Воскресенье, 22.12.2024, 13:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ
astra71Дата: Суббота, 03.01.2015, 18:08 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29334
Репутация: 461
Статус: Offline
А.Х. Абашидзе, В.С.Маличенко

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
«Московский государственный институт международных отношений (университет)»


Новое тысячелетие характеризуется увеличением распространенности инвалидности среди населения Земли. Нарушение прав инвалидов и отсутствие возможности их активного участия в жизни государства приводят к значительным экономическим потерям. В современных условиях обеспечение успешной интеграции инвалидов в повседневную жизнь возможно только с помощью координированного международного сотрудничества и разработки обязательных международно-правовых норм для их защиты.

Ключевые слова: инвалидность; права человека; дискриминация; социальное равенство.

Проблема инвалидности в современном мире. Инвалиды составляют самую многочисленную уязвимую группу в мире, находящуюся в наиболее неблагоприятном положении. По оценкам, более миллиарда человек, или около 15% населения мира, живут с какой-либо формой инвалидности, в 1970 г. данный показатель составлял 10% [1].
Современная демографическая ситуация, выражающаяся в увеличении доли пожилых людей в структуре населения мира, напрямую влияет на показатели инвалидности. Более 250 млн людей старшего возраста имеют среднюю или тяжелую форму инвалидности [2].

Пособия по инвалидности составляют значительную долю общих расходов на социальное обеспечение. Общие затраты на подобные программы в странах ОЭСР в среднем составляют примерно 2% ВВП, достигая в некоторых из них 5% ВВП, что зачастую превышает объем расходов на пособия по безработице. В среднем в ОЭСР лишь на программы по инвалидности приходится примерно 10 % всех государственных социальных расходов [3].

Инвалидность в современном мире проявилась как одна из глобальных проблем, затрагивающих интересы практически всех сфер деятельности, но, несмотря на существующие национальные, региональные и международные правовые нормы, а также деятельность международных организация и усилия неправительственных организаций во всем мире, принадлежащие инвалидам права человека по-прежнему не соблюдаются на должном уровне.

Во многих обществах существуют глубоко укоренившиеся предрассудки в отношении людей, имеющих определенные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения. Часто люди с ограниченными возможностями сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции. Долгое время считалось, что такие проблемы являются неизбежным следствием наличия у них физических, психических, интеллектуальных или сенсорных нарушений [4].

Выявлены факты отказа в регистрации инвалидов при рождении, а опекунство инвалидов полностью и без необходимости передается законным представителям, которые впоследствии нередко злоупотребляют своими правами.
Большое число инвалидов живут в условиях крайней нищеты, в специальных учреждениях, не имеют возможности для получения образования или работы и сталкиваются с целым рядом других факторов маргинализации.
Половина инвалидов не в состоянии оплачивать медицинскую помощь.
Вероятность того, что инвалиды не смогут найти необходимого квалифицированного поставщика медицинских услуг, более чем в 2 раза выше, чем у людей без инвалидности.

Барьеры, связанные с инвалидностью:
• Недостаточные меры, принимаемые в области определения политики и стандартов. При разработке политики государств не всегда учитываются потребности инвалидов.
• Негативное отношение. Предубеждения и предрассудки способствуют созданию барьеров на пути к образованию, занятости, медико-санитарной помощи и участию инвалидов в социальной жизни.
• Недостаток предоставляемых услуг. Инвалиды значительно более уязвимы в отношении дефицита таких услуг, как медико-санитарное обслуживание, реабилитация, а также поддержка и помощь.
• Ограничение доступа к необходимым услугам. Недостаточное кадровое обеспечение, низкий уровень профессиональной подготовки персонала и координации услуг могут отразиться на качестве, доступности и адекватности услуг для инвалидов.
• Недостаточное финансирование. Ресурсы, выделяемые на осуществление политических мер или планов, часто недостаточны. Дефицит финансирования является основной преградой для устойчивого предоставления услуг в странах и регионах с разным уровнем экономического развития.
• Ограниченный доступ к транспортным и информационным системам. Отсутствие доступа к транспорту является для инвалидов основной причиной отказа от возможности трудоустройства или фактором, ограничивающим доступность услуг здравоохранения.
• Неадекватные информация и коммуникация. В доступных форматах имеется мало информации, а многие потребности инвалидов в области коммуникации не удовлетворяются.
• Отсутствие интеграции в общественную жизнь. Большинство инвалидов не принимают участия в процессах принятия решений по вопросам, непосредственно влияющим на их жизнь.
• Отсутствие данных и доказательной базы. Недостаток точных и сопоставимых данных об инвалидности, а также опыта реализации эффективных программ может препятствовать пониманию проблем, связанных с инвалидностью. Осведомленность об общей численности и условиях жизни инвалидов может способствовать повышению эффективности усилий, направленных на устранение барьеров, связанных с инвалидностью, и предоставление услуг, что позволит инвалидам успешно интегрироваться в жизнь общества.

Формирование международно-правовых основ защиты прав инвалидов. Дискриминация инвалидов существовала в обществе на протяжении всей истории человечества и сохраняется до сих пор.
Развитие механизмов защиты инвалидов в системе прав человека позволяет добиться изменения статуса инвалидов из получателей благотворительной помощи в независимых лиц. Подобный подход нацелен на поиск возможностей уважения прав инвалидов посредством создания условий, позволяющих обеспечивать их активное участие в общественной жизни.
Поощрение и защита прав инвалидов сводятся не только к предоставлению особых услуг, а также к принятию мер для изменения дискриминационного отношения, принятия политики, законов и программ, устраняющих барьеры и гарантирующих осуществление гражданских политических, экономических и социальных культурных прав инвалидами.

Основополагающие международно-правовые акты, которые вместе формируют Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)), закрепляют гражданские, политические, экономические социальные и культурные права, однако эти акты прямо не упоминают о правах инвалидов.

Отсутствие специального акта в области защиты прав инвалидов предопределило значительное повышение активности международного сотрудничества государств в области совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих защиту инвалидов.

Вопрос об инвалидах в контексте прав человека неоднократно рассматривался Организацией Объединенных Наций: активно разрабатывались руководства по совершенствованию международного сотрудничества в данной области.
В 1982 г. Генеральной Ассамблей ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов [5], цель которой заключалась в осуществлении полного участия инвалидов на равных условиях в социальной жизни и развитии во всех странах независимо от их уровня экономического развития.

Генеральная Ассамблея провозгласила период 1983—1992 гг. “Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций” и призвала государства использовать этот период как одно из средств осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов [6].

В 1987 г. на первой Международной конференции по подведению итогов выполнения Всемирной программы действий в отношении инвалидов, состоявшейся в Стокгольме, было рекомендовано разработать конвенцию о правах инвалидов. Несмотря на предложения, выдвинутые правительствами Италии и Швеции, а также специальным докладчиком Комиссии социального развития по вопросу о положении инвалидов, переговоры по выработке такой конвенции не последовали.
В 1993 г. Генеральная Ассамблея приняла документ рекомендательного характера в виде “Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов” [7]. Данные правила сформировали государственные обязательства по устранению барьеров, препятствующих инвалидам участвовать на равных условиях в жизни общества, которые впоследствии были включены в национальное законодательство многих государств.

Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам было принято замечание общего порядка № 5 1994 г. “Лица с какой-либо формой инвалидности”, несмотря на тот факт, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах отсутствуют положения, связанные с инвалидностью [8].

Комитет анализирует проблемы инвалидности в контексте положений Пакта. В частности, по мнению Комитета, согласно ст. 10 Пакта о праве на достаточный жизненный уровень, лица с какой-либо формой инвалидности обладают правом вступать в брак и иметь свою собственную семью. Подчеркивается необходимость сделать все возможное для того, чтобы позволить инвалидам проживать вместе со своими семьями. Согласно мнению Комитета, программы социального обеспечения и поддержания доходов имеют особое значение для лиц с какой-либо формой инвалидности (ст. 9).

По мнению Комитета, право на физическое и психическое здоровье (ст. 12) подразумевает право доступа к тем медицинским и социальным услугам, включая ортопедические протезы, которые позволяют лицам с какой- либо формой инвалидности стать самостоятельными, предотвратить дальнейшее обострение болезни и поддержать их социальную интеграцию, равно как и право пользоваться такими услугами.

В дополнение к необходимости обеспечить лиц с какой-либо формой инвалидности доступом к достаточному питанию, жилью и другим элементарным жизненными потребностям следует обеспечить также, чтобы для лиц с какой-либо формой инвалидности имелись вспомогательные устройства, помогающие им в повышении уровня их независимости в повседневной жизни и в осуществлении их прав [7].
Следует отметить, что Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в 1990 г. в своем Замечании общего порядка № 3 подчеркнул долг государств-участников защищать уязвимых членов общества, который приобретает значительную важность в периоды резкого сокращения имеющихся ресурсов.
В контексте рыночных отношений выделяются два конкретных аспекта обязательств государств-участников. Первый аспект связан с необходимостью обеспечения такого положения, при котором не только государственный, но и частный сектор в соответствующих пределах подлежит регулированию, с тем, чтобы гарантировать справедливое отношение к лицам с какими-либо формами инвалидности.
Второй аспект связан с условиями, когда все в большей степени приватизируются средства оказания общественных услуг и все больше делается упор на свободный рынок. В этих условиях необходимо, чтобы частные работодатели, частные поставщики товаров и услуг, а также другие негосударственные предприятия руководствовались недискриминационными нормами в отношении лиц с какой-либо формой инвалидности [9].

В декабре 2001 г. правительство Мексики выступило на Генеральной Ассамблее с инициативой создать специальный комитет по рассмотрению предложений, направленных на разработку всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и содействии осуществлению прав и достоинства инвалидов, который подготовил текст Конвенции о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, принятые Генеральной Ассамблей ООН 13 декабря 2006 г.

Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей, посвященных целям, общим принципам, обязательствам, конкретным правам и мерам, которые должны быть приняты государствами-участниками для создания благоприятных условий по осуществлению прав инвалидов, укреплению международного сотрудничества и организации международного и национального мониторинга. Следует подчеркнуть, что Конвенция не создает никаких новых прав, лишь разъясняет обязательства государств в отношении существующих гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.
Цель Конвенции “заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства”.
Конвенция гарантирует признание правоспособности всех инвалидов.
Она запрещает пытки, эксплуатацию, насилие и жестокое обращение и защищает жизнь, свободу и безопасность инвалидов, их право на свободу передвижения, свободу выражения мнения и право на неприкосновенность частной жизни. Конвенция налагает на государства-участники обязательство принимать все соответствующие меры, чтобы инвалиды могли в полной мере пользоваться своими правами наравне с другими людьми.

Конвенция учреждает Комитет по правам инвалидов, уполномоченный получать и рассматривать периодические доклады, представляемые государствами- участниками Конвенции. Согласно Факультативному протоколу к Конвенции, отдельные лица и группы лиц могут доводить до сведения Комитета утверждения о нарушении любых положений Конвенции. Факультативный протокол также разрешает Комитету проводить расследования в странах при наличии достоверных свидетельств грубых или систематических нарушений прав инвалидов [10]. В Конвенции отсутствует всеобъемлющее определение термина “инвалидность”; в преамбуле Конвенции “инвалидность” признается эволюционирующим понятием, основывающимся на динамичном подходе, который может меняться в зависимости от времени и различных социально-экономических условий (пункт е).

По Конвенции к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества (ст. 1).
Очевидно что для полного и эффективного осуществления Конвенции крайне важно, чтобы определение инвалидности в национальном законодательстве отражало понимание инвалидности как социального явления [11].
Специалисты считают необходимым отказаться от определений, основанных на медицинских показаниях и сформулированных в зависимости от видов нарушений здоровья, или от определений, исходящих из понятия повседневной жизнедеятельности, в которых неспособность к такой деятельности увязана с нарушением здоровья.

Основные принципы Конвенции изложены в ст. 3: уважение присущего человеку достоинства, личной самостоятельности и независимости; недискриминация, равенство возможностей и равенство мужчин и женщин; вовлечение и включение в общество; уважение существующих различий между людьми и принятие факта человеческого многообразия; обеспечение доступности; уважение эволюционирующих способностей детей-инвалидов и уважение их права на сохранение своей индивидуальности.

Конвенция как бы базируется на триаде обязательств:
Обязательство по соблюдению. Государства-участники не должны создавать препятствий в вопросах осуществления прав инвалидов.
В частности, государствам запрещается проводить над инвалидом без его свободного согласия медицинских или научных экспериментов.

Обязательство по защите. Государства-участники должны предотвращать нарушения прав инвалидов третьими лицами. В частности, государства обязаны требовать от частных работодателей гарантий обеспечения справедливых и благоприятных для инвалидов условий труда, в частности путем внедрения разумных приспособлений.

Обязательство по исполнению. Государства-участники должны принимать законодательные, административные, бюджетные, судебные и иные меры, для того чтобы гарантировать полную реализацию этих прав.

Некоторые государства, ратифицировавшие Конвенцию о правах инвалидов, попытались изменить некоторые положения этой Конвенции с помощью оговорок. Вместе с тем статьей 46 Конвенции о правах инвалидов допускается, чтобы участники заявляли оговорки при условии, что такие оговорки, не являются “несовместимыми с объектом и целью настоящей конвенции”.

В Конвенции о правах инвалидов в ее преамбуле говорится о “важности международного сотрудничества для улучшения условий жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах” [12]. Согласно статье 32, международное сотрудничество признается в качестве способа реализации целей и задач Конвенции.

В отличие от других основных международных договоров по правам человека в Конвенции предусмотрено четыре направления, актуальных с точки зрения международного сотрудничества в поддержку реализации права инвалидов:
1. Доступное для инвалидов и инклюзивное международное сотрудничество, в том числе международные программы развития.
2. Укрепление имеющихся возможностей, в том числе путем взаимного обмена информацией, опытом, программами и передовыми наработками.
3. Сотрудничество в области исследований и доступа к научно-техническим знаниям.
4. Технико-экономическая помощь, в том числе путем облегчения доступа к доступным и ассистивным технологиям и путем взаимного обмена ими, а также посредством передачи технологий.

Защита права детей-инвалидов.
Дети-инвалиды являются одной из наиболее маргинализированных и изолированных в социальном плане групп детей. Постоянное нарушение прав детей-инвалидов ведет к утрате ими человеческого достоинства, не позволяя реализовать свою индивидуальность [13].

В Замечании общего порядка № 9 (2006) Комитета по правам ребенка было отмечено, что дети-инвалиды сталкиваются с дискриминацией во всех аспектах своей жизни. Она возникает не в силу самой объективной природы инвалидности, а скорее в силу укоренившейся практики социального отчуждения, являющейся следствием решительного неприятия различий, нищеты, социальной изоляции, предрассудков, невежества, а также неадекватности системы оказания услуг и поддержки.

Специальные положения, касающиеся прав детей- инвалидов, были сформулированы в Конвенции о правах ребенка в 1989 г. Она запрещает дискриминацию детей по причине состояния здоровья (ст. 2), а также вводит обязательство заботиться о детях-инвалидах в целях обеспечения наиболее полного вовлечения ребенка в социальную жизнь (ст. 23).

Детям посвящена также одна из статей Конвенции о правах инвалидов (ст. 7), в которой говорится о том, что государства обязаны обеспечивать реализацию всех прав детей-инвалидов наравне с другими детьми, действовать в их высших интересах и обеспечивать реализацию их права на то, чтобы быть услышанными и серьезно воспринятыми.

Одним из принципов Конвенции о правах инвалидов (ст. 3) закреплено уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность, а также предусмотрено общее обязательство государств (пункт 3 ст. 4) консультироваться с детьми через представляющие их организации при разработке соответствующего законодательства и стратегий.
Право на достижение наивысшего возможного уровня здоровья и право на получение качественной и доступной по цене медицинской помощи являются неотъемлемыми правами каждого ребенка.

Однако во многих регионах мира реализации прав детей-инвалидов на охрану здоровья по-прежнему препятствуют дискриминация, недоступность и нехватка адресных программ охраны здоровья, в которых учитывались бы особые потребности детей-инвалидов.
Многие программы медицинского страхования носят дискриминационный характер по отношению к инвалидам, если учитывать стоимость необходимого им медицинского обслуживания.
Некоторые программы социального страхования не принимают в расчет тех дополнительных расходов, которые вынуждены нести семьи, имеющие ребенка-инвалида, и расходы которых на получение товаров и услуг часто превышают расходы других семей [14].

Необходимо принимать меры по целенаправленному оказанию услуг в интересах смягчения негативных последствий инвалидности и формирования системы всеобщего, недискриминационного по своему характеру и доступного обслуживания, в соответствии с которой медицинская помощь детям-инвалидам должна производиться на основе их свободного и осознанного согласия
и одновременно уважения к независимости ребенка, а также устранить барьеры, препятствующие реализации прав детей-инвалидов, и признать важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей-инвалидов в каждой стране.

Трудовая деятельность и право инвалидов на труд. Согласно глобальным оценкам, инвалиды составляют примерно 15% общей численности населения мира. От 785 до 975 млн. из них находятся в трудоспособном возрасте (15 лет или старше) [15]. Большинство из них проживают в развивающихся странах, в которых значительная доля рабочей силы занята в неформальной экономике. Последние данные по странам ОЭСР свидетельствуют о том, что чуть менее половины инвалидов трудоспособного возраста являются экономически неактивными в сопоставлении с одной пятой лиц трудоспособного возраста, не являющихся инвалидами [16].

Право на труд является одним из фундаментальных прав человека, которое кодифицировано в ряде международных правовых инструментов. Всеобщая декларация прав человека признает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы (пункт 1 ст. 23).
Право на труд имеет важнейшее значение для осуществления других прав человека и является неотделимым и неотъемлемым компонентом человеческого достоинства.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах гарантирует право на труд в широком смысле (ст. 6). Пакт подробно раскрывает индивидуальный аспект права на труд путем признания права каждого на справедливые и благоприятные условия труда, в частности права на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 7).
Право на труд также гарантируется Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 3 а ст. 8), Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (подпункт е (i) ст. 5).

Статья 27 является одним из наиболее подробно прописанных положений Конвенции о правах инвалидов, провозглашает право инвалидов на труд и устанавливает правовую основу для обязательств государств в отношении трудовой деятельности и занятости инвалидов.

Государствам принадлежит важная роль в определении компонентов справедливых и благоприятных условий работы в своем законодательстве, включая равное вознаграждение за труд равной ценности и право на безопасные и здоровые условия труда, а также в обеспечении того, чтобы законодательство охватывало вопросы равенства инвалидов во всех этих областях.

В докладе Всемирного банка, подготовленном совместно с ВОЗ, сформулированы 9 рекомендаций по улучшению жизни людей с инвалидностью:
1. Обеспечить доступ ко всем универсальным системам и услугам.
2. Инвестировать средства в специальные программы и услуги для инвалидов.
3. Принять национальную стратегию и план действий в области инвалидности.
4. Привлекать инвалидов к работе.
5. Совершенствовать кадровый потенциал.
6. Обеспечивать необходимое финансирование и повышать экономическую доступность.
7. Повышать информированность и осведомленность общества о проблемах инвалидности.
8. Улучшать сбор данных об инвалидах.
9. Укреплять и поддерживать научные исследования по проблемам инвалидности.

Внедрение данных рекомендаций требует привлечения к сотрудничеству различных секторов - здравоохранения, образования, социальной защиты, труда, транспорта жилищно-коммунальной сферы - и различных участников - государства, организаций гражданского общества, специалистов, частного сектора, инвалидов и их семей и средств массовой информации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный банк; 2011.
2. Старение в XXI веке: триумф и вызов. ЮНФПА; 2012.
3. Международная Ассоциация социального обеспечения. Бюллетень социальной политики. 2012.
4. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Наблюдение за осуществлением Конвенции о правах инвалидов: Руководство для наблюдателей в области прав человека. Серия материалов по вопросам профессиональной подготовки № 17. 2010.
5. A/RES/37/52. 3 декабря 1982 г.
6. Резолюция 37/53 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года.
7. Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов, прилагаемые к резолюции 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года.
8. Замечания общего порядка № 5 «Лица с какой-либо формой инвалидности»// Е/С. 12/1994/20, 1994.
9. Замечания общего порядка № 3 «Природа обязательств государств- участников»// Е/С. 12/1990/8/, 1990.
10. Совет по правам человека. Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека о ходе осуществления рекомендаций, содержащихся в исследовании о правах человека инвалидов. A/HRC/4/75. 17 January 2007.
11. Совет по правам человека. Тематическое исследование Управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций в целях повышения уровня информированности о Конвенции о правах инвалидов. A/HRC/10/48. 2009.
12. Совет по правам человека. Тематическое исследование Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о роли международного сотрудничества в поддержке национальных усилий по реализации прав инвалидов. А/ HRC/16/38. 2010.
13. Доклад Генерального секретаря “О состоянии Конвенции о правах ребенка” А/66/230, 2011.
14. Braithwaile J„ Mont D. Disability and poverty: a survey of World Bank.
poverty assessments and implications. Washington, D.C.: World Bank, February 2008.
15. World report on disability. World Bank. WHO; 2011: 261.
16. World report on disability. World Bank. WHO; 2011: 237.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: