astra71 | Дата: Воскресенье, 03.02.2013, 18:22 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| © Н. Ф. Дементьева, С. Н. Пузин
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Центральный НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Министерства труда и социального развития РФ, Москва
В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [5] не рассматривается понятие "социально-бытовая реабилитация". Упоминается лишь термин "социально-бытовая адаптация". Представляется, что понятие "социально-бытовая реабилитация" может иметь право на самостоятельное существование в связи с конкретным смысловым содержанием.
Социально-бытовая реабилитация наряду с социально-средовой реабилитацией входит в понятие социальной реабилитации, которая представляет комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление социального статуса и утраченных связей.
Наиболее частыми последствиями различного рода травм являются повреждения костно-мышечной системы, которые приводят к нарушениям функций опорно-двигательного аппарата. Следствием этого является ограничение жизнедеятельности, преимущественно в сфере способности к самообслуживанию и передвижению.
Оба вида ограничений жизнедеятельности взаимосвязаны, хотя можно говорить о преобладании ограничений способности к самообслуживанию при повреждениях верхних конечностей, а об ограничениях способности к передвижению при травматических поражениях нижних конечностей. Вместе с тем известно, что у инвалида с поражением нижних конечностей вследствие травмы позвоночника существуют ограничения жизнедеятельности не только в сфере способности к передвижению.
У него имеется в связи с этим ограничение способности и к самообслуживанию. Для возвращения инвалидов к привычному образу жизни необходима сложная психологическая перестройка, перед ними встают проблемы повседневной жизни, трудности выполнения привычных действий по самообслуживанию и передвижению.
В сферу самообслуживания в широком его понимании входит способность совершения санитарно-гигиенических действий, самостоятельного одевания, приготовления и приема пищи, мытья посуды и уборки квартиры. Если ограничить рассмотрение способности инвалида к передвижению в пределах квартиры, ограниченной жилой среды, то здесь можно говорить о его способности к перемещению в небольшом жизненном пространстве.
В связи с тем что указанные способности инвалида утрачены в результате полученных травм, необходимо их восстановление. Этой задаче должна отвечать социально-бытовая реабилитация. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.
На этапе первичного освидетельствования инвалида в бюро медико-социальной экспертизы специалист по социальной работе по согласованию с клиницистом-экспертом выявляет тип дефекта и связанные с ним ограничения жизнедеятельности. Вслед за этим подлежит изучению вопрос о нуждаемости инвалида в приспособлениях и вспомогательных устройствах для относительно независимого существования в быту, возвращения к привычной бытовой деятельности. На следующем этапе необходимо выявить ситуацию о наличии условий в жилище инвалида для относительной бытовой независимости [2].
В ходе осуществления технологии социально-бытовой реабилитации полученная специалистом по социальной работе так называемая социальная информация должна быть включена в индивидуальную программу реабилитации инвалида. Сам процесс социально-бытовой реабилитации инвалидов должен предусматривать ряд последовательных смысловых технологических составляющих.
Осуществление социально-бытовой реабилитации должно начинаться с социально-бытовой ориентации, в ходе которой специалист по социальной работе ориентирует инвалида в его возможностях к проживанию в определенных, конкретных условиях, раскрывает перспективу его способностей к осуществлению жизнедеятельности, показывает необходимость приложения определенных усилий. Вместе с тем социально-бытовая ориентация это не только процесс, но и результат ориентации инвалида, сформировавшегося понимания им необходимости действовать именно этим способом для восстановления социально-бытовых навыков.
Осуществление социально-бытовой реабилитации должно предусматривать социально-бытовое образование, т. е. обучение инвалида приемам восстановления утраченных (искаженных) навыков по социально-бытовому самообслуживанию. Социально-бытовое обслуживание (обучение) инвалидов является по существу не разработанной в нашей стране областью реабилитации.
В частности, отсутствуют не только методики, но и программы обучения инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата навыкам самообслуживания при том, что реабилитационная индустрия предлагает различные приспособления, облегчающие пользование хозяйственно-бытовыми приборами и другими предметами.
Между тем за рубежом эта целая область услуг, которые оказываются квалифицированными специалистами, получающими соответствующее образование в течение 3— 4 лет. Называются эти специалисты трудотерапевтами, эрготерапевтами [4], а занимаются по существу обучением инвалидов навыкам самообслуживания, самостоятельной деятельности (одеваться, готовить пищу, проводить досуг и др.). Специалисту, обучающему инвалида социально-бытовым навыкам, необходимо знать назначение приспособления и механизм его действия, уметь его использовать.
При этом обучающий должен знать особенности анатомического дефекта, лежащего в основе инвалидности, физиологические функции отдельных групп мышц. Специалист, обучающий инвалида, должен пользоваться медицинскими показаниями, учитывающими целенаправленность воздействия приспособления на пораженный сустав (конечность, орган).
Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов является социально-бытовая адаптация, которая представляет и процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности, и результат приспособленности, т. е. его адаптированность (с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений — его устоявшаяся, сложившаяся жизнь с имеющимся дефектом) к новым, специально созданным условиям.
Социально-бытовое устройство как заключительный этап социально-бытовой реабилитации является результатом осуществления всех предшествующих составляющих: социально-бытовой ориентации, социально-бытового обучения, социально-бытовой адаптации. Социально-бытовое устройство инвалида можно представить как проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем его потребностям.
При организации социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата необходимо исходить из следующих принципиальных положений: 1) предусмотреть возможность использования инвалидом обыденного хозяйственно-бытового оборудования и кухонной утвари путем обучения (переобучения) в соответствии с имеющимися ограниченными физическими возможностями; 2) оснастить имеющееся оборудование, утварь элементарными специальными приспособлениями (насадками, рычагами и др.) для доступного пользования ими инвалидом; 3) оборудовать квартиру новыми специальными адаптивными техническими средствами с учетом потребностей инвалида, основательно приспособить жилищные условия к потребностям инвалида с учетом типа дефекта.
Реализация указанных положений будет различаться в зависимости от локализации анатомического дефекта (повреждение верхних либо нижних конечностей). Вместе с тем вне зависимости от локализации повреждений необходимо предусмотреть последовательность технологии социально-бытовой реабилитации инвалидов.
При осуществлении первого положения необходима ориентация не только инвалида, но и членов его семьи на возможность приспособления поврежденных кистей рук инвалида к пользованию обыденным хозяйственно-бытовым оборудованием и кухонной утварью. Задача специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы не только ориентировать, но и обучить инвалида непосредственно и опосредованно через вовлечение членов семьи также навыкам пользования холодильником, газовой (электрической) плитой, умению открывать дверной замок, фрамуги, оконные рамы и др.
Необходимо отметить, что это положение применимо к инвалидам с повреждениями верхних конечностей лишь на первом этапе при подходе к развертыванию полной социально-бытовой реабилитации. Реализация этого положения дает возможность выявить возможности инвалида к социально-бытовой адаптации.
В связи с тем что это положение реализуется под контролем специалиста по социальной работе, возникает необходимость осуществления второго положения, т. е. оснащения имеющегося стандартного (обыденного, типового) хозяйственно-бытового оборудования специальными приспособлениями.
Приспособления такого рода следует размещать в ванной комнате в виде фиксированных к стене электробритв, удлиненных ручек к расческам и зубным щеткам, установок автоматической подачи зубной пасты и жидкого мыла, рычажных кранов для воды в раковине для умывания. Приспособления должны также облегчать инвалидам с повреждениями верхних конечностей самообслуживание при принятии ванны, обеспечивать инвалиду удобство и безопасность.
В ванной необходимо установить навесное сиденье, противоскользящую опору для фиксации ног, держатели для мочалки, поручни для подъема и перемещения в ванне. Целесообразно использование инвалидом ножниц для ногтей с пластмассовой пружиной, облегчающей раскрытие.
Необходимы также приспособления для инвалидов с поражением верхних конечностей и в туалете. Они предусматривают различные опоры (настенные, откидные, вертикальные, горизонтальные) к унитазу, устройства для опускания — подъема с унитаза.
Для самостоятельного приготовления пищи необходимы приспособления для мойки и чистки овощей и рыбы, резания продуктов, мытья посуды, открывания банок и бутылок, захвата крышек кастрюль, выключения электроплиты и др. [1].
Специалист по социальной работе должен определить необходимость снабжения инвалида с поражением верхних конечностей специальными устройствами для раздвигания занавесок, поднятия предметов с пола, открывания форточек, установки специальных дверных ручек для инвалида без кистей рук. Для инвалидов с поражениями верхних конечностей необходимы также приспособления для надевания обуви, одежды, застегивания пуговиц и молний и др.
Еще большие проблемы в самообслуживании возникают у инвалидов, прикованных к постели. В этих случаях ограничение самообслуживания связано не с дефектами верхних конечностей, а с невозможностью передвигаться. Вся жизнедеятельность осуществляется в пределах ограниченного пространства.
В связи с этим необходимо оборудовать такое пространство специальными приспособлениями для приема пищи, чтения, письма, любительских занятий. Этой цели может служить над-кроватный столик, который оснащается насадками-держателями книг, ручек, кистей, инструментов ручного труда и др. Столик должен иметь устройство для изменения угла наклона и регулирования высоты. На стене, у которой стоит кровать, необходим горизонтальный поручень, позволяющий инвалиду самостоятельно сесть в постели.
Для инвалидов с поражением нижних конечностей, ограничения жизнедеятельности которых находятся преимущественно в сфере передвижения, основное значение приобретает специальное оборудование квартиры. Это оборудование должно служить не только передвижению как физиологическому акту, но и обеспечивать возможность выполнения других функций, связанных с иными видами жизнедеятельности. Иначе говоря, оборудование квартиры должно обеспечить доступ инвалиду во все помещения и ко всем объектам в квартире и позволить ему осуществлять жизнедеятельность в полном объеме.
Инвалид с повреждениями нижних конечностей нуждается прежде всего в индивидуальных вспомогательных средствах передвижения (трость, костыли, ходунки, кресло-коляска). В связи с этим при оборудовании квартиры стационарными устройствами необходимо предусмотреть, чтобы они не создавали препятствия для пользования индивидуальными средствами передвижения.
Оборудование квартиры, в которой проживает инвалид с повреждениями нижних конечностей, вынужденный пользоваться креслом-коляской, должно начинаться с прихожей. Необходимо предусмотреть низкое расположение вешалки для одежды и полки для головных уборов. Входная дверь должна иметь ручки, расположенные на доступной для инвалида, находящегося в кресле-коляске, высоте.
Площадь прихожей должна быть достаточной для маневрирования кресла-коляски [3]. В квартире между помещениями и при выходе на балкон не должно быть порогов. Дверные проемы должны давать возможность проезда кресла-коляски. Вдоль свободных от мебели стен необходимо установить горизонтальные поручни.
Туалеты должны иметь достаточную площадь для разворота кресла-коляски. Унитаз необходимо оборудовать настенным горизонтальным поручнем либо опорной рамой. В ванной комнате следует предусмотреть возможность разворота кресла-коляски, установить поручни для перемещения в ванну. В кухне для удобства при приготовлении пищи нужно поставить специальный стол с выемкой для инвалида, сидящего на кресле-коляске.
Существует еще одна проблема для инвалида, пользующегося креслом-коляской — это проблема перемещения из кресла-коляски на кровать. Для этого необходимо оборудовать кровать специальным подъемником, обеспечивающим инвалиду возможность самостоятельного управления им с целью перемещения.
Рекомендуемое оснащение, оборудование, предлагаемые технические средства являются общими, они не решают всех проблем удовлетворения потребностей инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата. В каждом конкретном случае могут возникать иные потребности в зависимости от особенностей дефекта. Кроме того, вопросы оборудования квартиры, всех ее помещений не решают проблему социально-бытовой реабилитации инвалидов. Вслед за осуществлением оборудования квартиры встает задача обучения инвалида пользованию вспомогательными устройствами и приспособлениями.
Необходимо также отметить, что затронутые вопросы социально-бытовой реабилитации являются лишь небольшим фрагментом, частью общей проблемы реабилитации инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, жизнедеятельность которых не ограничивается лишь рамками устранения барьеров в квартире, ее оборудования и удобного проживания в ней.
Оборудование квартиры должно отвечать не только требованиям быта в узком смысле этого слова. Инвалид, постоянно находящийся в пределах собственной квартиры, может нуждаться в продолжении образования, занятии трудовой деятельностью, иметь хобби. В связи с этим и оборудование квартиры должно отвечать конкретным целям, т. е. выходить за узкие рамки собственно социально-бытовой реабилитации.
ЛИТЕРАТУРА 1. Систематика реабилитационных средств для домов-интер-натов, реабилитационных центров и образовательных специальных (коррекционных) учреждений для инвалидов. Обзор, информ. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В., Насы-булина М. А. и др. — М.: ЦБНТИ Минтруда России. — 1997. - Вып. 1. 2. Дементьева Н. Ф. // Вопросы медицинской профессиональной, социальной реабилитации инвалидов военной службы: (Сб. информ.-метод, материалов). — М., 1999. — С. 106-114. 3. Кальмет X. Ю. Жилая среда для инвалида. — М., 1990. 4. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. — М., 1998. 5. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Свод законов РФ. — 1995. — № 48. - Ст. 4563.
| |
| |