astra71 | Дата: Воскресенье, 03.06.2012, 15:23 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29257
Репутация: 460
Статус: Offline
| Перспективы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области медико-социальной реабилитации
Коробов М.В.
Важным условием успешной работы учреждения, отрасли является наличие квалифицированных кадров, способных эффективно и качественно решать поставленные задачи. Особенно актуальна проблема подготовки кадров для формирующейся в стране системы реабилитации инвалидов, которая с принятием 122 закона получила новый импульс развития, более четкие нормативно-правовые и организационные черты, а также, и это особенно важно - реальные механизмы предоставления инвалидам необходимых реабилитационных мер и услуг.
Сейчас с полной уверенность можно сказать, что наиболее компетентными и наиболее подготовленными как по общим, так и частным вопросам медико-социальной реабилитации являются специалисты федеральных учреждений МСЭ. И связано это не только с тем, что данные специалисты являются главными фигурантами формирующейся в стране системы реабилитации, но и с тем, что подготовка данных специалистов по вопросам реабилитации целенаправленно проводится уже на протяжении более сорока лет в Санкт-Петербургском институте усовершенствования врачей-экспертов. Преподавание курса реабилитации является непременной составной частью всех учебных планов и программ подготовки специалистов учреждений МСЭ. В комплексном преподавании вопросов реабилитации принимают участие по существу все кафедры института.
По вопросам реабилитации в институте проводится подготовка следующих специалистов: - руководителей, врачей и специалистов федеральных учреждений МСЭ, - травматологов-ортопедов и техников-протезистов протезно-ортопедических предприятий, - врачей и специалистов стационарных и нестационарных учреждений социальной защиты населения, - руководителей и специалистов органов социальной защиты населения, - специалистов по работе с инвалидами центров занятости населения. Следует признать, что наиболее отлаженной является система подготовки по реабилитации врачей учреждений МСЭ, которая охватывает все формы последипломного профессионального образования: - послевузовское профессиональное образование (в интернатуре и ординатуре), - профессиональное переобучение. - повышение квалификации на циклах общего и тематического усовершенствования.
Наиболее полно учебный план подготовки врачей по медико-социальной реабилитации реализуется в интернатуре и ординатуре. Он предусматривает: во-первых, подготовку слушателей по общетеоретическим, организационно-правовым и методическим вопросам реабилитации на кафедре организации МСЭ и реабилитации инвалидов в объеме 156 часов, во-вторых, преподавание частных вопросов МСЭ и комплексной реабилитации инвалидов при различных формах заболеваний на профилирующих и смежных реабилитационно-экспертных кафедрах института, в третьих, рассмотрение психологических аспектов реабилитации на кафедре социальной психиатрии и психологии.
Подготовка по реабилитации в интернатуре и ординатуре кроме лекционных, семинарских и практических занятий включает в себя также учебную практику слушателей в клинике, деловые игры, 1,5 - месячную производственную практику в филиалах главного бюро МСЭ Санкт-Петербурга в качестве врача-пракгиканта, с выполнением для сдачи зачета по производственной практике учебных заданий по разработке ИПР, составлению профессиограмм, а также трудовых рекомендаций инвалидам.
Аналогичная структура преподавания вопросов медико-социальной реабилитации дифференцированно, с учетом длительности обучения, а также врачебной специальности выдерживается с разным объемом учебных часов на циклах 4-х месячной специализации, общего и тематического усовершенствования.
Кроме врачей, начиная с 1996 года, институтом проводится подготовка по вопросам медико-социальной реабилитации и др. специалистов бюро МСЭ - специалистов по реабилитации, специалистов по социальной работе и психологов.
Содержание всех учебных планов и программ подготовки по реабилитации нацелено на комплексное получение специалистами учреждений МСЭ: во-первых, знаний общетеоретического, правового и организационного порядка по всем аспектам реабилитации, с учетом как отечественного, так и зарубежного опыта. и, во-вторых, получение знаний и отработку навыков, необходимых для успешной работы специалистов в учреждении МСЭ, разработки ИПР и оценки результатов ее выполнения.
Кроме СПбИУВЭКа подготовка специалистов учреждений МСЭ по различным вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в том числе и в виде краткосрочных циклов информации, а также стажировок на рабочем месте осуществляется Федеральным бюро МСЭ, научно-практическими центрами медико-социапьной экспертизы и реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге и Новокузнецке и др. учреждениями страны. В регионах широко используются неинституциональные формы обучения - стажировка врачей филиалов на базе главных бюро МСЭ, постоянно действующие семинары, научно-практические конференции, семинары, научная работа, самоподготовка.
В перспективе на 2008 год в институте намечено проведение специальных циклов повышения квалификации специалистов по профессиональной ориентации. До настоящего времени они проходили повышение квалификации на циклах, предназначенных для специалистов по реабилитации с адаптацией программы обучения по индивидуальному плану. Сложность подготовки данных специалистов, как и специалистов по реабилитации связана с разным базовым образованием, с которым они приходят работать в бюро МСЭ: это и психологи, врачи, педагоги, специалисты по социальной работе встречаются даже инженера.
Еще больше трудностей в подготовке специалистов по эргономике, физиологии труда, которые в настоящее время учреждениями высшего профессионального образования практически не выпускаются. С учетом потребности учреждениях МСЭ в таких специалистах, по-видимому, необходим конкретный государственный заказ на их подготовку и переподготовку. В настоящее время в институте в связи с организацией кафедры медикосоциальной и психологической помощи проводится работа по расширению начиная с 2008 года направлений подготовки специалистов по реабилитации, занятых в учреждениях, прежде всего в реабилитационных учреждениях социальной защиты населения.
Большая работа за последние годы, и это необходимо отметить, проводится по подготовке и повышению квалификации по вопросам реабилитации кадров, работающих в учреждениях образования, в лечебно-профилактичес- I ких учреждениях на кафедрах дефектологии и создаваемых в медицинских вузах кафедрах восстановительной медицины и т.п.
В целом перспективы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области медико-социальной экспертизы, ее успешности и повышения эффективности, тесно связаны с решением целого ряда задач, стоящих перед реабилитационной отраслью, с созданием в стране единой реабилитационной идеологии, единого понятийного аппарата и единой концепции реабилитации больных и инвалидов, четкой номенклатуры реабилитационных учреждений и специалистов, участвующих в реабилитационном процессе и др. вопросов.
| |
| |