Воскресенье, 22.12.2024, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Логопедическая коррекция детей с челюстно-лицевой патологией
astra71Дата: Суббота, 06.12.2014, 18:01 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
А.В.Гонтмахер, Л.А.Тупиченко, Л.Е.Черкашина. Л.В.Кривцова

Логопедическая коррекция детей с врожденной челюстно-лицевой патологией в условиях ГБУЗ «Краевой детский центр медицинской реабилитации» министерства здравоохранения Краснодарского края

ГБУЗ «Краевой детский центр медицинской реабилитации» министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар

Врожденные пороки развития челюстно-лицевой области составляют одну из самых актуальных медицинских и социальных проблем в связи с их высокой частотой и тяжестью. Врожденные расщелины верхней губы и неба (ВРГН) составляют около 13% всех врожденных пороков развития человека.

На начальных этапах наблюдения за такими детьми задача медицинских работников - дать родителям необходимые разъяснения о характере дефекта малыша, особенностях кормления и ухода за ребенком, а также о перспективах устранения его анатомофункциональных нарушений. Коррекция нарушений речи у детей с открытой ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного аппарата и от особенностей речевого развития в целом.

Открытая ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения. обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Расщелины лица являются наиболее частым и тяжелым пороком развития челюстно-лицевой области.

Врожденные расщелины - это пороки сложной этиологии. В их возникновении играют роль генетические, внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона.

При открытой ринолатии речь развивается с опозданием (первые слова появляются к двум годам и значительно позже), невнятна. Появляющиеся у детей слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию.

Вследствие дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции), наблюдается излишняя активация лицевых мышц.

Свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание. Звуки «к», «г» либо отсутствуют, либо замещаются характерным взрывом. Гласные звуки произносятся при оттянутом назад языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.

Гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значительно изменена, звуки нечетко дифференцированы. Неполноценные анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию ее звуковой стороны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нарушению всех ее компонентов.

Ранняя и квалифицированная коррекция отклонений речевого развития у детей с открытой ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.

В ГБУЗ «Краевой детский центр медицинской реабилитации» министерства здравоохранения Краснодарского края (г. Краснодар, ул. Атарбекова 37) с 2009 г. оказывается комплексная реабилитационная помощь детям с врожденными расщелинами челюстно-лицевой области.

Необходимо отметить, что целесообразно начинать логопедическую коррекцию в возрасте 2,5-3 лет при подготовленности ребенка и возможности концентрировать внимание на протяжении занятия.
Курс логопедической коррекции включает ежедневные занятия с логопедом в условиях стационара и составляет 1,5 месяца.

Занятия осуществляются по методике логопедического обучения. Коррекция нарушений речи у детей с открытой ринолалией осуществляется дифференцированно в зависимости от возраста, состояния периферического отдела артикуляционного аппарата и от особенностей речевого развития в целом.

Основные направления логопедической коррекции детей с открытой ринолалией в условиях Центра:
- развитие нормального физиологического и речевого дыхания,
- развитие полноценного небно-глоточного смыкания,
- формирование артикуляционных укладов и правильных артикуляционных движений,
- коррекция нарушений звукопроизношения,
- устранение назального оттенка голоса,
- автоматизация сформированных навыков в свободном речевом общении,
- развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза,
- своевременное устранение отставания в развитии фразовой речи, лексико-грамматического строя.

Логопедические занятия с детьми, имеющими врожденные расщелины лицевой области, проводятся в Центре, как в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи, так и в послеоперационный период.

На первом этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох, проводится артикуляционная гимнастика. Её основная цель: активизация и восстановление правильной работы всех компонентов артикуляционного аппарата (верхней и нижней челюсти, языка, мышцы шеи, гортань и голосовые связки) и исключение из процесса образования звуков компенсаторных механизмов. Такая подготовка создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции.
При послеоперационной реабилитации специальные упражнения повторяются, но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба (произнесение гласных на твердой и мягкой атаке, голосовые упражнения, вокальная гимнастика, сухое проглатывание). Особое внимание уделяется массажу мягкого неба.

Разминание рубцов вызывает прилив крови в области раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Производится поглаживание неба по всей поверхности подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого неба по средней линии, затем правее и левее от нее.

При этом, как только палец коснется мягкого неба, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого сужается глоточное кольцо. Постепенно язык начинает занимать плоскую позицию на дне полости рта и рвотный рефлекс угасает.
Особое место в занятиях отводится дыхательной гимнастике.
В ходе логопедических занятий производится работа над постановкой звуков и далее их автоматизацией на уровне слогов-слов-предложений-фраз-связной речи, развивается сила и тембр голоса.

При выписке родителям предлагается дидактический материал для домашнего тренинга. Работа в домашних условиях позволит в период между курсами обучения не утратить полученные ребёнком навыки, повторить значительную часть выученных упражнений.

Своевременная реабилитация детей с патологией развития челюстно-лицевой области позволяет добиться значительного улучшения У детей речи и успешно адаптировать их в социуме.

Значительная часть детей, прошедших лечение на базе ГБУЗ КДЦМР М3 КК, в настоящее время обучается в общеобразовательных школах. Так, общеобразовательную школу посещают 58% пролеченных детей, логопедическую группу - 25% детей, коррекционную школу - 13% детей. Наилучшие результаты лечения отмечаются у детей, прошедших логокоррекцию как в дооперационный, так и в послеоперационный периоды.

Таким образом, создание единого лечебно-коррекционного пространства в реабилитации детей с открытой ринолалией, созданное в ГБУЗ КДЦМР М3 КК, позволяет достичь высокой эффективности реабилитации - более 95%.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: