диагноз: гонартроз левого коленного сустава 2-ой ст., коксартроз левого тазобедренного сустава 2-ст. Последнее время передвигаюсь тяжело, уже не с тростью, а с 1 костылем. Скажите, пожалуйста, положен ли мне и могу ли я получить автомобиль для инвалида? Спасибо!
Скажите, пожалуйста, положен ли мне и могу ли я получить автомобиль для инвалида?
С моей точки зрения, медицинских показаний для включения в ПРП автомобиля в вашем случае не имеется, т.к. ни один из приведённых вами диагнозов не имеет безусловного соответствия ни одному из 17 пунктов Перечня медицинских показаний: 1. Культи обоих бедер или обеих голеней, в том числе и после операций по Пирогову, Сайму. 2. Культя одного бедра на любом уровне и независимо от пригодности к протезированию. 3. Культя одной голени на любом уровне и независимо от пригодности к протезированию. 4. Культи обеих стоп на уровне сустава Шопара. 5. Заболевания костей и суставов, деформации нижних конечностей, значительно затрудняющие стояние и ходьбу. 6. Ложный сустав, крупный костный дефект бедра или обеих костей голени, болтающийся тазобедренный или коленный сустав, резко выраженная контрактура или анкилоз тазобедренного сустава, коленного сустава, укорочение нижней конечности на 10 и более сантиметров при сохранной функции другой нижней конечности. 7. Анкилоз или резко выраженная контрактура голеностопных суставов обеих нижних конечностей. 8. Параличи и парезы обеих нижних конечностей, гемипарезы, значительно затрудняющие передвижение. 9. Паралич или выраженный парез одной нижней конечности. 10. Повреждения нервно - сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы). 11. Заболевания, деформации позвоночника, значительно затрудняющие стояние и ходьбу. 12. Анкилозирующий спондилоартрит с вовлечением крупных суставов нижних конечностей, но при сохранной функции верхних конечностей. 13. Тромбооблитерирующие заболевания артерий нижних конечностей I - II и более выраженных стадий. 14. Варикозное расширение вен обеих нижних конечностей, осложненное тромбофлебитом или трофическими нарушениями при невозможности или безуспешности хирургического лечения. 15. Слоновость обеих нижних конечностей. 16. Тяжелые формы эмфиземы легких (пневмосклерозы) с кардиопульмональной недостаточностью II степени. 17. Панцирное сердце.
В любом случае, получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для внесения в ПРП автомобиля, пострадавший может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ соответствующего региона.
Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума: Оформление инвалидности простым языком
Добавлено (01.05.2021, 19:04) --------------------------------------------- Ещё хотелось бы узнать, а при выдаче автомобиля учитываются только производственные травмы или ещё считаются сопутствующие (все не указал)? Спасибо!
а при выдаче автомобиля учитываются только производственные травмы
Да, в качестве мед. показаний для включения в ПРП автомобиля учитываются строго только прямые (непосредственные) последствия производственной травмы (сопутствующая патология при этом НЕ учитывается).
Скажите, пожалуйста, на какой срок могут включить в ПРП автомобиль? Год, два, три, бессрочно?
Однозначно этот момент положениями действующего законодательства не оговорен, но, учитывая положения пункта 15.12Приказа Минтруда РФ от 30.12.2020 № 982н (Об утверждении формы ПРП и порядка ее составления): 15.12. В пункт 38 ПРП при наличии медицинских показаний к обеспечению пострадавшего транспортным средством указывается тип управления транспортным средством (необходимая модификация) (например, для управления без правой ноги, для управления без левой ноги, для управления без обеих ног, для управления без правой руки и правой или левой ноги, для управления без левой руки и левой или правой ноги), срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационного мероприятия, а также номер ПРП, в которой впервые определены медицинские показания к обеспечению пострадавшего транспортным средством при отсутствии противопоказаний к его вождению. по логике здравого смысла получаем, что внести автомобиль в ПРП бессрочно невозможно, т.к. обязательным условием для его внесения в ПРП является отсутствие противопоказаний к вождению (понятно, что с течением времени состояние здоровья любого человека меняется и вполне могут появиться и противопоказания к вождению). На практике обычно (как правило) автомобиль вносится в ПРП на срок в 1 год, но возможны и иные варианты, подробнее - см. последний абзац в самом нижнем посте на этой странице (пост № 15).
Скажите, пожалуйста, на какой срок могут включить в ПРП автомобиль? Год, два, три, бессрочно?
Здравствуйте! Позволю себе Вас дополнить: Есть письмо ФСС РФ ОТ 05.02.2002 N 02-18/10-783, где в пункте 2.7 указан срок на который предоставляется автомобиль (при имеющихся показаниях и отсутствии противопоказаний), а так же, Постановление Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N 286 "Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", где в п.п. 38 и 40 тоже указан срок, на который предоставляется автомобиль: 38. Оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица. 40. Оплата расходов застрахованного лица на капитальный ремонт транспортного средства производится 1 раз в течение установленного срока эксплуатации, исчисляемого со дня его получения застрахованным лицом (для мотоколясок - 5 лет, для автомобилей - не менее 7 лет). При этом расходы на капитальный ремонт возмещаются застрахованному лицу по фактической его стоимости, но не более 30 процентов стоимости автомобиля или 50 процентов стоимости мотоколяски, определяемой исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату проведения ремонта.
Из вышеизложенного следует, что если пострадавший нуждается в лекарственных препаратах, то в этом случае лекарства в ПРП можно вписать на срок максимум 1 год, поэтому саму ПРП в целом в этом случае целесообразно разрабатывать тоже на 1 год. Учитывая, что пострадавшие ОЧЕНЬ редко не нуждаются в лекарственных препаратах, получаем, что разработка ПРП на срок, отличный от 1 года, является ОЧЕНЬ редкой.
Если сама ПРП в целом разработана на 1 год, то внести в неё автомобиль на какой-либо более длительный срок (в том числе и на 7 лет), однозначно некорректно с формально-юридической точки зрения (подробнее ниже).
Во-первых, из положений пункта 15.12 следует, что ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием для внесения в ПРП автомобиля является отсутствие противопоказаний к его вождению (понятно, что в течении года состояние здоровья пострадавшего может измениться и у него могут появиться противопоказания к вождению).
Приказ Минтруда РФ от 30.12.2020 № 982н "Об утверждении формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и порядка ее составления": 15.12. В пункт 38 ПРП при наличии медицинских показаний к обеспечению пострадавшего транспортным средством указывается тип управления транспортным средством (необходимая модификация) (например, для управления без правой ноги, для управления без левой ноги, для управления без обеих ног, для управления без правой руки и правой или левой ноги, для управления без левой руки и левой или правой ноги), срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационного мероприятия, а также номер ПРП, в которой впервые определены медицинские показания к обеспечению пострадавшего транспортным средством при отсутствии противопоказаний к его вождению.
Проще говоря, не должно быть такого, что сама ПРП в целом разработана на 1 год, а срок, в течение которого рекомендовано проведение какого-либо реабилитационного мероприятия (в том числе обеспечение транспортным средством) больше срока её действия (т.е. больше 1 года).
Впрочем, на практике некоторые коллеги считают возможным саму ПРП (в целом) разработать на срок бессрочно (т.е. в её строке: "ПРП действительна с « ___ » ____________20___ г. по «___»__________20___г" на месте второй даты написать: "бессрочно"), лекарства вписать на 1 год, какие-то ТСР (к примеру, трость) бессрочно, а автомобиль на 7 лет. Правда, в этом случае формально получается, что, по мнению экспертов бюро МСЭ, пострадавший по бессрочной ПРП нуждается в лекарственном обеспечении в течении только 1 года (а далее уже НЕ нуждается).
Вывод: исходя из вышеизложенного (а также из общения с коллегами из ряда регионов), автомобиль включается в ПРП на срок не более срока действия самой ПРП в целом (но в любом случае не более, чем на 7 лет), т.е.: - если ПРП в целом разработана на 1 год, то и автомобиль в неё можно включить не более, чем на 1 год; - если ПРП в целом разработана на 2 года, то и автомобиль в неё можно включить не более, чем на 2 года; - если ПРП в целом разработана бессрочно, то автомобиль в неё может быть включён не более, чем на 7 лет (т.к. выдаётся он один раз в 7 лет); - бессрочно автомобиль в ПРП не включается (т.к. с течением времени могут появиться противопоказания к вождению).