Воскресенье, 22.12.2024, 13:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Использование МКФ и ОЖД в практике МСЭ, коды МКФ-ДП
astra71Дата: Вторник, 06.01.2015, 11:49 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29334
Репутация: 461
Статус: Offline
З.А. Романова, Л.Л. Науменко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация являются важными составными частями проблемы охраны общественного здоровья в контексте социальной защиты населения [1].
Согласно Федеральному закону “О социальной защите инвалидов”, функциями МСЭ является “определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма” [2].
Данный закон не только определил понятия инвалида, ограничения жизнедеятельности, социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, но и передал полномочия признания лица инвалидом на Государственную службу МСЭ.

Одними из основных нормативно-правовых документов, по которым организована работа учреждений медико-социальной экспертизы, являются:
- приказ Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77 “Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь” [3];
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 “Правила признания лица инвалидом” [4];
- приказ Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. №101Зн «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» [5].

Последний приказ был разработан на основе Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности - МКН (International Classification of Impairments, Disabilities and Handicaps - ICIDH), 1980г. [6].
МКН, тесно связанная с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), определяет основные виды нарушений функций организма, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость социальной защиты [5].

К основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических, языковых и речевых, сенсорных, статодинамических функций, функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета, а также нарушения, обусловленные физическим уродством.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [5].

Действующий в настоящее время в РФ приказ № 1013н уже не отвечает современным положениям нового документа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья - МКФ (International Classification of Functioning, Disability and Health, WHO, 2001 - ICFDH), принятой в 2001 г. и пере-смотренной в 2002 г. [7].

МКФ отошла от классификации «последствий болезни», чтобы акцентировать внимание на «составляющих здоровья» [8].
Информация в классификации систематизирована в двух частях.

Часть первая включает данные о функциях и структурах организма, о функционировании (активности и участии) и ограничении жизнедеятельности, часть вторая охватывает контекстовые факторы - окружающей среды и личностные [9-12].

МКФ описывает аспекты здоровья человека посредством доменов, т.е. взаимосвязанных физиологических функций, анатомических структур, действий, задач и сфер жизнедеятельности, включающих: функции и структуры организма, активность и участие. Функции организма - это физиологические функции систем организма (включая психические функции).
Структуры организма - это структурные или анатомические части организма, такие как органы, конечности и их компоненты, классифицированные в соответствии с основными системами и функциями организма [10, 11].

Функции и структуры организма могут быть нарушены в результате заболевания, травмы или увечья.
Нарушения - это утрата или отклонение от нормы структуры тела или физиологической функции.

Критериями для оценки нарушений (как функций, так и структур организма) являются:
1) утрата или отсутствие;
2) снижение;
3) добавление или избыток;
4) отклонение [10,11].

Активность - это выполнение задачи или действия индивидом (индивидуальная сторона функционирования).
Участие - это вовлечение индивида в жизненную ситуацию (социальная сторона функционирования).
Ограничение активности - это трудности в осуществлении активности, которые испытывает индивид.
Данный термин заменяет понятие «ограничение жизнедеятельности» (ОЖД), используемый в МКН 1980 г. [10].

Ограничение возможности участия - это проблемы, которые испытывает индивид при вовлечении в жизненную ситуацию. Данный термин заменяет понятие «социальная недостаточность», используемый в МКН 1980г. [10]

Вторая часть МКФ представлена контекстовыми факторами, включающими факторы окружающей среды и личностные факторы.
Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, в которой существуют индивиды [10, 12].

Глава «Факторы окружающей среды» включает 5 разделов:
1) продукция и технологии;
2) природное окружение и изменение окружающей среды, осуществлённые человеком;
3) поддержка и взаимосвязи;
4) установки;
5) службы, административные системы и политика.

Личностные факторы - это индивидуальные характеристики, с которыми живёт и существует индивид, состоящие из черт индивида, не являющихся частью изменения здоровья или показателей здоровья (например, пол, раса, возраст, стиль жизни, привычки, воспитание, образование, профессия, тип личности и характера, склонности и др.).
Личностные факторы в МКФ не классифицируются [8-10].

