Обратитесь на личный прием к руководителю Главному эксперту по МСЭ Вашего региона с письменным заявлением на его имя - в котором укажите Вашу просьбу - чтобы все обследования (в том числе - беседы с психиатром, психологом и т.д.) Вашему ребенку проводились только в Вашем присутствии (правда, желательно будет привести вескую причину такой Вашей просьбы, но тут я даже теоретически ничего такого придумать не могу - поскольку мне лично очевидно, что НИКТО на МСЭ - НИЧЕГО плохого ребенку - не сделает и никакого зла ему - НЕ ПРИЧИНИТ и причина таких Ваших опасений - мне АБСОЛЮТНО неясна).
Тысячи детей ежедневно проходят МСЭ в нашей стране и их мамы терпеливо ожидают их в коридоре - если их просят об этом эксперты, когда полагают, что их присутствие при проведении ряда тестов - может привести к искажению их результатов и ничего страшного с их детьми - не происходит. Синдром ГИПЕРОПЕКИ - это не самое лучшее, что мама может предложить своему ребенку.
Любому родителю свойственно беспокоиться за свое чадо, однако в ряде случаев тревога за малыша переходит все разумные пределы. Чем чревата такая гиперопека? Об этом нам расскажет детский психолог Ольга Бызгу.
Что есть что?
Гиперопека – это чрезмерная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.
Две стороны медали
При гиперопеке ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность – условнорефлекторная реакция на любое препятствие, как на непреодолимое. Как правило, «детки в клетке» вырастают безынициативными, неспособными самостоятельно мыслить, начисто лишенными амбиций и лидерских задатков. Такие люди продвигаются по жизни ни шатко ни валко и предпочитают перекладывать ответственность на чужие плечи.
Однако события могут развиваться и по другому сценарию. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3 лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В более позднем возрасте эти качества могут закрепиться и стать устойчивыми чертами личности. Постоянный контроль и ограничения формируют у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте.
Причины гиперопеки
Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни при наличии соматических или психоневрологических заболеваний. Еще одна причина – страх потери ребенка. Это чувство часто основывается на объективных причинах, например, младенца долго ждали, или в раннем детстве малыш долго болел или получил серьезную травму. В таких случаях родители склонны преувеличивать его болезненность, беззащитность и слабость. Кроме того, причинами гиперопеки могут быть собственное несчастливое детство родителей или отсутствие материального благополучия в их семьях. В этом случае их основным желанием становится обеспечение потомков всем тем, чего они были лишены в свое время.
По порядку
Специалисты выделяют два вида истинной гиперопеки (снисходительную и доминирующую), а также ложную, демонстрационную гиперопеку.
1.Снисходительная гиперопека.
Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности, охраняя от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает негативные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные заботы, не задумываясь о подготовке сына или дочки к реальной жизни, далекой от идиллической. Детям все позволяется, все прощается, они не знают никаких ограничений. Когда такой ребенок поступает в школу, он не может наладить контакт с ровесниками, ему сложно выполнять требования учителя, тяжело учиться.
2.Доминирующая гиперопека.
Родители отдают ребенку много сил и внимания, но при этом практически лишают его самостоятельности, вводя всякие запреты и ограничения. Обычно такой стиль воспитания свойственен авторитарным женщинам, которые считают сына или дочку своей собственностью. Такие женщины с успехом выполняют роль любящей матери, пока ребенок маленький и целиком от них зависит. Однако в дальнейшем власть взрослого уменьшается, утрачивается его авторитет.
3. Демонстрационная гиперопека.
К истинному проявлению чувств она не имеет никакого отношения. Как правило, ею злоупотребляют мамочки с демонстрационным типом личности. Обычно дома такие родители своим чадам уделяют минимум внимания, однако на людях бурно проявляют чувства и стремятся окружить свое дитя сверхзаботой. Особая разновидность демонстрационной гиперопеки встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. Средством этого является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг малыша создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности. Фактически же забота и любовь носят внешний, демонстративный характер, рассчитанный, скорее, на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный учет эмоциональных нужд и возрастных потребностей детей. Данный вариант гиперопеки наблюдается чаще в отношении единственных детей и в ряде случаев в неполной семье. Гиперопека здесь нередко восполняет аффективно заостренную потребность в привязанности и любви, прежде всего, у самих родителей.
Комплекс наседки
Гиперопека более свойственна некоммуникабельным матерям, с ограниченным кругом контактов. Недостаточную общительность они компенсируют отношениями с детьми. Кроме того, гиперопека чаще встречается у родительниц с флегматическим и меланхолическим темпераментом. В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм «обязывания» детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом.
То, что доктор прописал
Кроме негативного влияния на ребенка, гиперопека также деструктивно влияет на психику родителей. Такие мамочки, как правило, рискуют заполучить тревожно-мнительный синдром и лишиться покоя на долгие годы. Помните, ребенку надо дать шанс прожить свою жизнь самостоятельно, ведь сделать это за него вы все равно не сможете. Доверяйте своему чаду, позволяйте ему принимать самостоятельные решения, только тогда он вырастет полноценным членом общества. Как же избавиться от «комплекса наседки»? К сожалению, самостоятельно это вряд ли удастся, поэтому на помощь должны прийти близкие люди (муж, родители, подруги). Обговаривайте свои страхи с родными, просите у них поддержки, не замыкайте круг своих интересов исключительно на ребенке, такая передышка пойдет на пользу обоим, ведь родительская любовь должна быть разумной.
добрый вечер, я опять хочу обратиться к вам с просьбой, подскажите мне пожалуйста что означают в справке об инвалидности в пункте (причина инвалидности) следующее: п 11 пр 1013 н Не знаю как на самом деле но я поняла так, что, буква п это пункт а буквы пр это приказ, да??? а вот что начает буква Н я что то так и не поняла или на деле всё не так????????
11. Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.