astra71 | Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 21:18 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29244
Репутация: 460
Статус: Offline
| Темиров Т.В. кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела организационного и методического обеспечения социальной работы Федерального бюро медико-социальной экспертизы (г. Москва)
УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОВЫМИ СИТУАЦИЯМИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
При изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (врачей, педагогов, социальных работников и др.) акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса и профессионального выгорания. Психологическое благополучие профессионала крайне важно для любых профессий, в том числе и в первую очередь - профессий типа «человек-человек», поэтому его нормативные психические состояния являются одним из важнейших условий труда и оказывают значительное влияние на клиентов. Негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса-профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности. Развитие синдрома профессионального выгорания ведет к активизации защитных механизмов (копинговых реакций), психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, ригидности поведения и мышления, снижению значимости достижений и результатов деятельности. При этом особенность современного российского бизнеса состоит в том, что вся ответственность за последствия стресса и синдрома профессионального выгорания возлагается на самого сотрудника, а не на работодателя.
Впервые проблема профессионального выгорания была, по-видимому, поставлена X. Фрейденбергером в 1974 году при исследовании медицинского персонала. На основе критического анализа накопившегося и постоянно возрастающего большого количества работ, посвященных данной проблематике, в настоящее время можно выделить три основные тенденции в исследованиях феномена выгорания [1-9]: - расширение контингента обследуемых профессий, - кросс-культурный характер исследований, - изучение позитивных состояний, противоположных выгоранию. До сих пор не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Синдром «эмоционального выгорания» некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая «эмоциональное выгорание» не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (К. Маслач, А.Г. Абрумова, В.В. Бойко). Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Другая сфера эмпирических исследований, относящихся к выгоранию, - выявление его последствий. Наиболее тесные корреляции обнаружены между выгоранием и удовлетворенностью трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя основными компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений. Аналогичные данные получены для показателя идентификации себя с организацией, под которой понимается принятие работником целей и ценностей данной организации, осуществление деятельности по реализации этих целей, отстаивание ее интересов и желание сохранить себя ее членом.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. По существу, профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения (по Г. Селье). Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный преходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере.
Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами, ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, выходных и отпусков, - первые кандидаты на полное психическое выгорание, приводящее в результате к заболеваниям.
Необходимость донести до каждого человека информацию об опасности стрессов и синдрома профессионального выгорания определила разработку тренингов по управлению стрессовыми ситуациями, антистресс-тренингов, программ навыков саморегуляции и самопознания. Избежать синдрома выгорания можно, взяв под контроль стрессовую ситуацию и свое поведение в сложившейся сложной обстановке. Только то, что неподконтрольно, что происходит само по себе, влияя на нас, и нами не управляется, способно нанести сильнейший удар по нашему здоровью и психологическому состоянию, привести к непоправимым последствиям.
Профессиональное выгорание - относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Если стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению стрессовых состояний и синдрома выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов профессиональной деятельности.
Важно подчеркнуть, что профилактические мероприятия могут быть разработаны только после того, как проблема распознана и изучена. Соответственно, на это требуется не только время, но и понимание руководством организаций необходимости подобных мер.
Литература 1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб., 2004. 2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996. 3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2005. 4. Глауберман Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом. - М., 2004. 5. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. - М., 2005. 6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. - 2001. - Том 22. - № 1. 7. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Том 23. - № 3. 8. Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. - 2004. - № 1. 9. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.
| |
| |