Составляющие функционирования и ограничений жизнедеятельности измеряются в МКФ с помощью параметров. Параметрами для составляющих «функции» и «структуры организма» являются их изменения, составляющие «активность» и «участие» измеряются параметрами реализации и потенциальной способности.

Параметр реализации устанавливает, что делает индивид в условиях реально окружающей его среды («вовлечение в жизенную ситуацию» или «жизненный опыт»). Параметр потенциальной способности (капаситет) устанавливает способность индивида выполнять или справляться с какой-либо задачей или действием.

Несмотря на то что помощь посторонних лиц, технические средства реабилитации, вспомогательные устройства не устраняют нарушений, они могут компенсировать ограничения функционирования в некоторых доменах [9, 10].

Все составляющие измеряются с помощью единой шкалы определителей:
0 - нет проблем (никаких, отсутствуют, ничтожные...) 0—4%;
1 - легкие проблемы (незначительные, слабые...) 5-24%;
2 - умеренные проблемы (средние, значимые...) 25-49%;
3 - тяжелые проблемы (высокие, интенсивные...) 50-95%;
4 - абсолютные проблемы (полные...) 96-100%;
8 - неопределимы;
9 - неприменимы.

В зависимости от составляющей наличие проблемы может означать нарушение, ограничение активности или ограничение возможности участия, препятствие [10].

МКФ пытается достичь более полной согласованности взглядов на различные стороны здоровья и болезни и определить влияние социума на организм человека. Однако интенсивный рост и развитие, происходящие в течение двух первых десятилетий жизни человека, были недостаточно охвачены в МКФ. Именно этим обусловлено появление в 2007 г. Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья.
Дети и подростки - МКФ-ДП (International Classification of Functioning, Disability and Health. Children & Youth Version - ICF-CY) [13-16].

МКФ-ДП дает исчерпывающие описания функционирования индивида, однако довольно сложна в повседневной практике - классификация содержит 1600 кодов для оценки здоровья и развития ребенка [14].

Для повседневной практики врачам требуются только некоторые категории МКФ-ДП. Именно поэтому в 2010 г. было проведено международное исследование с целью получить уменьшенное количество пунктов из множества кодов МКФ-ДП (К. Ellingsen и R. Simeonsson) [17].

Профессионалы из всех основных регионов мира приняли участие в трех этапах процедуры Delphi, приоритетности кодов МКФ-ДП для четырех различных возрастных групп: 0-2 года, 3-5 лет, 6-12 лет, 13-17 лет.

Полученные из МКФ-ДП коды включают коды из областей функции, структур организма, активности и участия и факторы окружающей среды [14,17].
Основные коды МКФ-ДП, установленные для детей с рождения до 36 мес (0-2 года).

Процитировано К. Ellingsen и R. Simeonsson [17]:
Функции организма
Функции сознания Ь110\ функции зрения Ь210; функции слуха Ь230\ функции осязания Ь265\ ощущение боли Ь280\ функции эмоций Ы52\ функции голоса Ь310\ функции сердца Ъ410\ функции дыхания Ъ440\ иммунный ответ (т.е. устойчивость к инфекциям) Ь4350\ функции приема нутриентов Ь510\ функции пищеварения Ь515; функция поддержания роста (достижение ожидаемых этапов физического развития) Ь560\ моторно-рефлекторные функции Ь750\ функции мышечного тонуса Ь735\ спонтанная двигательная активность (двигательная позиция новорожденных и смена позиций тела) Ь761\ функции непроизвольной двигательной активности (вызванные положением тела, равновесием и угрожающими стимулами) Ь755.

Активность и участие
Целенаправленное использование других ощущений
(голоса, осязания, вкусовой чувствительсти и обоняния) d 120
Целенаправленное использование зрения и слуха d 110/15
Обучение через действия с объектами d 131 Обучение через игру и игровые действия с предметами dl 31
Восприятие устных сообщений при общении d310 Произношение звуков при узнавании человека из ближайшего окружения d331
Изменение позы тела (подвижность) d410 Поддержание положения тела d415 Использование точных движений кисти d440 Передвижение способами, отличающимися от ходьбы d455
Способность различать близких людей (межличностные взаимодействия и отношения) d7106
Игровая деятельность (например, манипуляция с предметами, игрушками, вовлеченность в игровую деятельность, игра самостоятельно либо с кем-либо) d880 Факторы окружающей среды Продовольствие (продукты питания и напитки, травы, микроэлементы, витамины и другие пищевые добавки) el 110
Лекарственные вещества (вещества, произведенные для медицинских целей) d101
Продукты и технологии, используемые для игровой деятельности (адаптированные или специально разработанные предметы для игры в помещении и на детской площадке) el 152
Семья и ближайшие родственники еЗЮ Профессиональные медицинские работники е355 Индивидуальные установки семьи и ближайших родственников е410
Службы, административные системы и политика общей социальной поддержки е575
Службы, административные системы и политика здравоохранения е580

Основные коды МКФ-ДП, установленные для детей от 3 до 5 лет (3-5)
Процитировано К. Ellingsen и R. Simeonsson [17]: Функции организма
Общими функциями организма для детей от рождения до 2 лет и от 3 до 5 лет являются следующие: ощущение боли, функции голоса, сердца, дыхания, иммунный ответ, функции приёма нутриентов, поддержания роста, мочеиспускания, мышечного тонуса, непроизвольной двигательной реакции.

Дополнительно у детей возрастной группы от 3 до 5 лет оцениваются следующие функции: функции сна Ь134; функции внимания Ь140; функции памяти Ы44; функции восприятия Ы56; функции дефекации Ь525; функции мочеиспускания Ь620; контроль произвольных двигательных функций Ь760.

Активность и участие
Как и в возрастной группе от рождения до 2 лет, у детей от 3 до 5 лет оцениваются следующие составляющие активности и участия: обучение через игру и игровую деятельность с предметами; восприятие устных сообщений при общении; использование точных движений кисти; передвижение способами, отличающими от ходьбы; игровая деятельность.

Помимо вышеперечисленных составляющих активности и участия у детей данной возрастной группы оцениваются:
Разрабатывание способностей используя слова, фразы или предложения для представления человека, предмета, события и т.д. d 133
Приобретение основных понятий, таких как размер, форма, количество, длина, сходство, противоположность d 137
Выполнение отдельных задач (простых инструкций) d210
Восприятие сообщений при невербальном способе общения d315
Речь (воспроизведение устных сообщений) d330 Составление и изложение сообщений в невербальной форме d335 Разговор d350 Ходьба d450
Передвижение с использование технических средств d465
Физиологические отправления d530 Прием пищи и питье d550 Базисные межличностные взаимодействия d710 Дошкольное образование d815

Факторы окружающей среды К факторам окружающей среды, оцениваемым у детей от рождения до 2 лет, в данной возрастной группе также учитываем следующие:
Изделия и технологии для личного повседневного использования (включая адаптированные или специально разработанные их виды, располагающиеся внутри, на теле или рядом с индивидом, использующим их) el 15 Изделия и технологии для персонального передвижения и перевозки внутри и вне помещения el20 Средства и технологии коммуникации el25 Изделия и технологии для обучения (например, книги, компьютеры, обучающие игрушки, адаптированные материалы для обучения, такие как компьютерное обеспечение) el 30
Изделия и технологии для культурного досуга, отдыха и спорта (например, катание на лыжах, игра на музыкаль
ных инструментах, адаптированное оборудование) el40 Отдаленные родственники еЗ 15 Друзья е320
Персонал, осуществляющий уход и помощь, е340 Индивидуальные установки отдаленных родственников е415
Индивидуальные установки профессиональных медицинских работников е450
Дизайн, характер проектирования, строительства и обустройства зданий частного использования el 55.

Основные коды МКФ-ДП, установленные для детей от 6 до 12 лет (6-12)
Процитировано К. Ellingsen и R. Simeonsson [17]: Функции организма
Общими функциями организма для детей от 6 до 12 лет и от 3 до 5 лет являются следующие: функции сна, внимания, памяти, функции сердца, дыхания, иммунный ответ, функция поддержания роста, мышечного тонуса, контроль произвольных двигательных функций.
Дополнительно у детей данной возрастной группы оцениваются следующие функции: функции сознания Ы10; темперамент и личностные функции Ы 26; волевые и побудительные функции Ы30; психомоторные функции Ы47; функции эмоций Ы52; функции мышления Ы60; познавательные функции высокого уровня Ы64; умственные функции речи Ы47; функции артикуляции Ь320; функции беглости и ритма речи ЬЗЗО; функции сохранения массы тела Ь530.

Активность и участие
В отличие от возрастной группы от 3 до 5 лет у детей в возрасте от 6 до 12 лет оценивается более обширная и сложная группа составляющих активности и участия: Усвоение навыков чтения d 140 Усвоение навыков письма d 145 Усвоение навыков счёта d 150 Концентрация внимания d 160 Чтение d 166 Письмо d 170 Вычисление d 172
Решение проблем (т.е. умение находить решения в различных ситуациях) d 175 Принятие решений d 177 Мышление d 163
Выполнение многоплановых задач d220 Выполнение повседневного распорядка d230 Преодоление стресса и других психологических нагрузок d240
Управление собственным поведением (например, умение приспосабливаться и реагировать на новые ситуации, управлять эмоциональной экспрессией) d250
Понимание значения невербальных сообщений через жесты тела, основные знаки и символы, рисунки и фотографии d320
Уход за частями тела d520 Мытье тела d510
Одевание, включая выбор подходящей для ситуации одежды d540
Умение избегать опасных ситуаций и не наносить вред себе d571
Семейные отношения d760 Сложные межличностные отношения d720 Школьное образование d820 Отдых и досуг d920.

Общими с возрастной группой от 3 до 5 лет являются перечисленные 3 параметра: разговор (умение вести беседу), базисные межличностные отношения, игровая деятельность.

Факторы окружающей среды Оцениваются идентично факторам окружающей среды, установленным для детей в возрасте от 3 до 5 лет.
Дополнительно оцениваются следующие: Индивидуальные установки друзей е420 Дизайн, характер проектирования, строительства и обустройства зданий для общественного использования el50 Службы, административные системы и политика здравоохранения е580.

Основные коды МКФ-ДП, установленные для детей от 13 до 17 лет (13-17)
Процитировано К. Ellingsen и R. Simeonsson [17]: Функции организма
У детей в возрасте от 13 до 17 лет оцениваются те же самые функции, что и в возрастной группе от 6 до 12 лет (см. выше).
Добавлены две функции организма: ощущения, связанные с функционированием сердечнососудистой и дыхательной систем Ь460; у девочек - менструальные функции Ь650.

Активность и участие
У детей в возрасте от 13 до 17 лет оцениваются все составляющие активности и участия детей предыдущей возрастной группы, кроме следующих: усвоение навыков чтения, письма, счета; концентрация внимания; выполнение многоплановых задач; выполнение повседневного распорядка; понимание невербальных сообщений; школьное образование; игровая деятельность.

Дополнительно учитываются такие сложные составляющие активности и участия, как:
Использование средств связи и техник общения (телефон, электронная почта) d360 Использование транспорта d470 Забота о своем здоровье d570
Приготовление пищи, оказание помощи в приготовлении пищи d630
Выполнение работы по дому (например, чистка или уборка комнаты) d640 Помощь другим d660 Интимные отношения d770 Базисные экономические отношения d860.
Факторы окружающей среды Учитываются все факторы окружающей среды,
установленные для детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Дополнительно оцениваются следующие:
Изделия и технологии для персонального передвижения и перевозки внутри и вне помещения el20
Изделия и технологии для культурного досуга, отдыха и спорта (например, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, адаптированное оборудование) е140
Лица, обладающие властью и авторитетом е330 Персонал, осуществляющий уход и помощь е340 Индивидуальные установки знакомых, сверстников, коллег, соседей и членов сообщества е425 Транспортные службы е5400.

