Понедельник, 25.11.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Информация Минтруда России от 15 августа 2013 года
astra71Дата: Пятница, 16.08.2013, 08:22 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29257
Репутация: 460
Статус: Offline
Информация Минтруда России от 15 августа 2013 года

О выполнении пункта 34 Плана мероприятий на 2012-2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года по вопросам развития социальной службы для молодежи из числа инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных, неблагополучных семей

В Российской Федерации в интересах детей действует сеть учреждений социального обслуживания, предоставляющая разнообразный спектр социальных услуг. Согласно действующему законодательству о социальном обслуживании населения вопросы создания, управления и обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По данным федерального государственного статистического наблюдения по состоянию на 1 января 2013 г., в системе социальной защиты населения функционирует 132 детских стационарных учреждения социального обслуживания, в том числе 122 дома-интерната для умственно отсталых детей и 10 домов-интернатов для детей с физическими недостатками, в которых социальные услуги получают 22 407 детей с ограниченными возможностями здоровья, 13 644 из которых являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Общая вместимость домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 22,5 тыс. койко-мест, в которых проживает 22,4 тыс. детей, из них 13,6 тыс. – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Основным направлением деятельности данных учреждений является социальная адаптация воспитанников посредством обучения их элементарным бытовым и социальным навыкам и умениям, навыкам самообслуживания.

В детских домах-интернатах, в которых большинство проживающих составляют дети-инвалиды с тяжелой умственной и физической патологией, организованы социально-реабилитационные мероприятия, проводятся мероприятия по социальной адаптации и социально-средовой ориентации детей-инвалидов. Детям-инвалидам в учреждениях прививаются навыки самообслуживания, поведения в быту, общественных местах, коммуникативного общения.

Одним из направлений деятельности детских учреждений интернатного типа является организация коррекционной работы с детьми, имеющими глубокую умственную отсталость и физические недостатки, которые не позволяют им руководить своими действиями.

Обучение детей организовано на основании индивидуальных программ реабилитации, составленных с учетом их умственных и физических возможностей.

Одновременно учреждениями проводится работа по оказанию социально-психологических, социально-бытовых и иных социальных услуг воспитанникам для развития их адаптивных возможностей.

Особое внимание уделяется социальной адаптации воспитанников с учетом их способностей и возможностей посредством обучения их элементарным бытовым и социальным навыкам и умениям (приготовление пищи, мелкий ремонт одежды, проезд и оплата в общественном транспорте, покупка продуктов, оплата коммунальных услуг и т.д.), навыкам самообслуживания. В этих целях в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей разработаны и планомерно реализуются внутренние программы социальной адаптации воспитанников.

В ряде субъектов Российской Федерации (Республика Ингушетия, Астраханская область, Волгоградская область) при учреждениях имеются подсобные сельские хозяйства. Наличие данных хозяйств не только позволяет вовлечь в процесс трудовой реабилитации воспитанников учреждения, но и является дополнительным источником обеспечения продуктами питания проживающих за счет производимой ими сельскохозяйственной продукции.

В швейных мастерских, созданных в учреждениях, старшие воспитанники производят и ремонтируют постельные принадлежности, одежду для нужд проживающих.

Вместе с тем, воспитанники данных учреждений, в силу тяжести имеющихся множественных дефектов развития, отягощенных сопутствующими заболеваниями, в единичных случаях достигают необходимого для самостоятельного проживания уровня реабилитации.

Единственной возможностью для них жить вне интернатной системы в условиях, приближенных к семейным отношениям, - это устройство в так называемые семейные воспитательные группы.

В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации субъектам Российской Федерации рекомендовано рассмотреть возможность создания семейных воспитательных групп в качестве структурных подразделений при домах-интернатах для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии и детей с физическими недостатками. Данный вопрос в субъектах Российской федерации прорабатывается.

Более перспективным направлением работы с детьми-инвалидами, отвечающим современным требованиям, большинство субъектов Российской Федерации считают создание при детских домах-интернатах реабилитационных отделений для воспитанников детских домов-интернатов, по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, из 1672 детей-выпускников детских домов-интернатов системы социальной защиты в первом полугодии 2012 года, только 201 выпускник может жить самостоятельно. Большинство детей данной категории по исполнению 18 лет после прохождения медицинской комиссии получают группу инвалидности и направляются в психоневрологические интернаты, дома для престарелых и инвалидов.

Дети-инвалиды из числа воспитанников детских домов-интернатов по достижении ими восемнадцатилетнего возраста по физическому и психическому состоянию еще недостаточно сформированы для проживания во взрослых психоневрологических интернатах и при переводе испытывают трудности в адаптации к кардинально новым условиям проживания и взаимодействия во взрослом коллективе.

В связи с этим требуется их поэтапная адаптация к новым условиям проживания с созданием промежуточного звена между условиями детского дома-интерната и психоневрологического интерната в виде подразделения для молодых инвалидов, созданного в детском доме-интернате.

В отдельных субъектах Российской Федерации (Калужская область, Санкт-Петербург и др.) с целью продолжения процесса социализации детей с ограниченными возможностями при детских домах-интернатах созданы подразделения для молодых инвалидов, где бывшие воспитанники учреждения могут проживать до 23 лет.

Однако работа по открытию таких отделений недостаточна и их создание в регионах - одна из острейших задач, которую Минтруд России ставит перед руководством субъектов Российской Федерации.

Методическая и разъяснительная работа по внедрению новых технологий в работу учреждений социального обслуживания для семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, совершенствованию их деятельности в целях создания условий воспитания в них детей, приближенных к семейным, а также постинтернатной адаптации Минтрудом России будет продолжена.

Кроме того, в системе социальной защиты функционируют:
768 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних,
286 социальных приютов для детей и подростков,
282 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями,
17 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также иные учреждения социального обслуживания для детей.

Основной задачей названных учреждений является восстановление семейных связей, поддержание и улучшение условий жизни семьи (оказание материальной помощи, помощи в оформлении документов, лечение от алкоголизма, трудоустройство, содействие в улучшении жилищно-бытовых условий проживания семьи, предоставление при необходимости временного пребывания семьи в социальной гостинице до выхода семьи из социально опасного положения и т.д.), обеспечение условий для нормального развития детей.

Для эффективной работы по выявлению раннего семейного неблагополучия и оказанию поддержки семьям с детьми, находящимся в социально-опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, детские социозащитные учреждения субъектов Российской Федерации активно внедряют в свою деятельность инновационные формы и методы социальной работы.

Первостепенное значение в данной деятельности отводится профилактической работе с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия, когда семья ещё не находится в социально опасном положении, но есть все основания отнести её к группе семей социального риска и проводить профилактическую работу, направленную на устранение причин и условий социального неблагополучия.

Для своевременного выявления семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях социального неблагополучия, профилактики социального сиротства, а также создания условий для повышения доступности социальных услуг в регионах активно развиваются социальный патронаж, участковые социальные службы и службы сопровождения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В 2012 году 300 участковых социальных служб осуществляли деятельность по выявлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, более 10 тыс. семей с детьми оказаны различные услуги. (Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Забайкальский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Вологодская, Калужская, Курганская, Тверская, Ульяновская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

В работе социозащитных учреждений 24 субъектов Российской Федерации одним из основных методов работы является патронаж семьи, который используется в целях обследования социально-бытовых условий проживания; контроль семейного воспитания, организации свободного времени; изучение психологами и педагогами школ особенностей развития и формирования личности конкретного ребенка; психолого-педагогическое консультирование родителей и учителей в целях выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка. (Алтайский край, Липецкая, Оренбургская области и др.)

Основной целью организации системной работы с неблагополучными семьями стала необходимость непрерывного сопровождения каждого нуждающегося в помощи государства ребенка всеми учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Максимально возможному семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствовали более 70 служб семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и служб по социальному сопровождению замещающих семей. В 35 субъектах Российской Федерации функционирует более 1200 организаций, осуществляющих деятельность по подготовке и сопровождению замещающих семей (Республика Татарстан, Амурская, Белгородская, Тюменская области и др.).

Основная цель таких организаций – правовое, социально-психологическое, педагогическое просвещение замещающих родителей; оптимизация процессов становления и развития семей, принявших детей на воспитание, социально-психологическое сопровождение замещающей семьи.

К 2015 году планируется обеспечить создание системы таких служб в каждом субъекте Российской Федерации.

Деятельность в сфере профилактики социального сиротства и создания безопасных условий для воспитания детей-сирот будет продолжена, в том числе внедрением эффективных технологий и методов профилактики социального сиротства, включая социальный патронат в отношении семей, находящихся в социально опасном положении;
апробации и внедрения программ психологического обследования кандидатов в опекуны, попечители, усыновители;
совершенствования деятельности организаций для детей-сирот в целях создания в них условий воспитания, приближенных к семейным, а также привлечение этих организаций к постинтернатной адаптации детей-сирот.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: