astra71 | Дата: Четверг, 03.01.2013, 13:00 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29244
Репутация: 460
Статус: Offline
| © КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2009 О. В. Сергеева, А. И. Филимонов, С. И. Кузнецов, В. А. Вериковский
ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области", ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница № 1"
Трудовая деятельность — одна из важнейших категорий жизнедеятельности, однако при проведении профессиональной реабилитации возникает большое количество трудностей. Для поиска возможностей решения проблем в Воронежской области действует международный проект "Профессиональная реабилитация и трудоустройство граждан с ограниченными возможностями". Принятые Воронежской областной думой изменения и дополнения к закону Воронежской области о квотировании рабочих мест для инвалидов позволяют стимулировать работодателей на организацию специальных рабочих мест и создание рекомендуемых условий труда для инвалидов. Индивидуальный подход, учет особенностей инвалидов и производства позво.аяют повысить эффективность профессиональной реабилитации.
Ключевые слова: профессиональная реабилитация, трудоустройство инвалидов, специальные рабочие места, реабилитационно-экспертная диагностика.
Определение степени ограничения каждой из категорий жизнедеятельности необходимо для выбора оптимальных мер реабилитации, направленных на устранение или хотя бы на компенсацию существующих ограничений. При неоспоримой важности способности осуществлять самообслуживание, передвижение, обучение, общение, ориентацию, контроль за своим поведением, способность к трудовой деятельности и остается наиболее значимой для человека. У работающего человека имеются возможности для самореализации, повышения самооценки.
Доход от трудовой деятельности обеспечивает материальное благополучие, полноценную активную жизнедеятельность инвалида. Так, например, при наличии определенного дохода инвалид может осуществлять передвижение уже не только в ограниченном пространстве — в пределах квартиры или до ближайших объектов инфраструктуры, но и путешествовать по стране, по миру, удовлетворяя потребность в знаниях, в общении, что положительно сказывается на качестве его жизни.
Несмотря на то что профессиональная реабилитация очень важна для инвалида, осуществление ее на практике встречает большие трудности. Так, работодатели в подавляющем большинстве случаев не готовы принимать на работу инвалида, который заведомо не может работать так же эффективно, как здоровый человек. С другой стороны, сами инвалиды часто не стремятся устраиваться на работу, предпочитая получать пенсию и пользоваться гарантированными льготами.
Чаще такая жизненная позиция характерна для инвалидов пенсионного возраста и жителей сельских районов, которых вполне устраивает существующее положение дел: пенсионеры уже закончили трудовую деятельность и находятся на заслуженном отдыхе, а сельские жители, помимо пенсионного обеспечения, получают доход от ведения натурального хозяйства. Третьей причиной, отрицательно влияющей на реализацию мер профессиональной реабилитации, является несовершенство действующего законодательства, в том числе по квотированию рабочих мест для инвалидов, по созданию специальных рабочих мест.
Сложности в реализации мер профессиональной реабилитации приводят к тому, что большинство инвалидов, которые на момент первичного освидетельствования для установления группы инвалидности работали и были настроены на продолжение трудовой деятельности с ограничениями, в течение последующего года эту работу теряли, а при очередном освидетельствовании уже не демонстрировали настроя на труд.
Отсутствие установки на труд в данном случае не всегда зависело от ухудшения общего состояния — при проведении медико-социальной экспертизы в большом количестве случаев констатируется наличие остаточной способности к трудовой деятельности. В качестве примера можно привести изменение отношения к труду у инвалидов с ИБС, перенесших аортокоронарное шунтирование (АКШ).
За данной группой больных с 2003 г. ведется совместное наблюдение специалистами Воронежской областной клинической больницы № 1 и Главного бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области. Эта группа больных удобна для оценки профессиональной составляющей социального статуса, поскольку среди инвалидов, перенесших АКШ, удельный вес граждан трудоспособного возраста достигает 73%, в отличие от всей совокупности больных ИБС, в которой 68,4% проходящих первичное освидетельствование — пенсионеры.
При первичном освидетельствовании удельный вес работающих и желающих продолжить трудовую деятельность больных и инвалидов, перенесших АКШ, составляет от 62,5 до 89,5%. При осуществлении переосвидетельствования в бюро МСЭ через год работающими оказываются только 18,3—20%. Те же инвалиды, которые в течение истекшего года прекратили трудовую деятельность, при переосвидетельствовании уже не проявляли желания найти работу, хотя по состоянию здоровья подавляющее большинство из них могли выполнять определенные виды труда (только у 11,8% лиц, проходящих переосвидетельствование после АКШ, определялась 3-я степень ограничения способности к трудовой деятельности).
Как сказано- выше, одна из основных причин отсутствия эффекта от профессиональной реабилитации — несовершенство системы самой профессиональной реабилитации. Отрицательный настрой на труд инвалида очень часто формируется после многократных неудачных попыток трудоустройства. Такая тенденция хорошо прослеживается даже в группе инвалидов, перенесших АКШ, в которой высок удельный вес граждан с высшим и средним специальным образованием, обладателей престижных профессий, часто занимающих руководящие должности. Так, доля лиц с инженерным образованием в этой группе инвалидов составляет 39% (большинство из них занимали должности главных инженеров и главных технологов различных предприятий). Несколько меньшую долю — 21% составляли лица, занятые в квалифицированных рабочих профессиях, по 3,6% приходилось на административных работников и преподавателей.
Несомненно, что без специальных мер, направленных на устранение затруднений, возникающих при трудоустройстве инвалидов, невозможно эффективно реализовывать профессиональную часть индивидуальной программы реабилитации (ИПР), проводить успешную ресоциализацию инвалидов. Для поиска возможностей решения проблем, возникающих при трудоустройстве инвалидов, в Воронежской области с 2006 г. по настоящее время действует международный проект "Профессиональная реабилитация и трудоустройство граждан с ограниченными возможностями". В рамках данного проекта осуществляется трудоустройство инвалидов, в том числе и на специально созданные рабочие места. Для повышения эффективности работы по трудоустройству инвалидов в октябре 2007 г. Воронежской областной думой были приняты изменения и дополнения к закону Воронежской области о квотировании рабочих мес^для инвалидов. Эти изменения позволяют на принципиально новой основе стимулировать работодателей на организацию специальных рабочих мест и создание рекомендуемых условий труда для инвалидов.
В рамках проекта денежные средства из областного бюджета направляются на компенсацию затрат работодателей по созданию специальных рабочих мест и на компенсацию затрат на оплату труда инвалидов, что приводит к повышению заинтересованности работодателей в приеме на работу граждан с ограниченными возможностями. Так, если в ИПР рекомендован 4-часовой рабочий день, то инвалид, работая по 4 ч, получает заработную плату от работодателя за полный рабочий день, а разница в заработной плате между фактически отработанными часами и оплатой целого рабочего дня компенсируется за счет областного бюджета. Если в ИПР рекомендовано создание специального рабочего места с использованием специального оборудования (функциональные кресла, столы с регулировкой высоты столешницы и т. д.), то на приобретение такого оборудования деньги также выделяются из областного бюджета.
При таком подходе к финансированию мероприятий по реализации профессиональной части ИПР трудоустройство инвалидов осуществляется более успешно. В данном случае и работодатели, и инвалиды более охотно выполняют рекомендации ИПР. Трудоустройство инвалидов осуществляется строго согласно рекомендациям по показанным и противопоказанным условиям и характеру трудовой деятельности в ИПР. Для наиболее успешной реализации профессиональной части ИПР врачи — специалисты по реабилитации инвалидов в бюро МСЭ очень тщательно прописывают так называемую трудовую рекомендацию, избегая общих неконкретных формулировок, основываясь одновременно на показанных, противопоказанных видах и условиях трудовой деятельности, исходя из основного и сопутствующего заболеваний, а также с учетом природных склонностей и способностей самого инвалида.
Созданный в 2007 г. отдел реабилитационно-экспертной диагностики способствует более детальной разработке профессиональной части ИПР. В отделе работают специалисты по профориентации, по социальной работе, психологи, врачи-специалисты. Отдел оснащен современным оборудованием, позволяющим определить степень функциональных нарушений, ограничения различных категорий жизнедеятельности. При проведении освидетельствования в бюро МСЭ больной может быть направлен в отдел реабилитационно-экспертной диагностики для получения дополнительных данных, позволяющих вынести объективное экспертное заключение, более четко сформулировать показанные условия и виды трудовой деятельности.
При создании специального рабочего места иногда возникает необходимость выезда врача — специалиста по реабилитации на предприятие, после чего оформляются рекомендации по мерам профессиональной реабилитации в ИПР. Такой алгоритм разработки ИПР позволяет более четко подбирать необходимые реабилитационные мероприятия, работать индивидуально, с учетом особенностей каждого инвалида и особенностей про изводства, на котором планируется трудоустройство.
Активная совместная работа со специалистами структур, участвующих в реабилитационном процессе инвалидов, значительно облегчает реализацию мер, указанных в ИПР. Большое значение имеет не только рутинное исполнение возложенных на различные организации и учреждения обязанностей, но и активное личное участие в процессе реализации ИПР сотрудников вышеуказанных учреждений.
Так, специалисты городских (районных) центров занятости, Воронежского областного реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста, регионального отделения Фонда социального страхования работают в тесном контакте со специалистами бюро МСЭ, что позволяет в рабочем порядке быстро решать возникающие в процессе реабилитации проблемы.
В стандартной ситуации трудоустройство инвалида происходит обычным порядком, в сложных случаях осуществляется совместное обсуждение специалистами заинтересованных служб всех возможных вариантов, выбирается наиболее рациональный; дальнейшее трудоустройство инвалида происходит под контролем специалистов службы занятости и с участием специалиста по реабилитации бюро МСЭ.
Сегодня уже можно говорить об эффективности реализуемого проекта. Так, за 2007—2008 гг. в рамках проекта были дополнительно трудоустроены 312 инвалидов. 207 человек были трудоустроены с компенсацией оплаты труда, 33 — с компенсацией оборудования специального рабочего места, 77 — с одновременной компенсацией оплаты труда и оборудования специального рабочего места.
Несомненно, работа в рамках проекта приносит положительные плоды, значительно облегчает трудоустройство инвалидов. В данном случае только активное решение проблем профессиональной реабилитации инвалидов, неформальное отношение всех структур, участвующих в реабилитационном процессе, обеспечивают успешное преодоление трудностей, возникающих при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. Индивидуальный подход к выбору мер профессиональной реабилитации, учет особенностей инвалидов и производства, на которое планируется трудоустройство, позволяют повысить качество профессиональной реабилитации, вернуть инвалидам работу, место в обществе, улучшить качество их жизни.
| |
| |