Актуальность профилактики ИБС у сотрудников МСЭ
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 20:30 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29348
Репутация: 461
Статус: Offline
| Кровякова Е.А., Киричук В. Ф., Кодочигова А.И.
Актуальность профилактики ишемической болезни сердца у врачей медико-социальной экспертизы
Е. А. Кровякова — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, аспирант кафедр нормальной физиологии и пропедевтики внутренних болезней; В. Ф. Киричук — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующий кафедрой нормальной физиологии им. И. А Чуевского, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук; А. И. Кодочигова — ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздравсоцразвития России, профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней, профессор, доктор медицинских наук.
Выполнение профессиональных обязанностей врача медико-социальной экспертизы сопряжено с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Ежедневные экстремальные и психогенные ситуации приводят к психологической и профессиональной дезадаптации врачей, развитию у них тревожных, депрессивных состояний, которые усугубляются при наличии алекситимии. Негативные психоэмоциональные факторы повышают риск развития ишемической болезни сердца. С целью профилактики развития данной патологии у врачей медико-социальной экспертизы необходимо выявлять у них изменения в психоэмоциональной сфере и проводить персонифицированную коррекцию выявленных нарушений.
Ключевые слова: уровень тревожности, алекситимия, депрессия, стресс, медико-социальная экспертиза.
Врач — одна из самых древних профессий. Она существует и будет существовать столько, сколько сам человек. Согласно данным, опубликованным в ежегодном отчете о состоянии здравоохранения (ВОЗ, 2010), Россия занимает четвертое место в мире по числу врачей: на сегодняшний день это 614,1 тыс. человек.
В последние десятилетия показатели состояния здоровья и продолжительности жизни медицинских работников стали ниже среднестатистических, что свидетельствует о значительно меньшей продолжительности жизни врачей по сравнению с пациентами в совокупности на 10-20 лет [1]. На протяжении нескольких десятков лет уровень заболеваемости медицинских работников находится выше, чем у населения РФ в целом [2]. По результатам углубленных медицинских осмотров [3], наибольший удельный вес в структуре общей заболеваемости медработников составляют болезни системы кровообращения (42,3%).
Критическое состояние здоровья населения России, трансформация социально-экономического устройства, сложная демографическая ситуация — все это не могло не сказаться на условиях труда, быта и здоровья медицинских работников. Сами медики, по мнению Г. В. Артамоновой [4], среди факторов, относящихся к ухудшению своего здоровья, выделяют стресс (14%) и жизненную неуверенность (13%). Общеизвестно, что врачи, которые спасают жизни и сохраняют здоровье людей, не всегда в достаточной мере заботятся о состоянии собственного здоровья. С сентября 2009 г. по июнь 2010 г в 11 городах России было реализовано уникальное исследование на тему «Здоровье и образование врача». По итогам проекта удалось установить следующее: врачи хорошо знают проблематику, а также клинические рекомендации по лечению и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Однако во многих случаях они не распространяют эти знания на оценку своего собственного риска.
Отдавая свои знания и опыт пациентам, врачи практически не применяют эти знания к самим себе. 80% медицинских работников не обращаются к врачам [5]. Профессиональные требования, связанные с жесткой необходимостью межличностного общения при большом количестве стрессовых ситуаций, дополняют представление о профессиональной деятельности врача как об экстремальной, стрессогенной, несущей в себе опасность формирования психической и психосоматической дезадаптации [5].
Медицинские работники относятся к одной из социальных групп населения, испытывающей на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, но призванной в известной мере амортизировать эти проблемы в ходе массовых контактов населения с медицинской сетью. Следовательно, они находятся в кругу как своих собственных жизненных проблем, так и проблем своих пациентов, испытывая двойную социально-психологическую нагрузку.
Общаясь с больными, иногда со смертельно больными людьми, врачи постоянно пребывают в атмосфере сильных эмоций, чаще всего негативных. Пациенты, как правило, находятся в состоянии сильного эмоционального возбуждения, страха, ожидая от врача не только профессиональной, но и сочувствия к себе как к личности. Родственники и сопровождающие больного близкие люди также испытывают стресс, который они поневоле переносят и на врача. Таким образом, медработник трудится в атмосфере, постоянно насыщенной негативными эмоциями. Каждодневная практика требует от врача постоянной максимальной сосредоточенности. От каждого его решения и действия зависят здоровье, а часто и жизнь пациента. Существование в подобных условиях требует от специалиста медицинского учреждения высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам. Доказано, что врачам свойствен продолжительный, не прекращающийся многими часами и днями «эффект присутствия», когда за пределами рабочего дня врач мысленно остается в ситуации эмоционально-напряженной профессиональной деятельности [6], поэтому труд медицинского работника для его психического здоровья представляет больший риск, чем в других профессиях социальной сферы. Психоэмоциональные нагрузки на фоне хронического переутомления, играющего дезадаптирующую роль, способствуют возникновению преморбидных состояний и соматических заболеваний.
Значительные психоэмоциональные нагрузки могут привести к появлению у врачей всех профилей синдрома выгорания. Термин «эмоциональное выгорание» появился в 1974 г. Его ввел в оборот Х.Дж. Фрейденберг — американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи.
Он описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (нервное истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой «выгорание». Данный синдром довольно хорошо известен и исследуется в зарубежной и отечественной психологии. Синдром «эмоционального выгорания» (синдром психического выгорания, информационный невроз, синдром менеджера) — состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. К его основным симптомам относят ухудшение отношений с коллегами и родственниками; нарастающий негативизм по отношению к пациентам, коллегам; злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины; повышенная раздражительность и на работе, и дома; упорное желание сменить род занятий; то и дело возникающая рассеянность; нарушение сна; обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Развитие синдрома «эмоционального выгорания» характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС — спасатели, пожарные). Среди медицинских работников наиболее подвержены этому синдрому специалисты с такими личностными качествами, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда прийти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать определенным этико-деонтологическим требованиям, переживание по поводу своей профессиональной компетентности [7].
Особый контингент среди врачей составляют врачи медико-социальной экспертизы (МСЭ). Врачу МСЭ ежедневно приходится общаться с людьми, чья психика трансформирована патологическим процессом, необходимостью постоянного медикаментозного лечения, потерей социального статуса, изменением отношений в семье, сужением круга интересов, влиянием болезни на сексуальную сферу. Нередко среди освидетельствуемых на группу инвалидности встречаются лица, ведущие асоциальный образ жизни, злоупотребляющие алкоголем, страдающие от наркотической зависимости, имеющие низкий уровень образования, склонные к аггравации, имеющие конкретную установку на получение группы инвалидности, стремящиеся получить как можно больше льгот и социальных гарантий, не желающие работать.
Порой в случае отказа в группе инвалидности или ее понижения поведение инвалидов становится агрессивным и непредсказуемым. Ситуация экспертной оценки трудоспособности по своим объективным причинам относится к числу потенциально конфликтогенных. В ходе экспертизы возможность избежать конфликта зависит от умения врача подавить свои негативные эмоции, внимательно выслушать больного, терпеливо и доходчиво дать ответ пациенту на все интересующие его вопросы, проявить сочувствие и понимание к его проблемам. Все это требует от врача полной самоотдачи и большого эмоционального напряжения. Тем не менее, несмотря на искреннее сочувствие врача МСЭ пациенту, вынести экспертное решение бюро МСЭ имеет право только в четком соответствии с нормативно-правовой базой по медико-социальной экспертизе, что зачастую воспринимается освидетельствуемым как бюрократизм, бездушие, черствость, некомпетентность.
Неудовлетворенные решением бюро МСЭ больные и инвалиды пишут многочисленные жалобы в различные инстанции всех уровней, на которые врачам приходится давать объяснения в устной и письменной формах. Ежедневное погружение в психопатологическую среду не проходит бесследно для здоровья врачей МСЭ и, безусловно, отражается на их работоспособности. В настоящее время доказана роль негативных психоэмоциональных факторов в возникновении и прогрессировании ишемической болезни сердца — основной «убийце» населения России.
Исследования последних лет также подтверждают, что стрессовые нагрузки, тревожные и депрессивные расстройства являются независимыми факторами риска ИБС. Согласно проведенным исследованиям, ишемическая болезнь сердца чаще возникает при наличии высокой личностной тревожности, чем без нее [8]. Наличие депрессии значительно отягощает клиническое течение ИБС. Достоверно установлено, что у лиц с депрессией риск заболеть ИБС и перенести инфаркт миокарда почти в 2 раза выше, чем у лиц без депрессии [9].
У пациентов с диагнозом «ишемическая болезнь сердца» алекситимия встречается в 31-49% случаев. Кроме того, лица с алекситимией имеют большой риск развития депрессий, неврозов и расстройств поведения [10].
Учитывая все изложенное, можно сделать вывод, что медработники в целом, а врачи медико-социальной экспертизы в частности составляют группу особого риска возникновения данной патологии. В связи с этим на повестке дня остро стоят вопросы выявления психоэмоциональных нарушений и их коррекции с целью профилактики возникновения ИБС у данной категории специалистов.
Библиографический список 1. Гора Е. П. Проблема здоровья врачей // Национальная безопасность и геополитика России. М., 2003. № 11. С. 42-45. 2. Сычев М. А. Медико-социальное исследование заболеваемости врачей старше трудоспособного возраста и пути ее профилактики: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2008. С. 23. 3. Горблянский Ю. Ю. Актуальные вопросы профессиональной заболеваемости медицинских работников // Медицина труда и промышленная экология. 2003. № 1. С. 8-12. 4. Артамонова Г. В., Перепелица Д. И. Проблемы оценки состояния здоровья медицинских работников // Социология медицины. 2007. № 1 (10). С. 49-51. 5. Ларенцова Л. И. Профессиональный стресс стоматологов. М.: Медицинская книга. 2006. 153 с. 6. Бабанов С. А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. № 12. С. 42-46. 7. Юрьева Л. Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. Кострома.: Сфера, 2004. 272 с. 8. Белялов Ф. И. Психосоматические аспекты ишемической болезни сердца // Кардиология. 2002. № 8. С. 63-67. 9. Чазов Е. И. Ишемическая болезнь сердца и возможности повышения эффективности ее лечения // Клинические исследования лекарственных средств в России. 2001. № 2. С. 2-4. 10. Психосоматические соотношения у больных ишемической болезнью сердца с алекситимией/В. М. Провоторов, А. В. Будневский, А. Я. Кравченко [и др.] // Кардиология. 2001. № 2. С. 46-49
| |
| |
astra71 | Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 22:25 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29348
Репутация: 461
Статус: Offline
| Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессового агента: снятие производственного напряжения, повышение профессиональной мотивации, установление баланса между затраченными усилиями и получаемым результатом. При развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационные мероприятия), характер межличностных взаимоотношений в коллективе, личностные реакции и заболеваемость.
Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту. Представляется целесообразным для профилактики профессионального выгорания необходимость: • определения краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочнуюмотивацию; • достижения краткосрочных целей: успех, который повышает степень самомотивации); • использования «технических перерывов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); • освоения путей управления стрессом – изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника; построение «мостов» между работой и домом и повышение квалификации; создание в организации благоприятного социально-психологического климата; организация спецтренингов, обучение работников приёмам релаксации, ауторегуляции, самопрограммирования; • профессионального развития и самосовершенствования (одним из способов предохранения от профессионального выгорания является обменпрофессиональной информацией с представителями других служб, что даёт более широкое ощущение и понимание мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы: циклы повышения квалификации, конференции, симпозиумы, конгрессы); • ухода от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению профессионального выгорания); • поддержания хорошей физической формы (сбалансированное питание, ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция массы тела).
Кроме этого, в целях направленной профилактики профессионального выгорания следует стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. Помните: работа – всего лишьчасть жизни.
| |
| |
|