Система предоставления социальных услуг инвалидам, пожилым
| |
astra71 | Дата: Суббота, 18.04.2015, 07:11 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29257
Репутация: 460
Статус: Offline
| Проф., д-р экон. наук, канд. мед. наук, вице-президент Национальной ассамблеи специалистов в области труда и социальной политики Л. П. Храпылина
ПРИОРИТЕТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ИНВАЛИДАМ И ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ФГОУ "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Рассматриваются перспективы развития системы медико-социальной реабилитации инвалидов и повышение роли в ней медико-социальной экспертизы.
Ключевые слова: инвалиды, реабилитация, медико-социальная экспертиза
В России происходит целенаправленное преобразование системы предоставления социальных услуг, которое в настоящей статье рассматривается на примере лиц пожилого возраста и инвалидов, поскольку именно эти категории составляют подавляющее большинство клиентов учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Медико-социальная экспертиза в значительной мере влияет на реализацию прав тех или иных категорий граждан на получение социальных услуг, в силу чего медико-социальные эксперты должны быть достаточно осведомлены о происходящих в этой сфере событиях, занимать активную профессиональную и гражданскую позицию по отношению к изменениям, в том числе в области нормативно-правового регулирования.
Сущность происходящих перемен состоит в модернизации содержания, видов, ресурсного обеспечения, технологий социальных услуг и в целом всего комплекса, который составляет предоставление социальных услуг как вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД1).
Преобразования определяются уровнем и темпами экономического развития страны и ее территорий, а также социально-экономической целесообразностью конкретных социальных услуг, их совокупности для населения и его отдельных категорий, в том числе на условиях государственных гарантий.
Задающую роль в современном управлении модернизацией социальной сферы играет Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (далее — Концепция).
В указанном документе акцентировано внимание на проблемах пожилых людей и инвалидов в целом, в частности на ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), проблемах, касающихся особо выделенных социальных услуг для этих категорий населения (например, на уходе, реабилитации в специальных реабилитационных центрах, занятости).
С одной стороны, такая целевая постановка вопросов имеет позитивное значение и высвечивает определенные приоритеты, а следовательно, предопределяет направленность усилий органов власти и управления. Вместе с тем, с другой стороны, иные проблемы этих людей становятся как бы неактуальными по отношению к некоторым аспектам охраны здоровья населения. Такая ситуация, недопустима; мы полагаем, что следует уточнить отдельные позиции, особо значимые в процессе управления преобразованием системы предоставления услуг.
Для всех инвалидов и пожилых людей востребованными являются медицинские и медико-социальные услуги. Их значение велико как для сохранения жизни и здоровья, так и для поддержания социальной активности. В связи с этим эти услуги для данной категории относятся к социальным услугам.
В Концепции в разделе "Развитие здравоохранения" отмечается, что система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. Мы полагаем, что эту проблему стоило бы заострить в отношении инвалидов и пожилых людей, поскольку нарушения права этих людей на гарантированные медицинские услуги в последние годы распространены; ситуация приобретает порой антигуманный, скандальный характер.
Нередки случаи отказа инвалидам и пожилым людям в медицинской помощи, прежде всего это относится к скорой и стационарной помощи, а также к сужению перечня услуг, входящих в медицинскую помощь для лиц пожилого возраста.
Государственные финансовые вливания в здравоохранение, в том числе посредством приоритетного национального проекта "Здоровье", как отмечается в Концепции, "не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями".
"Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки".
Такая постановка вопроса, несомненно, верна, однако она должна быть уточнена: потребностям населения с учетом нарушений здоровья, возрастно-половых особенностей и территориального расселения. Медицинские и медико-социальные услуги для инвалидов и пожилых людей, проживающих в городской или сельской местности, имеют свои особенности, которые необходимо учитывать, в том числе в процессе планирования, формирования ресурсов, выработки методического обеспечения, подготовки кадров.
Поскольку значительная часть инвалидов и лиц пожилого возраста относятся к категории бедного населения, то вопрос о бесплатной медицинской помощи и спектре услуг в ее составе для них становится в прямом смысле жизненно важным.
Среди значимых задач модернизации предоставления медицинских услуг необходимо выделить обеспечение оказания этим категориям граждан услуг, касающихся бесплатной медицинской помощи, согласно установленным стандартам в рамках государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания. Для повышения качества медицинских услуг инвалидам и лицам пожилого возраста необходимы новые медицинские технологии как услуг, так и обслуживания. Прежде всего это можно сделать в связи с наиболее распространенными заболеваниями, с учетом возрастных категорий, а также в контексте положений современной гериатрии.
Выравнивание финансовых возможностей регионов по обеспечению равнодоступности медицинских услуг для инвалидов и лиц пожилого возраста необходимо осуществлять как путем установления единых требований к определению размера взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения, так и через конкретизацию ответственности страховых организаций, которые участвуют в этом страховании.
Эта ответственность должна быть перед пациентом за качество предоставляемых ему услуг медицинской организацией и перед медицинской организацией за создание финансовых условий обеспечения качественных услуг пациенту. Сегодня скорее можно говорить о безответственности страховых организаций и незащищенности пациента. У инвалидов и пожилых людей в силу их маломобильности и сниженной социальной активности нет реальной возможности защищать самим право на качественные медицинские услуги, на бесплатную медицинскую помощь, в силу чего роль страховых организаций должна быть повышена, а ответственность не продекларирована, а четко определена.
Вызывает сомнение необходимость создания условий для участия медицинских организаций различных организационно-правовых форм в обязательном медицинском страховании применимо ко всем категориям инвалидов и лицам пожилого возраста. К сожалению, вероятность издержек, в том числе криминального характера, здесь излишне высока. Было бы правильно для инвалидов и пожилых людей предусматривать страхование с патерналистским участием государства.
Инвалиды и пожилые люди — одни из самых активных потребителей услуг службы скорой медицинской помощи, однако сегодня медперсонал этих служб не имеет, как правило, целевой подготовки по специфике оказания помощи инвалидам и людям пожилого возраста. Недостаточна также оснащенность вспомогательными техническими средствами, облегчающими оказание ряда услуг маломобильным пациентам, к которым относятся пожилые люди и инвалиды.
Стационарная помощь инвалидам и людям пожилого возраста нередко рассматривается как нерациональное использование коечного фонда. Оптимизация стационарной помощи, оказываемой этому населению, видится органам власти и управления преимущественно как создание стационаров на дому. При этом не учитывается отсутствие реальной возможности постороннего ухода за больным, организации его питания, затруднения в приобретении лекарств и т. д.
Мы полагаем, что в больницах следует открывать гериатрические отделения, в которые по медицинским показаниям направлять пожилых пациентов, в том числе и инвалидов соответствующего возраста, для предоставления им медицинских и медико-социальных услуг. Это будет не только гуманно, но и экономически более состоятельно, чем создание стационаров на дому.
Для сельской местности предполагается в перспективе открытие кабинетов врачей общей практики и семейных врачей. Этих специалистов необходимо обязать пройти целевую подготовку по основам медико-социальной экспертизы и реабилитации, гериатрии. В крупных поселениях следовало бы открывать межпоселенческие гериатрические кабинеты, поскольку на селе много пожилых людей и им поездки в городские гериатрические центры малодоступны.
Развитие системы предоставления медико-социальных услуг в целом, в том числе оказываемых инвалидам и пожилому населению на дому, требует взаимодействия систем здравоохранения и социальной защиты. Такое взаимодействие должно касаться координации мер, консолидации средств и кадровых ресурсов.
| |
| |
astra71 | Дата: Суббота, 18.04.2015, 07:13 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29257
Репутация: 460
Статус: Offline
| В Концепции обозначено повышение роли и расширение функций среднего медперсонала при оказании медицинских услуг лицам старшего возраста — позиции, казалось бы, безупречной, если такой подход не отсечет пожилых людей от врачебной помощи вовсе. У нас есть опасение, что врачебная помощь станет доступной по субъективному усмотрению среднего медперсонала, в силу чего возникнут опасные для здоровья пожилых людей и их морального состояния издержки.
Представляется важным обеспечить через организационный, административный ресурс уважительное отношение к мнению пациента по этому вопросу, и не нарушать его прав на качественные медицинские услуги, выбор врача и медицинского учреждения. Обслуживание инвалидов и пожилых людей, особенно с нарушением способности к передвижению и расстройствами психики, — дело трудное как физически, так и психологически.
Предоставлять услуги таким пациентам медицинские и социальные работники идут неохотно, в том числе и из-за того, что оплата их труда низкая. Мотивация к качественному труду должна подкрепляться материальными и моральными стимулами. Заработная плата должна рассчитываться прежде всего на основе социальной полезности такой деятельности. А полезность этой деятельности очень высокая.
Актуальной задачей в отношении инвалидов и пожилых людей является разработка сбалансированных норм питания, физических нагрузок, режимов отдыха, т. е. охват теми услугами, которые бы создавали для них базу для ведения здорового образа жизни. Активная позиция в этом вопросе медицинских и социальных работников могла бы сыграть свою положительную роль. Вместе с тем необходимо создавать наглядные средства: брошюры, листовки, памятки, мини-книги и т. д., в которых в доступной форме приводить советы, разъяснения по тем или иным аспектам здорового образа жизни.
В процессе развития системы первичной медико-санитарной помощи должно происходить совершенствование предоставления услуг инвалидам и лицам пожилого возраста. В этом свете следует предусматривать повышение качества специализированной медицинской помощи указанным категориям населения.
При организации системы такой помощи следует учитывать распространенность среди инвалидов и лиц пожилого возраста тех или иных нарушений здоровья. Прежде всего это касается сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Выявление этих нарушений должно происходить как можно раньше, что позволит продлить жизнь и социальную активность таких людей. Это в свою очередь минимизирует нагрузки членов семьи по уходу за больным человеком.
Среди потока других пациентов поликлиник инвалиды и пожилые люди не становятся объектом внимания врачей, скорее наоборот. Возможно, стоит рассмотреть их сетевое обслуживание.
Реализация обозначенных выше приоритетов преобразований предоставления медицинских и медико-социальных услуг в системе здравоохранения должна учитывать ряд факторов, включая недостаточность медицинских объектов, их маломощность и неукомплектованность кадрами во многих малых городах и поселениях, а также недостаточно высокий социокультурный уровень значительной части указанных категории населения в отношении охраны своего здоровья.
Для многих категорий инвалидов и пожилых людей весьма актуальными являются услуги, касающиеся ремонта их жилищ. Значительная часть инвалидов и пожилых граждан проживают в ветхом и с высокой степенью износа жилищном фонде, состояние которого не отвечает санитарно-гигиеническим нормам, часто отсутствуют элементарные удобства; многие годами стоят в очереди на улучшение жилищных условий.
Однако в Концепции акцент на этих проблемах не сделан, внимание уделяется отдельным категориям населения, молодым семьям. Жилищные проблемы этих людей не вошли в число требующих решения с активным государственным участием. Этот вопрос переадресован органам местного самоуправления, у которых нет на то необходимых ресурсов.
Жилищный фактор непременно будет негативно отражаться на качестве жизни многих инвалидов и лиц пожилого возраста. Представляется, что освидетельствование социально-бытовых условий этих людей должно стать одной из форм работы социальных служб и основой использования технологий социального посредничества для решения их жилищных проблем.
Предоставление социальных услуг, которые относятся к отрасли социальной защиты, также нуждается в модернизации. Предусмотренное Концепцией развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и льготных категорий населения предполагает, что расширение услуг для этих лиц должно быть основано на охвате нуждающегося населения государственными социальными программами. Важно, чтобы, формируя такие программы, уполномоченные структуры не забыли об инвалидах и пожилых людях как особой категории населения с особыми потребностями в специальных социальных услугах.
Социальное обслуживание инвалидов и граждан старших возрастов, судя по положениям Концепции, должно развиваться с ориентацией на повышение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся из числа таких граждан. Это предполагается обеспечить путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
Весьма важным является постулат о том, что в перспективе вместо заявительного принципа будет использоваться сочетание заявительного принципа обращения за социальными услугами с выявлением нуждающихся в социальном обслуживании лиц. Такая постановка, к сожалению, не разъясняет сути последствий выявления. Дело не в том, что будет выявлена нуждаемость в чем-либо, а в том, как в результате выявления будет организационно и экономически обеспечено предоставление услуг пожилому человеку. Без формализации этого процесса услуги оказываться не будут.
Развитие форм социального обслуживания (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной) предполагает предоставление социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста с целью поддержания их способности к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим этим людям родственный уход на дому.
В связи с этим следует развивать реабилитационную индустрию как приоритетное направление модернизации системы предоставления социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста. Благодаря такой индустрии должны появиться качественные, доступные технические средства, которые позитивно повлияют на оказание социальных услуг.
Представляется, что учреждения медико-социальной экспертизы могли бы сыграть позитивную роль при введении обязательного медико-социального освидетельствования лиц, заключающих договора пожизненной ренты путем добровольной передачи своего жилья в обмен на пожизненное содержание субъектами, которым это жилье на договорных условиях передано. К сожалению, вероятность ущемления интересов этих людей по оказанию им социальных услуг без проведения такой экспертизы излишне высока.
Создание реабилитационной индустрии в России не может состояться без целенаправленного, технологически обеспеченного развития самодостаточной по соответствующим целям и задачам промышленности. Производимые предприятиями такой промышленности товары имеют специальное назначение, поскольку они ориентированы на определенного потребителя и его потребности.
В качестве такого потребителя следует рассматривать самого инвалида либо пожилого человека, социальные и медицинские учреждения, родственников, ухаживающим за пожилым членом семьи.
Товары и услуги специального назначения, предназначенные для инвалидов и лицам пожилого возраста, связаны с облегчением их жизнедеятельности путем минимизации ограничений в разных ее сферах. Реабилитационная индустрия, рассчитанная на интересы инвалидов и пожилых людей, нуждается на первом этапе ее создания в патернализме государства. Этот патернализм должен проявиться в скоординированных организационных, технико-технологических, экономических, финансовых, правовых, информационных мерах, реализуемых в рамках целевых программ. Реабилитационная индустрия может успешно развиваться на основе государственных заказов.
Технические средства сегодня, как правило, на льготных условиях предоставляются человеку при наличии инвалидности. Этот порядок стоило бы изменить. Пожилым людям такие средства можно было бы предоставлять в связи с возрастными изменениями, приводящими к определенным изменениям здоровья, снижению физической выносливости и затруднениям в решении бытовых вопросов, а также в связи с потребностями медицинского назначения и др.
Технические средства предоставляются нуждающимся в них лицам на льготных условиях в соответствии с базовыми программами (гарантированными перечнями технических средств) по заключению уполномоченных служб здравоохранения и социальной защиты населения. Когда инициативу проявляют сам гражданин или члены его семьи, то вопрос решается на общих основаниях и нередко на платной основе. Порядок и условия получения, эксплуатации, ремонта и замены технических средств, гарантированных для отдельных категорий граждан, определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В отношении негарантированных средств все это связано с личной инициативой самого гражданина или лица, представляющего его интересы. Для многих пожилых людей невозможно решить проблему обеспечения себя техническим средством путем приобретения социальной услуги на платной основе. Все это побуждает пожилых людей или членов их семей инициировать медико-социальное освидетельствование с целью установления инвалидности.
Старость — это не инвалидность. В старости свои риски, которые необязательно инвалидизируют. Создание условий для достойного социально-бытового обеспечения пожилого человека на условиях самообслуживания вполне может предотвратить его обращение за установлением инвалидности, поскольку человеку важно не признание его инвалидом, а инвалидность как основание для льгот, в том числе на услуги и технические средства.
В последние годы сокращена государственная поддержка (в том числе путем предоставления налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих указанные технические средства, а также обеспечивающих их ремонт. По нашему мнению, эту поддержку необходимо вернуть в правовое поле, усилить, и таким образом инициировать производителей и потенциальных инвесторов.
Требует совершенствования государственная стандартизация указанных средств, в том числе путем совершенствования законодательства. Следует внести поправки в федеральные законы "О стандартизации" (от 10 июня 1993г.), "О защите прав потребителей" (от 7 февраля 1992 г.), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (от 24 ноября 1995 г.). Стандарт должен содержать технические требования не только к товару, но и к эксплуатации, оценке качества.
Острой многолетней, застаревшей проблемой является обеспечение инвалидов и граждан пожилого возраста в постороннем уходе как в специальных учреждениях, так и на дому. Эту миссию берут на себя система социального обслуживания, ряд общественных организаций (Красный Крест, религиозные общины и др.). Учитывая достаточно большую потребность в медико-социальном и социальном уходе, необходимо создавать специальные школы младших медсестер по уходу за людьми пожилого возраста и инвалидами. Уход требует профессиональной подготовки с обучением теории и практики ухода, а также с изучением ряда дисциплин (по психологии, социальной работе, некоторым правовым вопросам). Кроме того, необходимо обучение навыкам оказания медицинской помощи.
В Концепции заложены технологии повышения благосостояния инвалидов и пожилых людей путем повышения пенсий и социальных выплат. Это позволило сформулировать в указанном документе положения о развитии платных форм социального обслуживания с учетом роста доходов пожилого населения и инвалидов. Целенаправленное внимание уделено необходимости формирования сети комфортных пансионов для пожилых людей, предназначенных для их постоянного и временного проживания.
Такая постановка проблемы крайне актуальна. Подобные пансионаты нужны, в них, безусловно, есть потребность. Но эту потребность необходимо изучать. Следует объективно оценить причины, по которым пожилые люди изъявляют желание переселиться в пансионат. Также следует изучать возможности сохранения проживания человека в открытом обществе в привычных условиях. Это, конечно, становится возможным, если создать амортизаторы, посредством которых негативные факторы среды обитания человека будут устранены или минимизируют свое влияние. Очевидно, что необходимы расчеты затрат на проживание в пансионате или сохранение проживания на прежнем месте с сопровождением в виде услуг. Важно установить и источники финансирования. Главное при этом — прежде всего ориентироваться при выборе на интересы пожилого человека.
Развитие рынка социальных услуг связано с развитием сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг. В Концепции предложены следующие пути решения этой задачи. Преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты населения, оказывающих услуги пожилым людям и инвалидам, в некоммерческие организации. Это, как мы полагаем, требует модернизации института социального контроля.
Создание механизма привлечения разных организаций на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, что не в полной мере соответствует сложившейся практике оказания социальных услуг на муниципальном уровне. Нужен и муниципальный заказ. В связи с этим необходимы нормативно-правовые регуляторы такого заказа, контроля его осуществления и оценки социальной эффективности на основе научно обоснованного методического и правового обеспечения.
Согласно Концепции, предусматривается обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг, различных организационно-правовых форм, а также преодоление административных барьеров для негосударственных некоммерческих организаций.
Развитие предоставления социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста, несомненно, должно происходить на условиях конкуренции производителей услуг и прозрачности их государственной поддержки, в том числе посредством целевых программ и проектов, грантов, а также тендеров и конкурсов в системе госзакупок.
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организации, волонтерства также могло бы сыграть определенную положительную роль в повышении доступности социальных услуг для людей пожилого возраста.
Выводы
1. В современной России факторами, влияющими на развитие системы предоставления социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста, являются сложившиеся подходы к предоставлению социальных услуг и технологии их оказания; действующая практика их предоставления; положения стратегических документов, ориентированные на долгосрочное управление социально-экономическим развитием страны, а также развитием отдельных социальных отраслей, направления и целевые ориентиры; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, играющая задающую роль в современном управлении модернизацией социальной сферы, становится главным фактором развития системы предоставления услуг инвалидам и лицам пожилого возраста.
2. На современном этапе приоритетными направлениями преобразования системы предоставления социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста являются: преимущественное развитие услуг в системах социального обслуживания и здравоохранения; преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым людям и инвалидам, в некоммерческие организации и поддержка этих организаций посредством налоговых льгот, государственных заказов при условии цивилизованной конкуренции между ними.
3. Значимым фактором, влияющим на повышение доступности и качества социальных услуг инвалидам и лицам пожилого возраста, могла бы стать формализация статуса независимых медико-социальных экспертов, занимающихся определением потребностей в таких услугах и оценкой качества их предоставления клиентам.
| |
| |
|