Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.10.2021 № 693н "О внесении изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минтруд России)
ПРИКАЗ от 08.10.2021 № 693н Москва
О внесении изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 2014, № 49, ст. 6928) и подпунктом 5.2.153 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528), приказываю: Внести изменения в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2011 г., регистрационный № 19694), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 сентября 2011 г. № 1028н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября 2011 г., регистрационный № 21912) и приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 24н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г., регистрационный № 31748), от 24 октября 2014 г. № 771 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 декабря 2014 г., регистрационный № 35052), от 26 августа 2019 г. № 579н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2019 г., регистрационный № 56486) и от 9 марта 2021 г. № 110н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 марта 2021 г., регистрационный № 62915), согласно приложению.
Министр А. О. Котяков
Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.10.2021 № 693н
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н
1. В пункте 3: в абзаце втором: слова «но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги» заменить словами «но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги»; в абзаце третьем после слов «путем сопоставления» дополнить словами «характеристик, а также».
2. В пункте 4: в абзаце первом слова «технического средства реабилитации и (или) оказания услуги» заменить словами «однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги»; абзац второй изложить в следующей редакции: «Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).»; в абзаце третьем слова «по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг» заменить словами «по результатам последней по времени осуществления закупки однородных технических средств реабилитации и (или) оказания однородных услуг»; в абзаце четвертом слова «по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги» заменить словами «по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги»; дополнить абзацем следующего содержания: «Для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченной за счет собственных средств услуги не учитывается информация о закупках однородных товара, работы, услуги, проведенных уполномоченным органом, в отношении которых применялись антидемпинговые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.».
3. Пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно. При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида. В случае подачи инвалидом заявления через личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) представление документов, удостоверяющих личность, не требуется. При этом требуется представить электронные образы документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также сведения о месте пребывания (фактического проживания) инвалида. Лицо, представляющее интересы инвалида, при подаче заявления через личный кабинет единого портала представляет: сведения из документа, удостоверяющего личность инвалида (серия, номер, кем выдан, дата выдачи, код подразделения); сведения о месте пребывания (фактического проживания) инвалида; реквизиты документов, подтверждающих полномочия лица, представляющего интересы инвалида; электронный образ доверенности, подтверждающей полномочия лица, представляющего интересы инвалида (если представление интересов инвалида осуществляется на основании доверенности); электронные образы документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет. Уполномоченный орган проверяет достаточность сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных через личный кабинет единого портала, а также осуществляет медико-техническую экспертизу в случаях, предусмотренных пунктами 8,10 и 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 15, ст. 1550; 2019, № 21, ст. 2567; 2021, № 7, ст. 1124; № 41, ст. 6967) (далее - Правила).
Заявление, подаваемое инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), предусмотренные настоящим порядком, подаются на бумажном носителе или в форме электронного документа через личный кабинет единого портала при условии завершения прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7284; 2021, № 27, ст. 5371).
Заявление и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), представляемые инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в форме электронного документа с использованием единого портала, должны быть подписаны простой электронной подписью, ключ которой создан и используется в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 377; 2021, № 1, ст. 114), или, при наличии технической возможности, усиленной неквалифицированной электронной подписью инвалида либо лица, представляющего его интересы, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 27, ст. 3744; 2018, № 36, ст. 5626).
В заявлении инвалид сообщает о желании принять (или не принимать) участие в проведении медико-технической экспертизы, если необходимость ее проведения будет определена уполномоченным органом в установленных Правилами случаях, а также информирует уполномоченный орган о месте проведения медико-технической экспертизы при невозможности представления технического средства (изделия) в место осуществления приема уполномоченным органом вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида. Уполномоченный орган обеспечивает регистрацию поданного заявления с последующим внесением указанных в нем сведений в ведомственную информационную систему в день поступления заявления. Уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает: а) в других уполномоченных органах сведения о наличии (отсутствии) у них такого же заявления, о наличии (отсутствии) предоставленного ранее технического средства (изделия) с указанием даты его предоставления или о выплате компенсации с указанием даты осуществления такой выплаты. Уполномоченные органы в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса уполномоченного органа представляют ему указанные сведения. При наличии в разных уполномоченных органах одинаковых заявлений рассматривается заявление, поданное последним; б) в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с пунктом 4 Правил, а также сведения из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в части его нуждаемости в технических средствах реабилитации. Межведомственный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Инвалид либо лицо, представляющее его интересы, вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган документ, подтверждающий регистрацию инвалида в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также сведения из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида на бумажном носителе.».
4. Пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания: «Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.».
5. Пункт 7 изложить в следующей редакции: «7. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 настоящего порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг. В случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный по итогам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оплаты оказанной услуги (электронными образами документов при обращении через личный кабинет единого портала).».
