Положение о Центре комплексной реабилитации инвалидов
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:32 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| Примерное Положение о Центре комплексной реабилитации инвалидов
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Примерное Положение регулирует деятельность центров комплексном реабилитации инвалидов (далее именуется Центр), создаваемых в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для проведения мероприятий по многопрофильной комплексной реабилитации инвалидов с целью интеграции их в семью и общество. 1.2. Центр является самостоятельным учреждением Государственной службы реабилитации инвалидов. 1.3. Центр является реабилитационным учреждением, реализующим комплексную систему мероприятий по медико-социальной реабилитации инвалидов для привлечения или возвращения их в активною трудовую деятельность. 1.4. Центры могут создаваться как на Федеральной уровне, так и на уровень субъектов Российской Федерации. Конкретные положения о центрах федеральною уровня утверждаются федеральными органами исполнительной власти, входящими в состав Государственной службы реабилитации инвалидов, а положения (уставы) о центрах субъектов Российской Федерации утверждаются соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 1.5. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственном власти п управления учреждениями Государственной службы реабилитации инвалидов, учреждениями государственной службы медико-социальиой экспертизы, а также общественными объединениями инвалидов. 1.6. Общее руководство и координацию деятельности Центров осуществляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. 1.7. Центр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, самостоятельным балансом, может от своею имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущее)венные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 1.8. Центр отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности для расчетов с кредиторами субсидиарную ответственность но обязательствам Центра, несет Учредитель. 1.9. Центр вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации. 1.10. Центр в своей деятельности руководствуется: - федеральными законами; - указами и распоряжениями Президента Российской Федерации; - постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации; - законодательством субъекта Российской Федерации; - постановлениями, распоряжениями и приказами органов исполнительной власти, входящими в состав Государственной службы реабилитации инвалидов; - приказами и указаниями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, а также иными нормативными актами, касающимися различных аспектов реабилитации инвалидов. - настоящим Примерным положением; 1.11. Центр имеет гербовую печать с полным своим наименованием и наименованием Учредителя, бланки и штампы со своим наименованием, может иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему. 1.12. Центр ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также учет доходов и расходов от предпринимательском деятельности. 1.13. Центр представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики, налоговым органам, Учредителю и другим органам и организациям в соответствии с законодательством Российском Федерации. 1.14. Центр должен иметь юридический адрес. 1.15. Центр несет ответственность, в установленном законодательством порядке, за выполнение возложенных на него задач.
2. ЗАДАЧИ ЦЕНТРА - Детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы; - Разработка (на основе детализированной и конкретизированной индивидуальной программы реабилитации) планов и программ проведения реабилитации инвалидов в Центре; - Проведение медицинской реабилитации; - Организация и реализация мер по протезированию и отрезированию инвалидов; - Осуществление профессиональной реабилитации инвалидов; - Проведение социальной реабилитации инвалидов; - Проведение комплексной психологической реабилитации; - Динамический контроль за процессом реабилитации инвалидов; - Участие в организации подготовки и переподготовки кадров для отделений и кабинетов многопрофильной комплексной реабилитации инвалидов; - Оказание организационно-методической помощи самостоятельным отделениям и кабинетам многопрофильной комплексной реабилитации инвалидов; - Оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям, а также отдельным гражданам.
3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЦЕНТРА В соответствии с перечисленными задачами Центр осуществляет следующие функции: - уточнение реабилитационного потенциала; - проведение восстановительной терапии; - проведение реконструктивной хирургии; - восстановление, улучшение или компенсация утраченных функций; - логопедическое обучение; - организация лечебной физкультуры; - организация и реализация мер, связанных с протезированием инвалидов, обучение их навыкам пользования протезами; - осуществление комплексной системы мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов для возвращения их в активную трудовую деятельность; - определение и подбор для инвалидов соответствующих видов профессии, полностью отвечающих состоянию их здоровья; - организация профессиональной ориентации и профотбора инвалидов; - организация профессионального обучения и переобучения инвалидов; - организация профессионально-производственной адаптации инвалидов; - обучение инвалидов основам предпринимательской деятельности и навыкам активного поведения на рынке труда; - организация социально-бытовой адаптации инвалидов; - осуществление мер по социалыю-средовой ориентации инвалидов; - реализация мер по адаптации семьи к проблемам инвалидов; - информирование инвалидов о реабилитационных услугах, которые оказываются им безвозмездно или за плату; - обучение инвалидов пользованию специальными изделиями и техническими средствами, облегчающими их труд и быт; - привлечение инвалидов к занятиям любительским или профессиональным спортом; - проведение психотерапевтических и психологических мероприятий; - научное обеспечение и анализ опыта организации работы органов и учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации и протезирования инвалидов и разработка рекомендаций по ее совершенствованию; - организация информационной и консультативной помощи по правовым, медицинским и другим вопросам, касающихся реабилитации инвалидов.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:35 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 4. СТРУКТУРА ЦЕНТРА 4.1. Структура Центра определяется его конкретными задачами, основными направлениями и объемом работы, а также возложенными на Центр задачами и функциями. 4.2. В структуру Центра могут входить: 4.2.1. Отделение медицинской реабилитации, включающее: - клинику; - медико-консультативное отделение (кабинет врача-реабилитолога, кабинет невропатолога, кабинет психиатра, кабинет нарколога, кабинеты других специалистов); - отделение восстановительной терапии (кабинет физических методов реабилитации, кабинет механических методов реабилитации, кабинет иглорефлексотерапии и «нетрадиционных» методов лечения, кабинет трудотерапии, кабинеты водо- и бальнеотерапии, кабинет лечебной физкультуры и др.); - кабинеты функциональной диагностики (кабинет электрокардио- логической диагностики, кабинет нейрофизиологической диагностики, кабинет физиологической диагностики двигательного аппарата, кабинет изучения функции внешнего дыхания, рентгеновский кабинет, клинико- биохимическая лаборатория и др.); - отделение протезирования и ортезирования. 4.2.2. Отделение профессиональной реабилитации, включающее: - кабинет профориентации и профотбора (кабинет трудовых проб); - кабинет профессионально-производственной адаптации; - кабинет обучения основам предпринимательской деятельности и навыкам активного поведения на рынке труда. 4.2.3. Отделение социальной реабилитации, включающее: - отделение социально-бытовой адаптации (кабинет социально-бытовой диагностики и оценки степени независимой жизнедеятельности, кабинет по обучению пользованию техническими средствами реабилитации, учебные классы для адаптационного обучения, кабинет обучения навыкам самостоятельного проживания); - отделение социалыю-средовой ориентации (кабинет социально-средовой диагностики, кабинет психодиагностики, кабинет психотерапии, кабинет коррекции слуховых нарушений, учебные классы для социалыю-средовой ориентации); 4.2.4. Отдел научного прогнозирования развития медико-социальной экспертизы, реабилитации и протезирования инвалидов; - отделение научного прогнозирования развития медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; - отделение научного прогнозирования развития протезирования инвалидов. 4.2.5. Общий отдел, включающий: - информационно-консультативное отделение (кабинет информации и консультирования по вопросам реабилитации, кабинет консультативно- правовой помощи, кабинет статистики; - спортивно-оздоровительный комплекс (игровые залы, гимнастический зал, спортивно-игровые кабинеты); - культурно-досуговый комплекс (читательская библиотека, клуб, игровые комнаты для неподвижных игр, кафе). 4.2.6. Административно-хозяйственный отдел, включающий: - регистратуру; - приемно-консультативное отделение; - вспомогательные службы.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА 5.1. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению Учредителя - органа исполнительной власти, входящего в состав Государственной службы реабилитации инвалидов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 5.2. Центр создается Учредителем по собственной инициативе и регистрируется соответствующими органами в установленном порядке. 5.3. Учредитель: - утверждает устав Центра; - назначает на должность директора; - определяет приоритетные направления деятельности и развития Центра; - решает вопросы финансирования Центра; - утверждает годовые финансовые результаты деятельности Центра. 5.4. Права юридического лица у Центра, в том числе, и на ведение уставной финансово-хозяйственной деятельности, возникают с момента его регистрации. 5.5. Деятельность Центра лицензируется. Права на реабилитационную деятельность возникают у Центра с момента выдачи ему лицензии. 5.6. Центр вправе осуществлять предпринимательскую (хозяйственную) деятельность в соответствии с его целями и задачами. 5.7. Центр может иметь в своем составе филиалы и отделения без прав юридического лица, действующие на основании Положений, утверждаемых Центром. 5.8. Центр может осуществлять внешнеэкономическую деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, а также вступать в международные организации, деятельность которых связана с реабилитацией инвалидов. 5.9. Центр может получить аккредитацию в различных Российских, зарубежных и международных общественных, научных и промышленных структурах, если это не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. 5.10. Центр может входить в ассоциации, союзы и другие объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий (любой формы собственности) и общественных организаций в целях развития и совершенствования системы реабилитации и социальной защиты инвалидов.
6. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ЦЕНТРА 6.1. Собственник имущества, в порядке установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за Центром, на правах оперативного управления, выделенное ему имущество и осуществляет контроль за его целевым использованием. Центр несет ответственность за его сохранность и эффективное использование по назначению. 6.2. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра могут быть: средства федерального бюджета (для Центров федерального уровня); средства бюджетов субъектов РФ (для Центров регионального уровня); средства государственных внебюджетных фондов, которые согласно положениям о них в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимают участие в финансировании реабилитационных мероприятий; кредиты банков и других кредитных учреждений; доходы, полученные от предпринимательской (хозяйственной) деятельности Центра; благотворительные взносы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, в том числе, иностранных, а также другие поступления (источники) не запрещенные законом; иностранные инвестиции и гранты в соответствии с межправительственными соглашениями и программами. 6.3. Центр должен быть обеспечен, в соответствии с установленными нормативами, помещениями и оборудованием, отвечающими санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и располагать иными необходимыми объектами инфраструктуры. Все помещения, должны обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов н располагать необходимым транспортом и техническими средствами реабилитации инвалидов. 6.4. Центр осуществляет право владения, пользования, распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, назначением имущества и в соответствии с задачами, предусмотренными настоящим Примерным Положением. 6.5. Центр осуществляет право владения, пользования, распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, назначением имущества и в соответствии с задачами, предусмотренными настоящим Примерным Положением. 6.6. Доходы, полученные от предпринимательской (хозяйственной) деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра. Доход используется на непосредственные нужды (в том числе на заработную плату) Центра в целях развития и совершенствования реабилитационного процесса.
7. УСЛОВИЯ ПРИЕМА И СОДЕРЖАНИЯ В ЦЕНТРЕ 7.1. Направление инвалидов в Центр осуществляют органы и учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы и Государственной службы реабилитации инвалидов. 7.2. Порядок приема, содержания и выписки инвалидов из Центра определяется Учредителем. 7.3. Противопоказаниями к приему в Центр являются: острые и подострые стадии основного заболевания, требующие активного медицинского вмешательства; любые приступообразные и проградиентно текущие психические заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам болезни с частыми декомпенсациями, требующими лечения в стационаре; злокачественные новообразования в активной фазе; кахексия любого происхождения; обширные трофические язвы и пролежни; гнойно-некротические заболевания; острые инфекционные и венерические заболевания до окончания срока изоляции.
8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕАБИЛИТИРУЕМЫХ ИНВАЛИДОВ 8.1. К реабилитируемым инвалидам относятся все лица, направленные в Центр в установленном порядке для реализации индивидуальных программ реабилитации. 8.2. Инвалиды имеют право на: осуществление реабилитационных мероприятий в полной объеме в соответствии с программой реабилитации; бесплатное пользование, при реализации индивидуальной программы реабилитации, помещениями и оборудованием специализированных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотек; получение дополнительных, в том числе, платных реабилитационных услуг; отказ от того или иного вида, формы, объема, сроков проведения реабилитационных мероприятий, а также от реализации реабилитационной программы в целом. Отказ инвалида должен быть письменно зарегистрирован; обращение непосредственно к руководителю по вопросам, связанным с их пребыванием в Центре; обращение с заявлениями в органы представительной и исполнительной власти, суд, прокуратуру; выплату пенсий, пособий и стипендий в порядке, установленном действующим законодательством. 8.3. Инвалиды обязаны выполнять требования Положения о Центре, соблюдать правила внутреннего распорядка, а также активно участвовать в осуществлении программ их реабилитации. 8.4. При согласии инвалида на проведение реабилитации он обязан представлять специалистам Центра достоверную и исчерпывающую информацию (в пределах своих возможностей), необходимую для разработки, организации и проведение реабилитации, а также выполнять предписанные реабилитационной программой действия. 8.5. Выписка (отчисление) инвалидов из Центра ранее установленного срока производится по их заявлению или по решению руководителя Центра за систематическое нарушение ими правил внутреннего распорядка.
9. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРА 9.1. К работникам Центра относятся руководитель, специалисты (в том числе в области реабилитации), технические исполнители, рабочие. Все должности работников в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде замешаются по трудовому договору (контракту). 9.2. Права и обязанности работников Центpa определяются действующим законодательством о труде, настоящим Примерным Положением, Правилами внутреннего распорядки Центра, положениями о структурных подразделениях Центра, должностными инструкциями. 9.3. Специалисты Центра должны повышать свою квалификацию в образовательных учреждениях дополнительною образования и в высших учебных заведениях, а также на факультетах повышения квалификации, путем стажировки но профилю специальности.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:36 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 10. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНТРОМ 10.1. Управление Центром осуществляет директор, который назначается па эту должность и освобождается от занимаемой должности Учредителем. Директор Центра назначается на должность с учетом требований, содержащихся в тарифно-квалификационных характеристиках по этой должности. 10.2. Директор Центра в соответствии с законодательством действует от имени Центра без доверенности, представляет его во всех организациях, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке счет, является распорядителем кредитов и издает, в пределах своей компетенции, приказы и распоряжения. Директор Центра в соответствии с действующим законодательством назначает и освобождает от должности своих заместителей, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделении и других работников, а также определяет должностные обязанности всех работников. К профессиональной деятельности в Центре допускаются лица, имеющие уровень профессиональной подготовки, соответствующий типу и виду проводимых мероприятии медико-социальной реабилитации, исходя из действующих тарифно-квалификационных характеристик. 10.3. Структура, штатное расписание и режим деятельности определяются в соответствии с типом, видом и возложенными на Центр задачами, объемом, характером деятельности, конкретными условиями труда и с учетом особенностей контингента обслуживания, по согласованию с Учредителем и директором Центра. 10.4. Оплата труда работников Центpa производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организаций. Виды и размеры надбавок и дополнительных выплат директор Центра определяет самостоятельно в пределах выделяемых средств на оплату труда.
11. ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА 11.1. Ликвидация Центра или его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляются Учредителем на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 11.2. Центр может быть ликвидирован в порядке установленном законодательством. 11.3. При ликвидации и реорганизации Центра работникам гарантируется соблюдение их прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 11.4. Имущество ликвидированного Центра, оставшееся после удовлетворения в установленном порядке требований кредиторов, передается собственнику.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:38 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| Принципы организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования инвалидов
1. ВВЕДЕНИЕ В общей системе реабилитации инвалидов профессиональное образование занимает особое место, так как именно оно способствует реализации инвалидами их конституционного права на образование (ст. 43 Конституции), а также на труд в соответствии с выбранным родом деятельности и полученной профессией (ст. 37 Конституции). Профессиональное образование в рамках концепции медико-социальной реабилитации инвалидов представляет систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области рекомендуемой профессиональной деятельности. Высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с неинвалидами.
В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентноспособным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости. В настоящее время значительно расширены медицинские показания для профессионального обучении инвалидов, что позволяет проводить их обучение более широкому спектру профессий, в том числе и новым профессиям, появившимся на рынке труда. Для реализации программы получения среднего профессионального образования должны использоваться различные формы учебных заведений, основными из которых являются профессиональные (профессионально-технические) и специализированные профессионально- технические училища, колледжи, лицеи и д.р.
Однако, только при наличии соответствующих учебных заведений для инвалидов, без переориентации образования инвалидов на активную социальную и профессиональную деятельность, достичь значительных результатов в профессиональной, медицинской и социальной реабилитации инвалидов вряд ли представляется возможным. На данном этапе развития государства образовательные учреждения для инвалидов должны готовить не только специалистов равной квалификации со здоровым населением, но и людей способных и готовых к активному сотрудничеству и взаимодействию во всех сферах жизни со всеми другими членами общества.
И, в этом плане, значительная роль должна принадлежать соответствующей организации учебного процесса, который необходимо строить на принципах, обеспечивающих выполнение вышеизложенных задач. В основе таких принципов организации учебного процесса для инвалидов должна лежать необходимость включения в программу подготовки специалистов среднего звена освоение ряда личностных и социально-коммуникативных качеств, обеспечивающих эффективный уровень профессиональной компетентности-характеристики, значительно более широкой, чем понятие квалификация. При этом следует иметь ввиду, что разработка этих принципов носит не только и не столько теоретический характер, сколько чисто практический, так как их использование (применение) в учебном процессе позволит в значительной степени (в положительном смысле) изменить общественно-политический, профессиональный и социальный статус инвалида как в процессе обучения, так и после окончания учебного заведения.
К числу принципов организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования для инвалидов следует отнести следующие принципы: - профессиональной компетентности; - широкого использования специальных педагогических технологий, приемов (наряду с обычными) для обучения инвалидов; - индивидуализации профессионального обучения; - сочетания профессионального обучения с другими формами профессиональной реабилитации, а также с медицинской и социальной реабилитацией инвалидов; - обеспечения доступности и активного участия в учебном процессе инвалидов; - педагогической и психологической поддержки инвалидов; - интеграции профессионально-значимых и социально-значимых задач в профессиональной подготовке инвалидов. Вдумчивое и творческое применение указанных принципов при организации учебного процесса педагогами и другими специалистами учреждений профессионального образования для инвалидов обеспечат нм более высокий уровень интеграции в новую профессионально-социальную действительность после завершения обучения.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:40 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Анализ традиционного профобучения инвалидов показывает, что ею конечные результаты в существенно большей степени определяются не содержанием учебных программ, а организацией учебного процесса. Не преуменьшая роли содержания учебных программ следует отметить, что ретроспективный обзор изменений системы профреабилитации показывает, что кардинальные улучшения были достигнуты только при создании принципиально другой педагогической и психологической атмосферы учебного процесса, строящегося на соответствующих принципах. Все эти принципы характеризуются определенным содержанием Глубоко усвоив его преподаватель (специалист) может с пониманием использовать эти принципы при организации учебного процесса.
2.1. Принцип профессиональной компетентности Профессиональная компетентность является исходным принципом организации учебного процесса, который обеспечивает участие определенных категорий инвалидов в непрерывном профессиональном образовании на всех этапах человеческой жизни. Этот принцип означает, что весь учебный процесс от начала до конца (т.е. с момента, когда инвалид приступил к учебе и до получения им диплома об образовании) должен строиться таким образом, чтобы сформировать у инвалида (обеспечить ему) профессиональную компетентность, как основу его непосредственной и полной интеграции в семью и общество. Чтобы реализовать этот принцип преподаватели (специалисты) должны иметь ввиду, что понятие профессиональной компетентности не однозначно. Само по себе оно гораздо глубже, чем понятие «профессиональное образование» и даже «профессиональная реабилитация», в том плане, как это понятие трактуется в нашей научно-учебной литературе.
Под профессиональной компетентностью понимается уровень творческой реализации профессионализма, автономности и социально коммуникативных способностей, понимаемой как самостоятельность, право и ответственность за принятие независимых решений в своей профессиональной деятельности. Таким образом основными составляющими компонентами указанного понятия являются: профессионализм, автономность и социально-коммуникативные способности. Они, в свою очередь, характеризуются следующими свойствами, выработка которых целиком зависит от соответствующей организации учебного процесса.
Профессионализм - это способность реализовать необходимые общие и специальные знания, умения и навыки в целях достижения профессионально значимых результатов, характеризуемых точностью, качеством и др. показателями в наивысшей степени. Автономность представляет собой способность инвалида к самостоятельной деятельности, осуществление контроля не извне посредством предписаний, а <изнутри>, посредством осознания необходимости образцового исполнения своей профессиональной деятельности. Она включает следующие основные показатели: - ценности, которыми руководствуется человек при выборе его действий, например в творчестве, переживаниях и отношениях; - привычная активизация, как способность быть наготове в нужный момент, подготовленность к автоматизированному действию, без усилий на сознательном уровне подготовки; - владение различными способами логического и творческого мышления; - опыт вполне сформированных сознательных способов действий; - способность к рассуждению и рефлексии, которая понимается как самонаблюдение, самоанализ, критическое осмысление своего состояния и действий; - проявление инициативы; - способность принятия ответственности; - отсутствие контроля качества деятельности; - способность управления собой и другими; - способность выявления необходимой информации из ситуации для принятия решений; - самостоятельное выявление проблем; - постановка задач и способность их решения; - умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии; - понимание взаимосвязей профессиональной деятельности, следствий, которые она влечет и влияния, которое она оказывает на другие профессиональные области; - принятие рациональных решений в критической ситуации; - уровень культуры и организации трудового процесса, отвечающий сложившимся нормам высокой трудовой этики.
И, наконец, социально-коммуникативные способности - это способности к активному обучению, четкому взаимодействию с окружающим социумом. К ним, в частности, относятся: - способности сотрудничества и взаимодействия; - психологическая совместимость, как способность адаптации к различным темпераментам и характерам; - умение работать в составе группы; - толерантность к другим национальным культурам; - владение многокультурными навыками; - умение эффективно обучать в своей профессиональной области; - умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером; - способность эффективно разрешать конфликты; - искреннее уважение к труду других; - способность установления долговременных горизонтальных и вертикальных связей; - способность безошибочного восприятия и передачи информации; - способность организовывать работу группы; - способность делегирования и принятия ответственности на себя. Только привитие (развитие) у студентов-инвалидов всех вышеперечисленных навыков, способностей, умений, знаний и т.д. (через соответствующую организацию учебного процесса), определяющих содержание принципа профессиональной компетенции, позволит не только повысить уровень (качество) подготовки специалистов, но и создать условия для более полной адаптации инвалида к новой социально- экономической среде (о чем говорилось выше).
Кроме того, принцип профессиональной компетентности является важным фактором и необходимым компонентом непрерывного образования. В условиях уменьшения масштабов предприятий, активного роста сервиса, появление малых, средних и посреднических фирм возникает реальная потребность в интеграции профессий, самореализации, активизации творческих возможностей личности. Сокращение срока жизни техники, технологий, товаров и услуг приводит к многократной смене рабочих технологий, что и определяет широко осознаваемую потребность в непрерывном самостоятельном образовании на протяжении всей жизни, с тем, чтобы не утратить своей профессиональной компетентности.
Принцип профессиональной компетентности это наиболее общий принцип, требующий в процессе профессиональной подготовки инвалидов включение социально ориентированных компонентов, о которых говорилось выше. Естественно, что использование этого принципа сопровождается и внесением тех или иных изменений (в большей или меньшей степени) в структуру и содержание действующих профессионально образовательных программ, осуществляемых с помощью соответствующих педагогических технологий.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:42 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 2.2. Принцип широкого использования специальных педагогических технологий, приемов (наряду с обычными) для обучения инвалидов Следует иметь в виду, что педагогические технологии, используемые в обучении инвалидов, являются с одной стороны отражением педагогических технологий, применяемых вообще в образовании, с другой стороны - в них должны учитываться педагогические основы обучения и специфика обучения инвалидов. Прежде всего необходимо отметить, что в новых условиях, когда учебные заведения системы Министерства труда и социального развития РФ из просто образовательных преобразуются в образовательно-реабилитационные, основная работа преподавателя должна сместиться от информативной деятельности в сторону анализа и совершенствования качества интеллектуальных технологий, которые используют учащиеся-инвалиды. Эти технологии включают освоение способностей активного мышления, осуществления необходимых логических преобразований, развития социально важных способностей и качеств. Таким образом преподаватель должен создавать на занятиях такие педагогические условия, при которых учащиеся, решая прямую профессиональную задачу, получают возможность контекстно совершенствовать свои социально значимые способности. Вот почему педагогическая технология, техника и приемы, используемые преподавателем, должны быть направлены на достижение не просто образовательных, а интегрированных целей учебного процесса (о которых говорилось выше). Данный подход отрицает жестко спланированную педагогическую технологию, не ориентированную на особенности конкретной группы. Он предполагает гибкость и вариативность в применении педагогических технологий и приемов, способствующих более продуктивному развитию учебного процесса.
С учетом вышеизложенного преподаватели в практике профессионального обучения могут использовать следующие основные методы построения педагогических технологий при работе со студентам и инвалидами: - обеспечение высокоактивной роли студента на всех учебных занятиях. Именно он должен быть субъектом деятельности, главным действующим лицом учебного процесса. Теория и практика «деятельного подхода» должна составлять основу подавляющего большинства педагогических технологий; - осуществление целей развития реализовывать на обязательных занятиях, предметах по выбору, в системе самостоятельной, индивидуальной, домашней работы (в учебной неделе выполнение домашних заданий часто занимает больше времени, чем аудиторная нагрузка); - сочетание на всех видах занятий фронтальной (коллективной), групповой и индивидуальной творческой деятельности.
При этом в группе может выделяться «творческий лидер». Эта роль может быть переходящей (здесь типичный пример того, что указанные выше принципы пересекаются, особенно в обучении инвалидов); - обстоятельное изучение материалов входного тестирования, уровня развития и учебных достижений учащихся перед началом учебных занятий; - выстроенное планирование изучения курса (модуля, блока) в соответствии с учебными возможностями именно данной группы; - формирование у учащихся умения информационного поиска (не только с помощью ЭВМ), заложенного в какой-то степени еще в общеобразовательной школе, это умение, достаточно хорошо сформулированное, позволяет сэкономить до 30% учебного времени; - формирование умения «работы в команде» (т.е. в группе с небольшим количеством студентов); - участие обучаемых в конкретизации и индивидуализации целей учебной деятельности (при заданных педагогом общих целях), что позволяет адресовать себе результаты деятельности, усиливает мотивацию; - использование системы оценки по результатам деятельности (у каждого обучаемого «портфель достижений»); - индивидуализация мотивации, определение сферы мотивов у каждого; - формирование позитивизма, «атмосферы успеха» в обучении; - применение специфических форм оценки учебных успехов инвалидов (оценка его индивидуальных успехов, сегодняшних по сравнению со вчерашними, а не в сравнении с успехами других); - создание условий для большей практической направленности учебного процесса; - достижение высокой интенсивности учебного процесса, в частности, путем использования занятий-исследований, проектов, «мозговых штурмов», педагогических ролевых игр, других активных форм; - применение в ходе профессиональной подготовки учащихся - инвалидов анализа, диагностики, мониторинга состояния изучаемых объектов или процессов. Интерпретация процессов диагностики должна осуществляться преподавателем и учащимися в схемах, моделях, аналогиях и других формах, что способствует их более ясному, понятному восприятию и усвоению; - сочетание как коллективной, так и индивидуальной учебной деятельности инвалидов, каждая из которых формирует различные, но очень важные качества самостоятельности и социальной коммуникативности.
При этом преподаватели должны иметь ввиду, что используемые сегодня групповые формы проведения занятий чаще всего направлены не на процесс развития личности, а на достижение частного результата за меньшее время, за счет коллективной мыследеятельности, хотя в подобных технологиях заложен и не используется необыкновенно сильный потенциал развития целого ряда социальных качеств. И в этом плане, при соответствующей организации учебного процесса в ходе коллективного решения учебной задачи, достигается определенный консенсус, выявляются личностные позиции, проявляется инициатива, творческие способности и другие качества, определяющие самостоятельность и социально-коммуникативные способности инвалидов. Их динамика должна фиксироваться и оцениваться преподавателем на протяжении всего курса. Понятно, что учет этих составляющих элементов педагогических технологий в реальном педагогическом процессе задача сложная, решение которой требует специальной подготовки и переподготовки педагогов.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:43 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 2.3. Принцип индивидуализации профессионального обучении Этот принцип по существу представляет собой новую технологию обучения, при которой выбор содержания, форм, методов и режима обучения осуществляется с учетом индивидуальных способностей каждого инвалида к обучению. Принцип индивидуализации профессионального обучения особенно важен для организации учебного процесса в учреждениях профессионального образования для инвалидов.
Профессиональное становление личности инвалида во многом определяется индивидуальными, возрастными, психологическими особенностями, а также состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями жизнедеятельности (социальной недостаточностью), что и должны учитывать преподаватели, в том числе, и путем конкретной реализации рассматриваемого принципа. При этом необходимо иметь ввиду, что индивидуализация профессионального обучения подразумевает следующие основные моменты: - организацию учебного процесса с учетом индивидуальной мотивации к получению профессии и интеллектуального развития обучаемых; - учет начального уровня знаний, умений и навыков обучаемых профессии (специальности); - применение дифференцированных по сложности компьютерных обучающих материалов с учетом индивидуальных способностей обучаемых; - оказание поддержки обучающимся, испытывающим затруднения в освоении материала; - развитие у обучаемых индивидуальных умений учиться самостоятельно; - использование печатных обучающих материалов различной сложности; - дифференцирование учебных заданий для обучаемых по уровню сложности; - формирование у обучаемых умений оценивать собственную деятельность; - саморегуляцию познавательной деятельности обучаемых; - предоставление консультационной помощи обучаемым по их инициативе; - использование различных индивидуальных способов руководства познавательной деятельностью обучаемых; - осуществление индивидуального контроля за обучением. Самоконтроль обучаемых.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что факторами, влияющими на разработку индивидуального содержания обучения являются: интеллектуальный уровень обучаемого; профессиональная направленность обучаемого; мотивация обучаемого к овладению избранной профессией; начальный уровень знаний, умений и навыков обучаемого; диагностические данные о психологической готовности обучаемого к приобретению профессии; навыки самообразования и самоконтроля у обучаемого; требования государственного стандарта; знания о новейших техники и технологии; степень дидактической разработки учебного процесса. Именно эти факторы и следует использовать преподавателям при практической реализации принципа индивидуализации профессионального обучения.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:44 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 2.4. Принцип сочетания профессионального обучения с другими формами профессиональной реабилитации, а также с медицинской и социальной реабилитацией инвалидов
Тенденция, проявившаяся в последние годы, к расширению функций всех аспектов реабилитационного характера (медицинского, профессионального, социального) в учреждениях профессионального образования инвалидов системы Министерства труда и социального развития РФ, требует и существенных изменений в организации учебного процесса. Он должен строиться с учетом необходимости осуществления широкого спектра реабилитационных мероприятий, реализация которых качественно улучшает подготовку специалистов из числа инвалидов. И в этом плане, преподаватели при организации учебного процесса (его планировании) должны учитывать (согласовывать) те мероприятия, которые предусматриваются в части медицинской, профессиональной (в широком смысле) и социальной реабилитаций (времени их проведения, содержания, периодичности и т.д. и т.п.). При этом следует иметь ввиду, что объем указанных мероприятий предопределяется тем - является ли учреждение профессионального образования интернатом или нет.
В учреждениях профессионального образования интернатного типа должен реализовываться весь комплекс реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПР (отсюда и свои особенности организации учебного процесса), а в других учреждениях (не интернатного типа) реабилитация носит сопутствующий учебному процессу характер (основные меры по медицинской и социальной реабилитации студентов - инвалидов указанных учреждений профессионального образования), что накладывает свой отпечаток и на организацию учебного процесса.
Естественно, что на протяжении всего периода обучения результаты медицинской, профессиональной и социальной реабилитации должны оказывать влияние и на организацию учебного процесса в целом (его модернизацию, совершенствование, использование новых приемов и технологий обучения и т.д.). Все это предопределяет необходимость тесного взаимодействия педагогов со специалистами по реабилитации, постоянного их контактирования, ознакомления друг друга с результатами своей работы, с целью их использования как в учебной, так и в реабилитационной работе.
Таким образом, тесное и непосредственное сочетание профессионального обучения с мерами медицинского и социального характера обеспечивают инвалиду не только получение соответствующего образования, но и его полной реабилитации, и, следовательно, интеграцию в семью и общество. Такое сочетание, расширяет для инвалида возможность последующей занятости, создавая для него непрерывную «цепочку» от обучения к рабочему месту, участия в общественной жизни и реализации личностного потенциала.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:46 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 2.5. Принцип обеспечения доступности и активного участия в учебном процессе инвалидов
Принцип доступности и активного участия способствует демократизации и гуманизации учебного процессa. Преподаватель должен иметь в виду, что его реализация обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для обучения инвалидов, учитывающих его индивидуальные особенности и возможности в процессе получения образования и дающих ему возможность оказывать определенное влияние (путем личного участия) на формирование самого процесса обучения.
В частности, в соответствии с указанным принципом важным моментом в организации учебного процесса должно являться создание специальных учебных мест. Специальное учебное место должно иметь техническую и организационную оснастку, обеспечивающую реализацию эргономических принципов и учитывающую индивидуальные возможности и ограничения конкретных лиц при их обучении. При проектировании и организации учебных мест необходим учитывать: анатомо-морфологические характеристики двигательного аппарата; возможности восприятия информации; возможности распознавания предметов, инструментов; точности, скорости и амплитуды движении; возможности захвата и способы перемещения предметов; величин усилий при выполнении работы. Учебное место инвалида может потребовать специальных приспособлений, специальных инструментов, специальной (регулируемой) мебели; эргономически спроектированной рабочей зоны, учитывающей антропометрические размеры и физические ограничения инвалида; оснащения оборудования и мебели индикаторами (визуальными, акустическими, тактильными); введения специальных режимов труда и отдыха; расстановки оборудования и мебели и др.
Кроме того этот принцип требует использования при организации учебного процесса: - гибкости и вариантности содержания обучения; - обеспечения максимального приоритета интересов обучаемых во всех аспектах учебной деятельности; - создания условий для дифференцированного обучения в соответствии со способностями, склонностями и интересами обучаемых; - возможности внесения коррективов в учебный процесс на любом его этапе; - формирования условий для самоопределения, самоутверждения, саморегуляции и самокоррекции обучаемых в процессе их познавательной деятельности; - оказания дополнительной «поддержки обучаемому» по его инициативе и на условиях определяемых им; - отказ от формального контроля за деятельностью обучаемого, превращение его в дидактический контроль с ярко выраженной обучающей и развивающей направленностью; - сочетания профессионального обучения со свободным творческим развитием личности обучаемого; - предъявления обучаемому посильно и разумно сформулированных требований; - учета (по возможности) пожеланий студентов (на основании их опроса) наиболее удобных и эффективных форм, методов и средств профессионального образования. Преподаватель, используя рассматриваемый принцип в учебном процессе при подготовке практических занятий или занятий, связанных с выполнением определенных трудовых функций, должен иметь ввиду, что условия труда в процессе обучения инвалида должны точно соответствовать Индивидуальной программе реабилитации, разрабатываемой бюро МСЭ (возможно с привлечением учебного учреждения).
При этом следует руководствоваться: - Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденными Госкомсанэпиднадзором России 12.06.94 г. Руководство 3.2.2.012-94; - Стандартами системы безопасности труда (ССБТ); - Санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.
Организация труда инвалида в специализированном учебном заведении должна обеспечивать безопасность труда, исключать возможность ухудшения здоровья и травмирования инвалида. Для инвалидов должны быть обеспечены оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия обучения и труда, работа с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками (1 и 2 класс согласно «Гигиеническим критериям»).
При этом необходимо знать, что противопоказанными условиями для обучения и труда инвалидов являются условия, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм инвалида (3 класс согласно «Гигиеническим критериям») и условия труда, соответствующие 4 классу «Гигиенических критериев» (повышенные уровни физических, химических, биологических факторов). Таким образом значимость и содержательность указанного принципа организации учебного процесса являются определяющими факторами необходимости его широкого использования.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:47 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 2.6. Принцип педагогической и психологической поддержки инвалидов
В учреждениях профессионального образования инвалидов важную роль в организации учебного процесса занимает принцип педагогической и психологической поддержки инвалидов. Именно специфичность контингента обучающихся (инвалиды) требует постоянного и повышенного к себе внимания (поддержки) в процессе обучения в целях достижения положительных результатов. Формы такой поддержки могут быть различными и преподаватель должен их использовать при организации учебного процесса либо в определенном сочетании, либо каждую (форму) в отдельности.
В частности, следует иметь ввиду, что к педагогическим формам поддержки обучаемых относятся: поддержка общения обучаемого и преподавателя, обеспечение обучаемых дополнительными качественными материалами, организация обучения с учетом способностей и возможностей обучаемых, учет возрастных особенностей обучаемых, развитие мотивации обучаемых к учебной деятельности, помощь преподавателя в адаптации обучаемых в образовательном учреждении, наставничество, формирование учебного режима с учетом пожеланий обучаемого, создание групп взаимопомощи, репетиторская помощь.
При этом преподавателям необходимо знать, что к качественным характеристикам педагогической поддержки обучаемых относятся: целенаправленность, действенность, демократичность, независимость, индивидуальность, избирательность, эксклюзивность.
Что касается психологической поддержки, то она представляет собой систему социально-психологических способов и методов, помогающих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций, повышению конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.
При этом следует иметь ввиду, что основными методами психологической поддержки обучаемых (наряду с психологическим тренингом) являются психологическое консультирование и психологическая коррекция. Психологическое консультирование это оказание помощи личности в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и профессиональных деформаций, достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.
Суть же психологической коррекции заключается в активном психолого-педагогическом воздействии, направленном на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-психологических условиях.
В целом же формы психологической поддержки направлены на достижения гармоничного профессионального развития личности на всех этапах ее профессионального становления и самореализации; преодоления трудностей личностного и профессионального роста, формирования умений адекватного реагирования на кризисные ситуации, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:48 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 2.7. Принцип интеграции профессионально-значимых и социально-значимых задач в профессиональной подготовке инвалидов
Выше, при характеристике принципа профессиональной компетентности, мы уже говорили о необходимости формирования у студента не только профессионального, но и социального статуса в процессе обучения. Наиболее реально эти проблемы может решить принцип интеграции профессионально-значимых и социально-значимых задач в учебном процессе. В соответствии с указанным принципом формирование разностороннего статуса инвалида возможно лишь в том случае, если учебный процесс будет строиться не только с целыо выработки у студентов профессиональных знаний, но и с целыо развития у них качеств, определяющих их социальную значимость (социальная полноценность, социальный статус). При этом и то и другое направление реабилитационной деятельности должно быть тесно связано в едином учебном, процессе.
И в этом случае содержание программы любого учебного курса должно рассматриваться преподавателем не только как необходимый материал для формирования профессиональных знаний и умений, но и как фон, конкретный пример, на котором могут и должны осваиваться социально значимые способности, определяющие самостоятельность и социально-коммуникативные возможности студента.
Профессиональная подготовка, ориентированная на развитие указанных способностей, не только облегчает определенную социальную адаптацию инвалидов к новым условиям жизни и деятельности, но и имеет достаточно четкое прикладное значение - обеспечить возможность дальнейшего самостоятельного совершенствования своей профессии или освоения другой с меньшими трудностями.
Поэтому, широкое включение в учебный процесс социально-адаптированных элементов не только является важным, но и необходимым фактором в профессиональной подготовке инвалидов (неотъемлемой его части).
Такая интеграция профессионально и социально-значимых задач в учебном процессе обеспечивает инвалиду, путем получения соответствующей профессии, полную и непосредственную адаптацию к новой социально-экономической среде после окончания учреждения профессионального образования.
Естественно, что такой подход предполагает необходимость пересмотра со стороны педагогического коллектива, предметно-центристского подхода к образовательному процессу, а также стандартов и направленности образовательных технологий.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:49 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая статистика свидетельствует о том, что 10-20% граждан имеют тот или иной уровень отклонений в умственном или физическом развитии и подавляющее большинство из них нуждается в специальном обучении. Традиционный процесс обучения таких лиц во многом утратил свою эффективность. Его основная направленность - удовлетворение потребностей инвалидов в профессиональном образовании без соответствующего развития их социального статуса и полной реабилитации не отвечает требованиям сегодняшнего дня и затрудняет интеграцию инвалидов в новую социально-профессиональную деятельность.
При этом следует иметь ввиду, что в 90-х годах развитие личности как высший приоритет образовательной деятельности на всех ступенях образования становится основным девизом образовательной сферы. Процесс интеграции инвалидов в настоящее время существенно отличается от модели, существовавшей до 90-х годов. Основное отличие заключается в том, что широко разветвленная система государственного социального обеспечения, существовавшая ранее, формировала для инвалидов на протяжении их жизни в основном параллельную социально-профессиональную действительность, создавая специализированные предприятия и соответствующую инфраструктуру, тогда как перспективные модели предполагают подготовить инвалидов к жизни в естественных социальных условиях.
Осознание инвалидом ответственности за свою судьбу, выбор жизненных позиций, уровень профессиональной подготовки определяют его социальную самостоятельность и возможности той или иной экономической активности. Поэтому существующие цели образования, в том числе и профессионального образования инвалидов должны включать такой глобально значимый компонент, как активная социализация личности. Реализация всех вышеуказанных положений в системе учреждений профессионального образования для инвалидов, возможна, главным образом, через организацию учебного процесса с учетом соответствующих принципов, о которых творилось выше, так как чисто экономическая среда, т.е. рынок и социальная среда сами по себе безличны и по своей сути не могут намеренно воздействовать на систему образования с целью ее изменения.
Вот почему проблема разработки и внедрения соответствующих принципов, организации учебного процесса инвалидов выходит за рамки образовательно-воспитательной работы, если рассматривать ее с позиции гуманизации, как ведущего направления в Российской образовательной политике, активно проявляющей себя в последние годы и становится важным фактором в формировании не только профессионального, но и социального статусов инвалидов.
Естественно, полная реализация рассмотренных выше принципов организации учебного процесса предъявляет определенные требования к педагогам и должны стимулировать их к постоянному росту профессиональной квалификации.
Стимулирование и мотивирование профессионального роста педагогов включает в первую очередь личностно-ориентированную аттестацию педагогов; дифференцированный подход в повышении квалификации; проблемные семинары по личностно-развивающим технологиям профессионального образования; переподготовку преподавателей, методистов и администраторов всех уровней.
Таким образом в результате повышения профессионального уровня преподавательского состава, освоения им новых направлений в обучении инвалидов и на их основе изменения предметно-центристского подхода к организации учебного процесса может быть обеспечен качественно новый прорыв в разносторонней подготовке инвалидов, дающий им возможность быстрого и безболезненного адаптирования ко всем сферам общественной жизни после окончания учреждения профессионального образования.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:51 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| Структурно-функциональная модель учреждения среднего профессионального образования инвалидов Министерства труда и социального развития РФ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ
Учреждение является государственным учреждением и создастся в соответствии с законом «О социальной защите инвалидов в РФ» для профессионального обучения инвалидов в целях последующего их трудового устройства и интеграции в общество. Главными задачами являются: - всесторонняя подготовка инвалидов к профессиональной трудовой деятельности; - удовлетворение потребностей инвалида в получении профессионального образования и профессиональной переподготовки в избранной и доступной области профессиональной деятельности на основе индивидуальных программ реабилитации (далее ИПР), разработанных учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы; - осуществление мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов, включая профессиональную ориентацию (профотбор, профполбор, профгестирование, профпробы и т.п.), профессиональную подготовку и переподготовку, профессионально-производственную адаптацию и содействие трудоустройству; - осуществление медицинского и социально-психологического сопровождения профессионального образования инвалидов.
2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Структура Учреждения определяется его конкретными задачами, основными направлениями и объемом работы, а также возложенными на Учреждение функциями. Структурно-функциональная модель Учреждения имеет следующие составляющие: Совет управления Учреждением, аппарат управления, отделы по реабилитации, другие подразделения.
Аппарат управления Учреждением состоит из директора, заместителя директора по обучению, заместителя директора по реабилитации, заместителя директора по АХЧ, учебной части, планово-экономического и других отделов, обеспечивающих финансово-экономическую и организационную деятельность Учреждения, консультативно-отборочной комиссии. Отделение профессиональной реабилитации включает следующие структуры: - службу по профориентации и профотбору; - учебные отделения: классы, аудитории, учебно-производственные мастерские. Лаборатории, методический кабинет. Функциональными обязанностями службы по профориентации и профотбору инвалидов является проведение с помощью различных психологических и других методик тестирования инвалидов на профессиональную пригодность, а также определение соответствия требований, предъявляемых данной профессией к инвалиду, его возможностям; определение путем апробации правильности выбора для инвалида профессии.
Для обеспечения работы этой группы необходимо иметь кабинеты, оснащенные компьютерами, телевизором с видеомагнитофоном и специальными методическими материалами и приборами. Функциональными обязанностями учебного отделения являются: организация учебного процесса (включая теоретическое и практическое производственное обучение); обеспечение получения инвалидом специальности или профессии и соответствующей квалификации; организация обучения инвалидов на ступенчатой основе (начальное, среднее), когда каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность, что подтверждается выдачей выпускникам соответствующего документа установленного образца, а число ступеней определяется исходя из поставленных целей и социального заказа общества и государства; разработка типовых и индивидуальных учебных планов и программ применительно к контингенту инвалидов Учреждения с учетом государственных стандартов, специфики обучения инвалидов и рекомендаций комиссии (врач, социальный работник, психолог и педагог).
Для обеспечения работы учебных отделений необходимо иметь педагогические классы, аудитории, учебно-производственные мастерские, лаборатории, учебные хозяйства (теплицы, оранжереи, строительные объекты и др.).
Отделение медицинской реабилитации должно выполнять следующие функции: - проводить восстановительное лечение и осуществлять контроль за его этапами; - проводить трудотерапию; - осуществлять контроль за питанием инвалида; - осуществлять контроль за работой среднего и младшего персонала; - осуществлять контроль за соответствием состояния здоровья инвалида тем трудовым и бытовым нагрузкам, которые возникают в процессе его реабилитации.
Отделение медицинской реабилитации имеет своей целью выполнение индивидуальной программы реабилитации, осуществление динамического контроля процесса реабилитации и дальнейшее поддержание удовлетворительного состояния здоровья и жизненного тонуса средствами лечебной физкультуры, тренировок, спортивной реабилитации, лечебной физкультуры в воде, массажа, рефлексотерапии, трудотерапии, специализированной врачебной помощи реабилитолога, терапевта, невропатолога, психиатра в контакте с социальными работниками. Отделение медицинской реабилитации может включать: процедурный кабинет, кабинет тестирования функций, кабинеты физических методов реабилитации, в том числе кабинет механотерапии, зал лечебной физкультуры, тренажерные комплексы для проведения дозированных физических нагрузок, комплексы для бальнео- и грязелечения, бассейн для индивидуальных и малогрупповых занятий, кабинеты и залы аппаратной и аппликационной физиотерапии, рефлексотерапии, кабинеты традиционных методов лечения, кабинеты массажа, кабинет электро- и нейростимуляции, кабинет трудотерапии. К отделению медицинской реабилитации предъявляются специальные архитектурно-планировочные требования к помещениям и требования по оснащению их аппаратурой и техническими средствами реабилитации.
Гимнастический зал (зал лечебной физкультуры) оснащается параллельными брусьями для тренировки в ходьбе, зеркалами, шведскими стенками, опрокидывающимся столом, фрикционным колесом, гимнастическими магами, кольцами, потолочными крюками и др. (рис. 1).
Кабинет массажа оборудуется массажными столами с гидравлическим подъемом и спуском для удобного пересаживания пациентов с кресел-колясок и обратно. Вокруг массажного стола предусматривается обходное пространство; для специального массажа головы, шеи и плеч в положении сидя предусматривается массажный столик (рис. 2). Помещение лечебно-плавательного бассейна проектируется с зеркалом воды 13X 18 м и габаритами помещения 18X24 м, что дает возможность устройства пандуса спуска с бассейном с уклоном 1 : 12 для пациентов в креслах-колясках (с пересаживанием со своего кресла в специальную кресло-коляску для движения в воде). Этим же пандусом с перилами пользуются и все другие пациенты. На рис. 3 показан пример совмещения пандуса и лестницы при входе в бассейн.
Кабинет функциональной диагностики оснащается динамометрами, аппаратурой для биомеханики и биостатики, аппаратурой для функциональной диагностики.
Отделение социалыюй реабилитации проводит социальную диагностику, реализует ИПР, обеспечивает восстановление социального статуса инвалида и создание условий для его оптимально независимой жизнедеятельности при помощи целенаправленной работы ряда специальных служб. Отделение социальной реабилитации может включать следующие службы: - социально-бытовой адаптации; - социально-средовой ориентации.
Функциональными обязанностями службы социально-бытовой адаптации являются: проведение социально-бытовой диагностики, реализации ИПР, консультирование и оказание помощи в социальной области; подготовка к независимому образу жизни (обучение самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, организация жизни инвалида в быту, обучение его ведению хозяйства, выработка навыков независимого образа жизни с помощью упражнений и технических приспособлений), определение потребностей инвалидов в различных видах социальной помощи и контакты с социальными службами, подбор технических средств, реабилитации. Отделение обеспечивает оценку возможности обеспечения и обучения: - персональному уходу (возможность соблюдения личной гигиены, в том числе: причесывания, умывания, чистки зубов; - персональной сохранности (возможность пользования газом, возможность пользования электричеством, возможность пользования туалетом, возможность пользования ванной, возможность пользования транспортом, возможность пользования лекарствами, другое); - владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, возможность уборки помещения, возможность стирки белья, возможность ремонта одежды, возможность работы на приусадебном участке, возможность пользования транспортом, возможность посещения магазинов, возможность посещения предприятий бытового обслуживания, другое).
Служба социально-бытовой адаптации включает кабинеты эрготерапии, кабинеты обучения навыкам самообслуживания, ' учебную комнату для адаптационного обучения инвалидов и членов их семей. Учебная комната для адаптационного обучения инвалидов и членов их семей должна быть оснащена экраном, телевизором, видеомагнитофоном, оверхедом. Освещение и акустика помещения должны 'обеспечивать условия видимости и слышимости для людей с нарушениями зрения и слуха. В набор мебели должны входить: большой общий стол, стулья, кресла и диван с покрытием из кожзаменителя, стенные шкафы и полки. Пример общего вида учебной комнаты представлен на рис. 4.
Кабинеты эрготерапии осуществляют: - подбор и обучение пользованию техническими средствами реабилитации; - проведение консультаций по функционально-индивидуальному приспособлению жилья инвалида для его самостоятельной жизнедеятельности с учетом характера его физических и психологических ограничений; - обучение пациента и его семьи пользованию оборудованием квартир, оснащенных техническими средствами реабилитации. Кабинеты эрготерапии включают помещения квартиры, оснащенной техническими средствами реабилитации (жилая комната, спальня, кухня, прихожая, туалетная комната, которые предназначены для практического ознакомления пациента и его семьи со специальным техническим оборудованием жилья для инвалидов и для выбора наиболее удобных вариантов его исполнения для данного случая физических ограничений пациента (форма дверных ручек, высота поручней, крючков и полок, места расположения поручней, оборудование кровати, набор приспособлений для ванны или душа, для кухни, комплекты специальной мебели и т.д.). Помещения квартиры наиболее удобны для осмотра и апробации при решении их открытыми отсеками, примыкающими к коридору (выставочный вариант). В оборудование кабинетов, моделирующих жилые помещения, должны входить также специальные компьютеры и электробытовая техника.
Для обучения вождению автомобиля необходимо иметь специально оборудованный кабинет для теоретических занятий и автодорогу - участок площади на территории, где инвалиды овладевают или восстанавливают техник вождения автомобиля со специально оборудованным управления для инвалидов.
Служба социальной-средовой ориентации осуществляет оценку возможности обеспечения и обучает: - социальной независимости (самостоятельное проживание, пользование гражданскими правами, участие в общественной деятельности и др.); - социальному общению (посещение друзей, кино, театра и др.); - решению личных проблем (контроля рождаемости, полового воспитания, воспитания детей и др.); - занятиям спортом и досугом.
Служба социально-средовой ориентации имеет блок помещений, включающий: - учебную комнату для обучения навыкам самостоятельного проживания и социального общения, оснащенную телевизором, видеомагнитофоном, видеокамерой; - кухню и туалетную комнату, оснащенные как обычным бытовым оборудованием, так и специальными техническими средствами; - актовый зал, который должен иметь не менее 20% зрительных мест для люден на креслах-колясках. Желательно также предусмотреть проезд на кресло-коляске на сцену из зрительного зала и попадание в артистическую с выездом на сцену; - библиотеку, видеотеку, которые должны обеспечивать свободный доступ людей на кресло-коляске к самостоятельному обозрению и выбору книг и кассет; - помещение для игр, которое используется как для настольных игр между двумя партнерами, так и для игр группы пациентов (сидящих каждый за своим столиком) с ведущим, находящимся на более высокой отметке части пола (+0,8 м). Помещение оборудуется микрофоном для ведущего; - зал спортивных игр, который рассчитывается на такие спортивные игры, как волейбол, баскетбол, ручной мяч. Вокруг спортивной площадки предусматривается обходная свободная дорожка; - кабинет консультантов (нарколога, сексопатолога). Акции общения, культурного досуга и развлечения проводит группа специалистов по рекреационной реабилитации, входящая в службы социально-средовой ориентации.
Отделение психологической реабилитации должно выполнять следующие функции: - проведение психодиагностики инвалида и прогноз его обучаемости на этапе поступления, в том числе оценку: структуры и степени нарушения психики, особенностей личности, профессиональных интересов и их соответствия имеющимся способностям, мотивации на реабилитацию, уровня социальной адаптации, степени развития социальных навыков, возможностей компенсации и коррекции нарушения функций; - решения вопросов целесообразности пребывания инвалида; - участие (наряду с другими специалистами) в уточнении и конкретизации индивидуальной реабилитационной программы; - проведение оценки динамического психологического статуса в ходе реабилитации, коррекция реабилитационных мероприятий; - осуществление социально-психологической и психологической реабилитации инвалида, в том числе проведение: психотерапевтических мероприятий (снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки, снятие некоторых психологических симптомов и др.), психологической коррекции (тренировка социальных навыков, коррекция неадекватных профессиональных намерений, обучение процессу учебы и др.); психологического консультирования по личностным и эмоциональным проблемам; - участие в корректировке программы профессиональной реабилитации в зависимости от психологического статуса пациента; - осуществление психологической помощи семье инвалида; - осуществление психологической помощи персоналу Учреждения для поддержания положительного терапевтического климата, снятия эмоциональной напряженности; - осуществление после выписки инвалида из Учреждения контроля за его психологическим статусом, уровнем его соцнально-психологической адаптации, оказание психологической помощи; - обучение инвалидов в Учреждении коммуникативному общению (включая обеспечение специальными средствами, оказание логопедической помощи и др.).
Большой комплекс психодиагностических обследований для инвалидов, требующих профессионального обучения, имеет свои особенности. Они заключаются в оценке обучаемости и в определении условий, в которых оптимально может быть реализован их умственный потенциал. Диагностика этих параметров позволяет решить вопрос о целесообразности профессионального обучения, о формах и методах обучения, о направлениях коррекционной работы.
Для проведения психологической реабилитации необходимы кабинеты, оснащенные компьютерами, методическими материалами, магнитофонами, видеомагнитофонами и др., включая: кабинет психодиагностики, кабинет психотерапии, кабинет групповой психотерапии; кабинеты коммуникативного общения (кабинет логопеда, кабинет коррекции памяти и ассоциативных процессов, кабинет коррекции слуховых нарушений) должны иметь необходимое специализированное оснащение.
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:52 | Сообщение # 14 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| В состав других подразделений Учреждения могут входить: - столовая, буфет; - автотренажер; - общежитие и др.
Структурно-функциональная модель Учреждения среднего профессионального образования инвалидов Аппарат управления Зам. директора по обучению Зам. директора по реабилитации Зам. директора по административной работе Педсовет Планово-экономический совет бухгалтерия Нспомогагельные отделы (отдел кадров, хозяйственный отдел, отдел делопроизводства и др.)
СОВЕТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ Директор
ОТДЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ Отделение профессиональной реабилитации: - кабинеты профориентации н профотбора - учебные классы - аудитории - учебно-производственные мастерские - лаборатории - методический кабинет - учебное хозяйство
Другие подразделения Столовая, буфет Общежитие Автотренажер
Отделение медицинской реабилитации: - кабинеты приема специалистов - зал ЛФК - кабинет массажа - тренажерный зал - кабинет иглорефлексотерапнн - кабинет функциональной диагностики - кабинеты физиотерапии - кабинет трудотерапии
Отделение социальной реабилитации: - кабинеты эрготерапии - учебная комната для адаптационного обучения инвалидов и членов их семей - аудитории - кабинеты для обучения навыкам самостоятельного проживания - служба рекреационной реабилитации (библиотека, видеотека, музыкальная гостиная, кабинет для игр.
Отделение психологической реабилитации: - кабинет психотерапевта - кабинет психолога - кабинет для групповых занятий психотерапевтом - кабинет логопеда
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 14:54 | Сообщение # 15 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| Требования к организации учебного процесса инвалидов в специализированных учреждениях среднего профессионального образования инвалидов в зависимости от вида инвалидизирующей патологии
ВВЕДЕНИЕ Государственная политика Российской Федерации основывается на гуманистическом характере образования, его общедоступности, адаптивности системы образования к уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ), статей 15, общими требованиями к организации образовательного процесса являются: - организация образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно (примерные учебные планы и программы курсов, дисциплин разрабатываются Государственными органами управления); - самостоятельная разработка образовательным учреждением системы оценок форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся; - организация итоговой аттестации выпускников; - организация контроля за качеством обучения; - поддержание дисциплины в образовательном учреждении на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов; - организация ознакомления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников с ходом и содержанием образовательного процесса.
В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом в 1995 г. (статья 19) указывается, что «Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов». Специализированное профессиональное образование инвалидов предусматривает многоаспектное формирование личности (физическое, духовное, нравственное, профессиональное) как гражданина общества. Решение этих задач связано с организацией учебного процесса в специализированных учреждениях профессионального образования в соответствии с требованиями, которые предъявляет рыночная экономика к образованию.
В современных социально-экономических условиях возникла необходимость коренных преобразований системы обучения инвалидов на новых началах: инвалид, став специалистом, должен обладать высоким уровнем профессионализма и компетентности, профессиональной мобильностью в условиях высокой динамики рынка труда. Усиливается личностная ориентация в профессиональном образовании инвалидов и связанная с ней необходимость учитывать особенности и потребности обучающегося посредством предоставления ему различных вариантов движения по образовательной траектории. Стандарт среднего профессионального образования впервые ориентирован на удовлетворение личностных потребностей в выборе объекта труда и косвенно на отраслевую составляющую, расширяет сферу профессиональной деятельности выпускника, определяя объекты и виды профессиональной деятельности не узко направленные, а включающие целую совокупность. В соответствии с этим формируются новые требования к подготовке специалиста.
Кроме тот, становление в России новой системы профессионального образования идет с ориентацией на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса. В соответствии с этим предлагается новое содержание и принципы его отбора, новый педагогический менталитет, идет научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий обучения. Настоящие методические рекомендации разработаны ЦИЭТИНом и Институтом теории педагогики и образования РАО. Они предназначены работникам Государственной службы реабилитации инвалидов.
| |
| |
|