astra71 | Дата: Пятница, 22.11.2024, 19:23 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29334
Репутация: 461
Статус: Offline
| Утверждено приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 ноября 2024 г. N 763
ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
I. Общие положения
1. Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - комиссия) создается в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
2. Комиссия создается при центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
3. Комиссия может быть центральной или территориальной.
4. Центральная комиссия создается исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории данного субъекта Российской Федерации.
5. Территориальная комиссия создается исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации.
6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.
7. Обследование и (или) консультирование специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
II. Организация деятельности комиссии
8. Комиссию возглавляет руководитель, имеющий высшее образование не ниже уровня специалитета и (или) магистратуры по специальности, направлению подготовки "Образование и педагогические науки" ("Специальное (дефектологическое) образование" или "Психолого-педагогическое образование") <1>. -------------------------------- <1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994), от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355), от 1 декабря 2016 г. N 1508 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2016 г., регистрационный N 44807), от 10 апреля 2017 г. N 320 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2017 г., регистрационный N 46662), от 11 апреля 2017 г. N 328 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2017 г., регистрационный N 47167), от 23 марта 2018 г. N 210 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2018 г., регистрационный N 50727), а также приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 30 августа 2019 г. N 664 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2019 г., регистрационный N 56026), от 15 апреля 2021 г. N 296 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2021 г., регистрационный N 63245) и от 13 декабря 2021 г. N 1229 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2022 г., регистрационный N 68183).
9. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, социальный педагог, врач-педиатр, врач-терапевт, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-травматолог-ортопед, врач-психиатр. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
10. На одного из членов комиссии возлагаются функции секретаря комиссии.
11. Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере охраны здоровья, или органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере охраны здоровья.
12. Комиссией ведется следующая документация (в бумажном и (или) электронном виде, в том числе с использованием информационных систем): а) журнал записи на обследование; б) протокол обследования; в) журнал учета лиц, прошедших обследование, и учета выданных заключений комиссии; г) личные дела (карты) лиц, прошедших обследование.
13. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.
14. Комиссии и организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - Организация), размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информационных стендах информацию об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.
III. Основные направления и порядок деятельности комиссии
15. Основными направлениями деятельности комиссии являются: а) проведение обследования детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими обучения в Организациях (далее - обследуемый), в целях выявления у них особенностей физического и (или) психического развития и (или) отклонений в поведении; б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по организации обучения и воспитания обследуемых, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; в) определение рекомендаций по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении <2>; -------------------------------- <2> Пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
г) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) обследуемых, работникам Организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением;
д) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА) <3>; -------------------------------- <3> Абзац девятый пункта 8 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июня 2023 г. N 545н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2023 г., регистрационный N 74506).
е) осуществление учета данных об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, о детях с девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии; ж) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
16. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 16 настоящего Положения основных направлений деятельности, осуществляет: а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий; б) проведение обследования по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) обследуемых заключения территориальной комиссии; в) проводит мониторинг исполнения Организациями рекомендаций о создании специальных условий для получения образования обучающимися.
17. Обследование осуществляется комиссией на основании заявления о проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии (далее - заявление) родителя (законного представителя) обследуемого. Рекомендуемый образец заявления о проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии приведен в приложении N 1 к настоящему Положению. Подписью родителя (законного представителя) обследуемого заверяется также согласие на обработку полученных в связи с обследованием персональных данных и факт ознакомления с порядком проведения обследования в комиссии.
18. Для проведения обследования в комиссию одновременно с заявлением предоставляются следующие документы в бумажном или электронном виде: а) копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) обследуемого, обследуемого в возрасте старше 14 лет; б) копия свидетельства о рождении обследуемого (для лиц, не достигших 14 лет) или документа, подтверждающего родство заявителя; в) копия документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости); г) направление Организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, других организаций (при наличии); д) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о направлении на комиссию (при наличии); е) представление психолого-педагогического консилиума организации, осуществляющей образовательную деятельность (специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучающегося) (при наличии) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Положению); ж) копия заключения (заключений) комиссии о результатах ранее проведенного обследования (при наличии); з) копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и ИПРА (при наличии) <4>; -------------------------------- <4> Пункт 46 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588.
и) медицинское заключение, содержащее информацию о состоянии здоровья обследуемого, результатах медицинских обследований и (или) лечения, выданное медицинской организацией по месту жительства (регистрации) обследуемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации <5>. Медицинское заключение действительно для предоставления в комиссию в течение 6 месяцев со дня его оформления. -------------------------------- <5> Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 972н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 декабря 2020 г., регистрационный N 61261) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. N 1049н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2021 г., регистрационный N 65976), действующий до 1 января 2027 года.
19. При проведении обследования родитель (законный представитель) обследуемого предъявляет в комиссию оригиналы документов, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 18 настоящего Положения.
20. Во время проведения обследования в комиссию родителем (законным представителем) обследуемого предъявляются копии диагностических и (или) контрольных работ обследуемого обучающегося, заверенные руководителем Организации, оригиналы рабочих тетрадей по русскому языку и математике, а для детей дошкольного возраста - результаты самостоятельной продуктивной деятельности.
21. При недостаточности сведений о состоянии здоровья обследуемого или в случае необходимости уточнения диагноза комиссия вправе запросить в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения обследования у родителя (законного представителя) обследуемого дополнительную информацию о состоянии здоровья обследуемого.
22. При недостаточности сведений об организации образовательного процесса обследуемого обучающегося и (или) при выявлении несоответствия его знаний требованиям образовательной программы комиссия вправе запросить в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения обследования у Организации дополнительную информацию (информацию о текущей успеваемости и результатах промежуточной аттестации по учебным предметам, копию личной карты обучающегося, копию приказа об обучении на дому (при наличии), индивидуальный учебный план (при наличии).
23. Комиссия проводит обследование при наличии всех документов, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения.
24. Обследование проводится комиссией в срок не позднее 2 месяцев со дня подачи заявления.
25. Обследование проводится: а) в помещениях, где размещается комиссия; б) по месту проживания, лечения обследуемого (если обследуемый не может прибыть к месту проведения обследования) или по месту обучения обследуемого при организации выездного заседания комиссии; в) дистанционно (посредством видео-конференц-связи) по заявлению родителя (законного представителя) обследуемого.
26. В зависимости от задач проведения обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обследование проводится каждым специалистом комиссии индивидуально (последовательно) или несколькими специалистами одновременно. Конкретный состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются руководителем комиссии исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого.
27. Обследование обследуемых проводится в присутствии их родителей (законных представителей).
28. Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие обследуемого.
29. В ходе обследования каждым специалистом комиссии ведется протокол обследования (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Положению).
30. По результатам обследования комиссия на бланке оформляет заключение и рекомендации (далее вместе - заключение комиссии) (рекомендуемые образцы приведены в приложении N 4 к настоящему Положению).
31. Заключение комиссии и протокол обследования комиссии оформляются в день проведения обследования.
32. В случае необходимости получения комиссией дополнительной информации, предусмотренной пунктами 21 и 22 настоящего Положения, срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более, чем на 15 рабочих дней со дня получения запрашиваемой информации.
33. В случае неполучения комиссией дополнительной информации, предусмотренной пунктами 21 и 22 настоящего Положения, в течение 60 календарных дней со дня направления запроса комиссия вправе отказать в выдаче заключения.
34. Заключение комиссии оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр заключения комиссии (оригинал) выдается родителю (законному представителю) обследуемого под личную подпись в журнале учета выданных заключений. По заявлению родителя (законного представителя) обследуемого заключение направляется по почте с уведомлением о вручении. Второй экземпляр заключения комиссии (оригинал) хранится в личном деле (карте) обследуемого.
35. Комиссией формируется личное дело (карта) обследуемого, включающее документы, указанные в пунктах 17, 18, 21 и 22 настоящего Положения, протокол обследования комиссии и оригинал заключения комиссии.
36. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) обследуемых рекомендательный характер.
37. Представленное родителем (законным представителем) заключение комиссии является основанием для Организаций, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, для: а) создания специальных условий для получения образования; б) создания условий и (или) специальных условий проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего, среднего общего образования; в) создания условий проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
38. Заключение комиссии действительно для представления в органы, Организации, указанные в пункте 37 настоящего Положения, в течение 1 календарного года со дня его подписания.
39. Родители (законные представители) обследуемых имеют право: - присутствовать при обследовании, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно выданных рекомендаций; - получать консультации специалистов комиссии по вопросам порядка проведения обследования в комиссии и его результатов; - в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.
40. Информация о проведении обследования в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия обследуемых и (или) их родителей (законных представителей) третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
| |
| |