Кому интересно - можете ознакомиться с предложениями, которые поступали от граждан в ходе обсуждения проекта вышеприведённого НПА и оценить - что из предложенного было учтено в итоговом тексте НПА, а что учтено не было (на мой взгляд, дискуссия в предложениях была весьма интересной).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту приказа Минтруда России «О внесении изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н»
В рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № Пр-294 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. с учетом данного Правительству Российской Федерации поручения об обеспечении возможности получения гражданами комплексных государственных и муниципальных услуг, сгруппированных по основным жизненным ситуациям и предоставляемых в автоматическом режиме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, приложениями № 5 и 6 к протоколу заседания президиума Правительственной Комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 11 сентября 2020 г. № 19 утверждены целевая модель и дорожная карта реализации суперсервиса «Онлайн помощь при инвалидности» (далее соответственно – суперсервис, дорожная карта).
Одной из целей создания суперсервиса является предоставление гражданину возможности подачи заявления на предоставление государственной услуги без личного обращения в уполномоченный орган.
В этой связи, а также в целях обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом 2.4 дорожной карты, подготовлен настоящий проект приказа, который предусматривает внесение изменений в Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н (далее - Порядок), на предмет установления для инвалидов и лиц, представляющих интересы инвалидов, возможности обращения за получением компенсации путем подачи заявления через личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ) без необходимости в этой связи предоставления в уполномоченный орган оригиналов соответствующих документов, но с возможностью предоставления сведений из указанных документов и приложением их электронных образов при обращении через ЕПГУ. При этом данные паспорта и/или иного документа, удостоверяющего личность гражданина, данные места жительства гражданина будут заполняться на основе данных, находящихся в профиле гражданина в личном кабинете на ЕПГУ.
Одновременно с этим предусмотрены положения о возможности проведения уполномоченным органом проверки достаточности, а также полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и электронных образах документов, поданных через личный кабинет ЕПГУ. Непосредственный механизм проведения такой проверки планируется установить в рамках Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16 мая 2019 г. № 256.
Также проектом приказа предусматривается положение об указании инвалидом в заявлении о выплате компенсации информации о его желании принять (или не принимать) участие в проведении медико-технической экспертизы, если необходимость ее проведения будет определена уполномоченным органом в случаях, установленных Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 (далее - Правила), а также о невозможности представления технического средства реабилитации вследствие затруднения в его транспортировке или состояния здоровья инвалида.
Указанное положение предусматривается с учетом вносимых в настоящее время изменений в Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы, утвержденный приказом Минтруда России от 30 августа 2019 г. № 605н, на предмет исключения необходимости подачи инвалидом отдельного заявления на проведение медико-технической экспертизы, а осуществления указанной экспертизы при обращении инвалида на получением технического средства реабилитации в случаях, которые установлены Правилами.
Кроме того, проектом приказа предлагается внесение изменений в Порядок в части определения размера компенсации по стоимости однородных технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых уполномоченными органами в установленном порядке, а также в части недопущения использования для определения размера компенсации закупок однородных технических средств реабилитации и услуг, проведенных уполномоченным органом, в отношении которых применялись антидемпинговые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанные изменения подготовлены по аналогии с нормами, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 678 «Об утверждении Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации», в рамках которого установлены особенности и порядок определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, включая технические средства реабилитации, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание внесенные в федеральное законодательство изменения на предмет внедрения с 27 сентября 2021 г. в качестве дополнительного механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации электронного сертификата, предлагаемые проектом приказа изменения будут способствовать повышению размера компенсации, выплачиваемой инвалидам, а также установлению единообразия при определении размера стоимости технического средства реабилитации или услуги вне зависимости от выбранного инвалидом способа их получения (путем самостоятельного приобретения и выплаты компенсации понесенных расходов либо их приобретения с использованием электронного сертификата).
В процессе работы над проектом приказа изучены относящееся к теме проекта приказа законодательство Российской Федерации: Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», приказ Минтруда России от 30 августа 2019 г. № 605н «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или замены, в том числе досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, возможности и срока дальнейшего пользования ими, по установлению соответствия приобретенных инвалидами (ветеранами) за собственный счет технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий предоставляемым уполномоченным органом техническим средствам реабилитации, протезам, протезно-ортопедическим изделиям, а также формы заключения указанной медико-технической экспертизы».
Реализация предлагаемых проектом приказа изменений не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие проекта приказа не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Реализация решений, предусмотренных проектом приказа, будет осуществляться в рамках объемов средств федерального бюджета, предусматриваемых ежегодно Минтруду России на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на соответствующий финансовый год, в части развития информационных систем, входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных муниципальных функций в электронной форме.
Проект приказа не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней системы Российской Федерации.
Проектом приказа не устанавливаются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (далее – Правила № 1009), направление проекта приказа на заключение об оценке регулирующего воздействия не требуется, разногласия, которые могли бы быть выявлены по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, отсутствуют.
В соответствии с абзацем 12 пункта 12 Правил № 1009 основания для проведения предварительного обсуждения на заседании общественного совета при Минтруде России отсутствуют.
Предлагаемые в проекте приказа решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект приказа в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Метрологическая экспертиза требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации, педагогическая экспертиза, а также экспертиза проекта приказа Министерством экономического развития Российской Федерации не требуется.