astra71 | Дата: Воскресенье, 03.06.2012, 15:31 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29244
Репутация: 460
Статус: Offline
| Роль бюро медико-социальной экспертизы в трудоустройстве инвалидов
Олькова Н.В.
На учете в органах социальной защиты населения Тюменской области по состоянию на 01.07.2007 г. состоит более 108 тысяч инвалидов (около 8 % населения области), из них 39,5 тысяч - инвалиды трудоспособного возраста. Из них общая численность работающих инвалидов составляет всего около 8 тысяч человек, или около 20%. Таким образом, проблема трудоустройства инвалидов весьма актуальна. В случае определения необходимости проведения мер социальной поддержки в виде содействия в трудоустройстве и (или) профессионального обучения, формируется программа профессиональной реабилитации, согласовывается с инвалидом или его законным представителем и выдается в структуре ИПР на руки инвалиду для ее реализации. Исполнителей мероприятий программы профессиональной реабилитации указывают специалисты бюро МСЭ.
Программа профессиональной реабилитации в обязательном порядке разрабатывается инвалидам с ограничением способности к трудовой деятельности 1-2 степени, в том числе: - всем инвалидам трудоспособного возраста; - инвалидам, желающим продолжить трудовую деятельность по основной профессии или в других доступных видах труда после выхода на пенсию по старости; - инвалидам пенсионного возраста, работающим на момент освидетельствования.
В случае установления инвалидам ограничения способности к трудовой деятельности 3 степени или «не имеет» программа профессиональной реабилитации не разрабатывается.
Трудоустройство является одним из мероприятий, входящих в систему мер социальной защиты инвалидов. Трудоустройство инвалидов всегда было очень сложным для реализации мероприятием, т.к. осуществляется для людей, имеющих ограничения способности к трудовой деятельности в различной степени. При трудоустройстве инвалидов должны быть реализованы те ограничения, которые установлены у человека: труд в специально созданных условиях, либо труд в обычных условиях, но с ограничением объема не менее чем в 2 раза, снижением квалификации, тяжести, напряженности или при потере основной профессии с возможностью выполнять неквалифицированный труд.
В этой связи очевидно значение для инвалидов трудовых рекомендаций, которые им выносятся учреждениями медико-социальной экспертизы. Необос- нованная трудовая рекомендация ставит инвалида в усложненные для него условия и препятствует социально-трудовой реабилитации, т.к. производственная нагрузка может превысить функциональные возможности организма.
Для грамотного формулирования трудовых рекомендаций специалистами медико-социальной экспертизы проводится комплексная оценка многих профессионально-трудовых данных: наличие и уровень образования, профессиональный маршрут, сведения об условиях и характере трудовой деятельности, выполняемой гражданином на момент освидетельствования, должностные инструкции, заключения государственной экспертизы условий труда у пострадавших на производстве от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и т.д. У граждан, не имеющих профессии или потерявших ее в результате заболевания или травмы, в обязательном порядке проводится экспертно-психологическое обследование с целью определения возможности обучения или переобучения инвалида по конкретной специальности, в которой он сможет наиболее полно реализовать трудовой и личностный потенциал.
В отдельных случаях, требующих дополнительных исследований переносимости и эффективности нагрузок на психические функции, с целью прогноза адаптации к труду применяются специальные методы оценки психофизиологической выносливости. Для этого в ФГУ «Главное бюро МСЭ по Тюменской области» внедрены и продолжают отрабатываться следующие методики полифункционального тестирования: простая сенсомоторная реакция, зрительно-моторная реакция со счетом, реакция выбора, реакция различения, корректурный тест, тест на координацию движений, теппинг-тест. Результаты психофизиологических исследований применяются в комплексной оценке способности к трудовой деятельности у освидетельствуемых при формировании программы профессиональной реабилитации, как в части определения трудовых рекомендаций по конкретным параметрам трудовой деятельности, связанной с нервно-психическим напряжением, так и в части рекомендаций по профессиональному обучению (переобучению).
Особое внимание уделяется вопросам профессиональной реабилитации детей-инвалидов. Всем детям с 14 лет в обязательном порядке проводится профессиональная ориентация. Своевременное ориентирование больного ребенка и его родителей на правильный выбор профессиональной деятельности позволяет в будущем осуществить обучение профессии, в которой возможно рациональное трудоустройство. Одной из эффективных форм работы нашего учреждения по профориентации подростков-инвалидов является взаимодействие со специализированными школами для слабовидящих и слабослышащих детей, органами занятости населения и общественными организациями инвалидов по подбору групп на профессиональное обучение через центры занятости населения еще на этапе обучения детей в школе. После окончания школы эти дети получают профобразование в специально организованных учебных группах и в дальнейшем рационально трудоустраиваются. Также осуществляется постоянная работа с приемными комиссиями учебных заведений системы профессионального образования, которые принимают на обучение инвалидов только в соответствии с рекомендациями в программе профессиональной реабилитации, что способствовало устранению ранее многочисленных случаев обучения инвалидов профессиям, противопоказанным по состоянию здоровья.
С целью повышения эффективности работы по профессиональной реабилитации инвалидов ФГУ «Главное бюро МСЭ по Тюменской области» осуществляет постоянное взаимодействие с исполнителями мероприятий программы профессиональной реабилитации. Так, для повышения эффективности работы по трудоустройству инвалидов на протяжении ряда лет применялись различные формы взаимодействия бюро МСЭ и центров занятости населения: заключались двусторонние соглашения о взаимодействии, проводились совместные экспертные заседания (как на базе бюро МСЭ, так и на базе территориальных центров занятости), осуществлялся и сейчас осуществляется обмен различной информацией по вопросам профессиональной реабилитации инвалидов.
В 2006г. ФГУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» участвовало в разработке и подписании «Соглашения о взаимодействии между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органом исполнительной власти Тюменской области по вопросам содействия занятости инвалидов», которое действует и на сегодняшний день.
В соответствии с данным Соглашением органы занятости населения ежеквартально представляют в ФГУ «ГБ МСЭ по Тюменской области» количественную и качественную информацию о трудоустройстве и профессиональной подготовке инвалидов, состоящих на учете по безработице в центрах занятости населения. Учреждение МСЭ, в свою очередь, представляет в органы занятости населения информацию о потребности в профессиональной реабилитации инвалидов. Осуществляется большой объем консультативной работы между специалистами МСЭ и специалистами центров занятости населения, в том числе по своевременной коррекции трудовых рекомендаций под конкретные рабочие места, имеющиеся на рынке труда. Кроме этого, регулярно службой занятости предоставляется информация о наиболее востребованных на рынке труда профессиях и видах работ. С учетом этой информации и формируются специалистами бюро МСЭ рекомендации о профессиональном обучении и переобучении с последующим трудоустройством на конкретные рабочие места. Из числа прошедших профессиональное обучение через службу занятости в течение 2006 года большая часть инвалидов трудоустроена, что говорит об обоснованности рекомендаций по обучению, данных инвалидам специалистами бюро МСЭ.
В Тюменской области с 2000 года действует областной Закон «О квотировании рабочих мест». В целях организации работы по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места областной департамент социальной зашиты населения проводит работу по заключению трехсторонних договоров между работодателями, территориальными управлениями социальной зашиты населения и территориальными центрами занятости. Квотирование осуществляется на предприятиях с численностью работников более 100 человек. По состоянию на 01.07.2007 г. подлежало квотированию 670 предприятий, договоры заключены с 66% из них. Исполнение квоты составило 58%.
ФГУ «Главное бюро МСЭ по Тюменской области» является постоянным участником областной межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов, руководитель ФГУ является членом этой комиссии. Ежегодно на заседании комиссии рассматривается вопрос о трудоустройстве инвалидов. Крупные предприятия, не выполняющие квоту по трудоустройству инвалидов, отчитываются о причинах ее невыполнения. Результаты рассмотрения передаются в государственную инспекцию труда для проведения проверок на этих предприятиях. Удельный вес работающих инвалидов, оцениваемый при переосвидетельствованиях, в течение 2002-2006 гг. практически не изменился и составляет около 20%. Больше этот показатель среди инвалидов, проживающих в городской местности - около 23%, меньше - сельской - 17%. Отмечается также увеличение удельного веса работающих среди инвалидов 2 группы - с 7 до 10%, и некоторое снижение среди инвалидов 3 группы - с 37% до 32%.
Остается также недостаточно высоким показатель рациональности трудоустройства по результатам проводимых специалистами бюро МСЭ проверок - около 23% работающих инвалидов в 2006 г. были трудоустроены нерационально, хотя отмечается небольшое снижение по сравнению с 2002 г. (30% трудоустроенных нерационально). В этих цифрах не нашла отражение трудовая деятельность инвалидов в рамках программы по выходу на самообеспечение, которая реализуется в области с 2006 года. Программа включает областные межведомственные мероприятия по выходу на самообеспечение, которые предусматривают оказание адресной социальной помощи малоимущим семьям и гражданам, имеющим трудовой потенциал.
Только на старте программы за 1 полугодие 2006 года в ней приняли участие 97 семей, имеющих в своем составе 103 инвалидов. Через органы социальной защиты населения, муниципальные администрации, предприятия агропромышленного комплекса, сельскохозяйственные кооперативы, центры занятости, учреждения образования семьям выделяется целевая адресная ма- термальная помощь. В основном эти средства направляются на развитие личного подсобного хозяйства (разведение домашнего скота, мелких домашних животных, птиц, овощеводство, растениеводство, развитие пчеловодства), на развитие индивидуальной трудовой деятельности (оказание бытовых услуг населению, пошив и ремонт одежды, сбор дикоросов, производство продуктов питания и т.п.), а также на обучение и переобучение.
Таким образом, все используемые нашим учреждением МСЭ методы по трудоустройству инвалидов разнообразны, многогранны, проводится эта работа систематически на протяжении длительного времени. Однако говорить о стабильной эффективности этой работы в виде рационального трудоустройства все большего числа инвалидов не приходится. Очевидно, что государственная политика в области трудоустройства инвалидов нуждается в совершенствовании.
| |
| |