Таким образом, оценивая классификационные коды МКФ-ДП в различные возрастные периоды, мы можем анализировать здоровье детей и подростков в контексте стадий их развития и окружающей среды, в которой они живут.
И прогресс МКФ-ДП сводится к тому, что из множества пунктов классификации, будет определяться минимальное стандартное содержание функционирования ребенка [14-16].

Заключение
Новая стандартизированная система кодирования в МКФ-ДП позволит врачам, преподавателям, исследователям, администраторам, лицам, разрабатывающим политику, и родителям документально фиксировать и измерять важнейшие характеристики роста, здоровья и развития детей и подростков. МКФ может помочь в идентификации того, в чем заключается основная «проблема» ОЖД: в окружающей среде, в снижении потенциальной способности самого индивида или в комбинации названных факторов.

Выяснение причин ОЖД необходимо для эффективной охраны здоровья индивида, включая профилактику, укрепление здоровья, обеспечение социальной поддержки, что будет способствовать устранению неравных возможностей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями [14].

Таким образом, рекомендуем использовать МКФ-ДП специалистам системы здравоохранения и образования, медико-социальной экспертизы и социальных служб для объективизации воздействия внутренних и внешних факторов на организм ребенка в целях улучшения благополучия детей.

ЛИТЕРАТУРА
1. Пузин С.Н., Науменко Л.Л. Организационно-методические и социально-правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации. М.: Медицина; 2009; 15.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принят Государственной Думой 20 июля 1995 г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 г. М.; 1995.
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 г. № 77 (ред. от 28.10.2009) «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.03.2007 № 9089), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 28 октября 2009 г. № 853н. М.; 2009.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 (ред. от 04.09.2012) «Правила признания лица инвалидом». М.; 2006
5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н (ред. от 26.01.2012) «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.03.2010 № 16603). М.; 2012.
6. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности: Руководство по классификации последствий болезней и причин инвалидности, подготовлено Московским сотрудничающим с ВОЗ центром по международной классификации болезней. НИИ социальной гигиены, Институт управления здравоох-ранением им. Н.А. Семашко РАМН. М.; 1994.
7. International classification of functioning, disability and health, 1CFDH. Geneva: WHO; 2001.
8. Аухадеев Э.И. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, рекомендованная ВОЗ, - новый этап в развитии реабилитологии. Казанский медицинский журнал. 2007; 88 (1): 5-9.
9 Голик В.А., Мороз Е.Н., Погорелова С.А. Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья в экспертной неврологической практике. Международный неврологический журнал. 2011; 5 (43): 136-42.
10. Коробов М.В. Международная классификация функционирования. ограничений жизнедеятельности и здоровья: основные положения: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбИУВЭК; 2011.
11. Коробов М.В. МКФ. Классификация функций и структур организма: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбИУВЭК; 2011.
12. Коробов М.В. МКФ. Классификация факторов окружающей среды: Учебно-методическое пособие. СПб: СПбИУВЭК; 2011.
13. Махмутова А.М. Использование Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для оценки функционального статуса у детей школьного возраста, больных хроническими неврологическими заболеваниями: Дис. Астана; 2011.
14. Махмутова А. М., Ибраева К. Б. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. АО Медицинский университет Астана, Республика Казахстан.
15. Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ выпускает новый стандарт на документальную регистрацию здоровья детей и подростков.
16. International Classification of Functioning, Disability, and Health (ICF). American Speech-Language-Hearing Association.
17. WHO ICF-CY Developmental Code Sets.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: