Воскресенье, 22.12.2024, 14:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2024 N 2401-р
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:30 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
Начало действия документа - 02.09.2024

Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2024 N 2401-р
Об утверждении Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года, плана мероприятий по ее реализации


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 сентября 2024 г. N 2401-р


1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года;
план мероприятий по реализации Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации плана, обеспечить выполнение мероприятий плана.
3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации и организациям, участвующим в реализации плана, обеспечить выполнение мероприятий плана.
4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, и плана.
5. Минтруду России осуществлять контроль за выполнением плана и представлять информацию о его выполнении в Правительство Российской Федерации ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:30 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 сентября 2024 г. N 2401-р


КОНЦЕПЦИЯ
ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


1. Общие положения

Государственная политика в отношении содействия занятости инвалидов в Российской Федерации направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации своих трудовых прав в целях повышения социального статуса, уровня конкурентоспособности на рынке труда, создания условий для профессиональной самореализации и, как следствие, достижения материальной независимости.

В Российской Федерации общая численность инвалидов по состоянию на 31 декабря 2023 г. составила 11 млн. человек, из них 4,2 млн. человек находились в трудоспособном возрасте. Особый статус этой категории населения, связанный с наличием ограничений трудоспособности и физических возможностей, негативно влияет на конкурентоспособность инвалидов на рынке труда, ставит их в неравное положение с другими гражданами и остается во многом несоответствующим их потенциальным возможностям и профессиональным интересам.

На протяжении последних лет на федеральном и региональном уровнях реализуется широкий спектр мер содействия и поддержки занятости инвалидов по направлениям, соответствующим требованиям Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (далее - Конвенция), и передовому зарубежному опыту. Это способствует улучшению общей ситуации с положением инвалидов на рынке труда, в том числе положительной динамике показателей их занятости и безработицы.

Однако почти три четверти инвалидов трудоспособного возраста в 2023 году оставались не вовлеченными в трудовую деятельность, при этом испытывали нежелание трудиться по предлагаемым вакансиям, чувствовали недостаточную заинтересованность работодателей в найме инвалида на постоянную работу и имели слабую мотивацию и трудности в адаптации в трудовом коллективе.
Многоаспектность и многозадачность проблемы повышения уровня занятости инвалидов требует реализации межведомственного подхода и привлечения к ее решению не только организаций-работодателей и общественных организаций инвалидов, но и широкого круга научных, образовательных, общественных и других некоммерческих организаций.

В условиях современной ситуации высокого спроса на российском рынке труда и развития новых гибких форм занятости создаются дополнительные возможности для повышения уровня занятости инвалидов. Вовлечение этой категории граждан в трудовую деятельность является одной из актуальных государственных задач, решение которой создаст возможность инвалидам трудоспособного возраста реализовать свой потенциал и в перспективе может принести определенный экономический эффект, что соответствует основной цели национального проекта "Кадры" - удовлетворение потребности экономики в кадрах на основе дополнительного вовлечения в занятость.

Актуальность разработки настоящей Концепции как инструмента стратегического управления связана с необходимостью повышения эффективности действующих и разработки дополнительных мер по содействию трудоустройству и занятости инвалидов на основе комплексного системного подхода.

Настоящая Концепция определяет цель, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной политики в рассматриваемой сфере. Основные положения настоящей Концепции согласуются с обязательствами по выполнению положений Конвенции и направлены как на преодоление внешних факторов, влияющих на доступность и качество трудоустройства и занятости инвалидов, так и на необходимое сопровождение и адресную помощь инвалидам с учетом их индивидуального запроса и имеющегося трудового потенциала.

Правовую основу основных положений настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы содействия занятости инвалидов, а также ратифицированные международные документы (Конвенция, конвенции и рекомендации Международной организации труда, других международных организаций).
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:30 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
2. Основные понятия

В настоящей Концепции используются следующие понятия:
"дискриминация по признаку инвалидности" - любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области;

"индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида" - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее - индивидуальная программа) организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов;

"инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
"инвалид молодого возраста" - инвалид в возрасте от 18 до 44 лет;

"инвалид вследствие военной травмы" - лицо, ставшее инвалидом вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;

"движение "Абилимпикс" - общероссийское объединение участников, экспертов, наставников чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" (далее - чемпионат "Абилимпикс"), федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, представителей общероссийских общественных объединений и движений, общероссийских, межрегиональных и региональных объединений людей с инвалидностью, профильных некоммерческих организаций, бизнеса, включая всех заинтересованных работодателей, деятельность которого направлена на формирование механизмов комплексной профессиональной реабилитации людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, создание единого образовательного пространства, доступного для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, расширение перечня новых профессий для людей с инвалидностью, обеспечение эффективной профессиональной ориентации и мотивации получения профессионального образования людьми с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, а также на содействие в их трудоустройстве и занятости;

"межведомственное информационное взаимодействие" - взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, между органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами;

"наставник" - лицо, имеющее значительный опыт работы в определенной сфере, привлекаемое в целях содействия профессиональному развитию наставляемого, направленному на формирование знаний и умений, необходимых для обеспечения деятельности на высоком профессиональном уровне, и воспитания добросовестного отношения к исполнению должностных обязанностей. Работодатель вправе привлечь наставника из числа работников предприятия, организации с их согласия или работников соответствующих общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов;

"обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
"профессиональная реабилитация и абилитация инвалидов" - комплекс мероприятий и услуг, направленных на восстановление или формирование у инвалидов, детей-инвалидов способностей к осуществлению профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональную ориентацию инвалидов, содействие в получении общего образования, профессионального образования, прохождении профессионального обучения, трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах);

"профессиональная ориентация" - комплекс мероприятий и услуг, направленных на содействие инвалидам, детям-инвалидам в профессиональном самоопределении, формирование у инвалидов мотивации в выборе сферы деятельности (профессии) с учетом их предпочтений, индивидуальных особенностей личности, имеющихся возможностей, степени расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, содействие в прохождении профессионального обучения и получении дополнительного профессионального образования в целях трудоустройства;

"производственная адаптация" - комплекс мероприятий и услуг, направленных на восстановление или формирование у инвалидов устойчивых компетенций по выполнению профессиональной деятельности соответствующих содержания, объема, характера в определенных условиях профессиональной среды (социальной и производственной) в целях максимально эффективной реализации трудовых возможностей;

"сопровождение при содействии занятости инвалидов" - оказание индивидуальной помощи инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве, сопровождение инвалида на рабочем месте, в том числе создание условий для ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя;

"социальная защита инвалидов" - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

"сопровождаемая трудовая деятельность инвалидов" - трудовая деятельность инвалидов трудоспособного возраста, в том числе на специальных рабочих местах, осуществляемая с помощью других лиц. Сопровождаемая трудовая деятельность организуется при наличии в индивидуальной программе заключения о возможности инвалида осуществлять трудовую деятельность с помощью других лиц, рекомендаций по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида, по производственной адаптации инвалида с учетом оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалида и нарушенных функций организма, определенных индивидуальной программой инвалида;

"социальная занятость инвалидов" - деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц;

"социальное предпринимательство" - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества;

"специализированные предприятия" - предприятия, применяющие труд инвалидов и организованные в системах всероссийских общественных объединений инвалидов, местных общественных объединениях инвалидов, а также при различных организациях независимо от форм собственности;

"специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов" - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

"трудоустройство инвалида" - комплекс правовых, экономических, организационных и других мер, направленных на реализацию инвалидами права на труд (в том числе профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, переобучение, оборудование рабочего места, сопровождение, наставничество);

"чемпионат "Абилимпикс" - комплекс мероприятий, проводимых ежегодно на региональном и национальном уровнях, в том числе с международным участием, включающий соревнования по компетенциям, востребованным на рынке труда, из различных сфер экономики, выставочную, деловую, культурную, профориентационную программы, мероприятия, способствующие распространению лучших практик профессионального обучения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья различных нозологий по современным профессиям, востребованным на рынке труда, профессиональную самореализацию людей с инвалидностью в ведущих секторах экономики и формирование осознанного отношения участников к профессиональному выбору и построению карьеры, содействие в трудоустройстве и занятости участников чемпионатов "Абилимпикс".
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:31 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
3. Современное состояние и проблемы обеспечения занятости инвалидов в Российской Федерации

Российская Федерация, разделяя принципы Конвенции и Декларации о правах инвалидов, последовательно реализует их положения в законодательстве Российской Федерации, при этом совершенствуются механизмы и методы реализации прав инвалидов в социально-трудовой сфере. В последние годы в основном сформирована законодательная и нормативная правовая основа, обеспечивающая правозащитный подход к инвалидности и инвалидам, учет прав и свободу обращений при их нарушении, меры пресечения дискриминации по признаку инвалидности, доступ к существующим системам государственных услуг, обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования соответствующего уровня впервые, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В результате реализации специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на общем рынке труда, расширению спектра государственных услуг по содействию в их трудоустройстве, вовлеченности и участию инвалидов в чемпионатах "Абилимпикс", наблюдалась положительная динамика следующих показателей занятости и безработицы инвалидов трудоспособного возраста к уровню 2015 года:
восходящий тренд уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста с 15,9 процента в 2015 году до 19,8 процента в 2023 году (данные Федеральной службы государственной статистики). Разрыв с уровнем занятости всего населения в трудоспособном возрасте (79,8 процента) сократился с 4,8 раза до 4 раз;
снижение уровня безработицы с 22,3 процента в 2015 году до 18,7 процента в 2023 году (данные Федеральной службы государственной статистики), однако уровень безработицы в 2023 году по-прежнему значительно выше аналогичного показателя для всего населения в трудоспособном возрасте - в 5,8 раза (18,7 процента и 3,2 процента соответственно);
увеличение численности участников чемпионатов "Абилимпикс" с 1680 человек в 2016 году до 21576 человек в 2023 году. При этом уровень трудоустройства участников чемпионатов "Абилимпикс" по сравнению с 2022 годом вырос на 4,4 процента и составил в 2023 году 93 процента (2022 год - 88,6 процента) (источник - данные мониторинга занятости инвалидов, проводимого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с приказом от 28 июня 2021 г. N 425 (далее - данные мониторинга).

По данным мониторинга, численность инвалидов в трудоспособном возрасте в 2023 году составила 4,2 млн. человек (40,9 процента их общей численности), из них 60 процентов - мужчины, 40 процентов - женщины. Численность работающих инвалидов трудоспособного возраста составила 1,2 млн. человек, уровень их занятости - 27,5 процента. В составе занятых инвалидов преобладают работники старше 45 лет и предпенсионеры (более 60 процентов).

Контингент инвалидов трудоспособного возраста представлен в основном лицами с инвалидностью II группы (39,8 процента) и III группы (45,2 процента), сохраняющими возможность трудиться при наличии подходящих условий. Однако их вовлеченность в трудовую деятельность остается на низком уровне. Особенно это касается инвалидов трудоспособного возраста с III группой инвалидности с наименее выраженными нарушениями здоровья - доля работающих инвалидов трудоспособного возраста III группы в общей численности инвалидов трудоспособного возраста III группы (или уровень их занятости) составила в 2023 году 39,4 процента. Уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста, имеющих II группу, - 21,4 процента. Стоит отметить рост с 2017 года по 2023 год уровня занятости лиц с наиболее тяжелыми нарушениями здоровья (I группа инвалидности) с 4,8 процента до 8 процентов.

В рейтинг субъектов Российской Федерации с максимальным уровнем занятости инвалидов (превышение среднероссийского показателя более чем на 7 процентных пунктов) вошли г. Санкт-Петербург (36,4 процента), Белгородская область (35 процентов), Ленинградская область и Тульская область (по 34,7 процента), Московская область (34,6 процента), Курская область (34,4 процента).

Наиболее низкий уровень занятости инвалидов (19 процентов - 21 процент) отмечен в Республике Бурятия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелия, Республике Хакасия, Астраханской и Ивановской областях, Еврейской автономной области.

Возрастная структура работавших инвалидов трудоспособного возраста, по данным мониторинга, смещена в пользу старших возрастных групп. Удельный вес лиц с инвалидностью в возрасте старше 45 лет в 2023 году составил более 60 процентов, в том числе предпенсионного возраста (мужчины 60 - 63 лет, женщины 55 - 58 лет) - более 17 процентов.

Доля молодежи в возрасте от 18 до 35 лет в общей численности работавших инвалидов трудоспособного возраста составила менее 20 процентов. Принимая во внимание, что включение в трудовую деятельность инвалидов является перспективным направлением не только для повышения качества их жизни и социализации, но и удовлетворения растущей потребности экономики в квалифицированных кадрах в условиях дефицита трудовых ресурсов, на эту молодежную группу инвалидов, вышедших на рынок труда, должно быть обращено особое внимание и созданы им условия для совершенствования навыков и дальнейшего развития трудовой карьеры.

В отношении инвалидов сохраняются проблемы высокого уровня занятости в низкоквалифицированном сегменте рынка труда, в отраслях с более низкой заработной платой и значительной представленности в низкодоходных группах населения.

Среди работавших инвалидов по состоянию на 1 января 2024 г. суммарно преобладает доля занятых в обрабатывающих производствах (13,2 процента), в сферах образования (12,7 процента), здравоохранения и социального обеспечения (11,9 процента), оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (11,1 процента). В этих видах экономической деятельности, по данным мониторинга, сосредоточена почти половина всех работавших инвалидов.
Несмотря на снижение доли работников с инвалидностью, получающих наиболее низкие доходы, по данным Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Социальный фонд России), почти каждый десятый работник (8,9 процента) с инвалидностью на 1 января 2024 г. получал заработную плату ниже или равную минимальному размеру оплаты труда (16242 рубля).

Низкий уровень занятости инвалидов формируется под влиянием множества факторов, действующих как со стороны спроса на труд, так и со стороны его предложения. По сведениям общественных организаций инвалидов, наиболее распространенными проблемами низкого уровня занятости инвалидов трудоспособного возраста на рынке труда являются:
- предубеждения работодателей о более низкой производительности труда инвалидов, сложности и финансовой затратности оборудования рабочих мест для инвалидов, приводящие к нежеланию работодателей нанимать инвалидов;
- техническая неприспособленность большинства рабочих мест для инвалидов на открытом рынке труда, недостаточное количество вакансий на условиях гибкой, дистанционной занятости;
ограниченная вариативность форм занятости для инвалидов с различным трудовым потенциалом;
низкая экономическая эффективность деятельности специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в трудоустройстве и сопровождении инвалидов;
- узкая направленность адресной работы с инвалидами в части их профессиональной ориентации, профессионального развития, включения в трудовую деятельность;
- слабая мотивация работодателей к трудоустройству, созданию специальных рабочих мест и наставничеству для инвалидов;
- несоответствие выделяемых рабочих мест профессионально-квалификационной структуре инвалидов и их физическим и психическим возможностям;
- неэффективная реализация механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов;
- более низкий образовательный уровень и отсутствие или недостаток профессиональной подготовки инвалидов по востребованным на рынке труда специальностям;
- заниженная самооценка инвалидов и пессимистическая жизненная позиция;
- недостаточное методическое обеспечение вопросов приобщения к труду, профессионального развития инвалидов с низким трудовым потенциалом.

Важно отметить, что каждый инвалид в нашей стране, равно как и любой гражданин, должен иметь возможность получить профессию, востребованную на рынке труда, исключение могут составлять инвалиды, неспособные к какой-либо деятельности (физической или умственной), имеющие противопоказания к осуществлению трудовой деятельности в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

В целях более активной вовлеченности инвалидов в трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации реализуются специальные мероприятия, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда, а также мотивирующие работодателей на трудоустройство инвалидов.

Основным механизмом поддержки занятости лиц с инвалидностью являются установление квоты для приема на работу инвалидов, создание специальных рабочих мест, сопровождение при содействии занятости инвалидов, организация сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов. При этом отмечается недостаточная эффективность действующей системы установления квоты для приема на работу инвалидов ввиду неисполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов, несоответствия выделяемых рабочих мест профессионально-квалификационной структуре инвалидов, невостребованности части выделенных рабочих мест со стороны инвалидов, недостатков в механизме стимулирования работодателей по найму инвалидов.

Численность инвалидов, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты, в 2023 году составила 424,9 тыс. человек (в том числе на специальных рабочих местах - 34,2 тыс. человек) и увеличилась на 3,1 процента по сравнению с предыдущим 2022 годом (на 12,8 тыс. человек).
По сравнению с 2022 годом общее число организаций, на которые распространялись обязательства по установлению квоты для приема на работу инвалидов, увеличилось на 4,6 процента (на 5,5 тыс. человек).

Заполняемость рабочих мест, выделенных в рамках квоты, а также специальных рабочих мест по итогам 2023 года заметно увеличилась по сравнению с 2022 годом. Так, в 2023 году в сравнении с 2022 годом абсолютное число рабочих мест, занятых инвалидами, увеличилось на 24,3 тыс. единиц (на 8,1 процента), в том числе специальных - на 3,8 тыс. единиц (на 20,6 процента). При этом выросла на 3,5 процентных пункта доля замещенных в счет квоты рабочих мест в общем количестве рабочих мест, выделенных в счет квоты, которая составила в 2023 году 76,2 процента, а доля специальных рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды, в общем количестве специальных рабочих мест увеличилась на 8,5 процентных пункта и составила 65,3 процента. В организациях с государственным (муниципальным) участием заполняемость выделенных в счет квоты рабочих мест составила в 2023 году 84,5 процента.

Наиболее успешными результаты выполнения квоты для приема на работу инвалидов (заполняемость свыше 90 процентов) сложились в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике, а также в Новосибирской, Курской и Пензенской областях.
Наиболее низкие показатели (менее 50 процентов) отмечались в Камчатском крае и Ярославской области.

В целях повышения заинтересованности работодателей в приеме на работу инвалидов в ряде субъектов Российской Федерации работодателям возмещаются затраты по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, а также по оплате труда трудоустроенных инвалидов и в случае необходимости при организации наставничества. Реализация таких мер находится в ведении субъектов Российской Федерации и предоставляется в виде субсидий, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации, для целей оказания финансовой помощи работодателям, принимающим на работу инвалидов.

В большинстве субъектов Российской Федерации, в которых предусмотрена финансовая поддержка работодателей по организации рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, размер субсидии составляет не более 100 тыс. рублей (Республика Карелия и Республика Татарстан, Иркутская и Мурманская области, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ), при обязательстве сохранения созданного рабочего места на срок не менее одного - двух лет. В Ленинградской области при обязательстве работодателя по созданию или модернизации рабочего места для инвалидов предусмотрен более высокий размер возмещения затрат - до 500 тыс. рублей в зависимости от группы инвалидности работника и срока действия договора.
Как показывает практика, в числе получателей субсидии наиболее представлены общественные организации инвалидов. В ряде субъектов Российской Федерации (Хабаровский край, Тульская, Московская, Ленинградская области) из региональных бюджетов предусмотрены также субсидии на компенсацию части расходов на оплату труда трудоустроенных инвалидов и доплаты за наставничество не более 3 - 6 месяцев.

В вопросах занятости инвалидов, как правило, акцент делается на формах постоянной занятости (на предприятиях или в государственных учреждениях, где предусмотрены рабочие места для инвалидов) или защищенной занятости (в специализированных центрах). Все чаще в качестве альтернативы рассматривается индивидуальное предпринимательство, регистрация в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятость), что потенциально может предоставить лучшие возможности для рассматриваемой категории граждан, особенно для тех, кому трудно получить доступ к стабильной работе на инклюзивном рынке труда. В то же время остается целый ряд препятствий и проблем, не решенных из-за недостаточного консультационного сопровождения и профессиональной поддержки (наставничества), специально предназначенных для этой группы населения, а также из-за отсутствия специалистов с нужными компетенциями в субъектах Российской Федерации, услуг и программ, адаптированных к ее специфическим потребностям.

Для разработки и оказания инвалидам эффективной поддержки необходимо определять возможности организации предпринимательской деятельности по направлениям, приемлемым и оптимально подходящим для этой категории граждан, а также выявлять и учитывать, с какими реальными препятствиями сталкиваются предприниматели-инвалиды при открытии и развитии своего бизнеса.
В последние годы отмечается увеличение контингента обучающихся с инвалидностью по программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также рост их доли в общем числе выпускников профессиональных образовательных организаций (с 1,6 процента в 2018 году до 2,6 процента в 2022 году). Так, количество студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих инклюзивное образование по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, ежегодно растет. С 2019 года по 2023 год численность студентов профессиональных образовательных организаций из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся инклюзивно, увеличилась на 28,2 процента и составила 39,5 тыс. человек, из их числа почти 80 процентов (31,6 тыс. человек) в 2023 году обучались по программам подготовки специалистов среднего звена, при этом численность таких студентов за рассматриваемый период росла более быстрыми темпами, чем студентов по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). По состоянию на конец 2023 года доля инвалидов трудоспособного возраста, имеющих образование, в общей численности инвалидов трудоспособного возраста, составила 13,1 процента.

Также ежегодно растет численность обучающихся по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования. С 2019 года по 2023 год численность студентов организаций среднего профессионального образования из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным образовательным программам, увеличилась на 13,9 процента и составила 7 тыс. человек.
Основная часть рассматриваемого контингента обучающихся по адаптированным образовательным программам среднего профессионального образования в 2023/2024 учебном году получает подготовку (по укрупненным группам профессий и специальностей) в таких областях, как информатика и вычислительная техника, сестринское дело, техника и технология наземного транспорта.

В среднем по Российской Федерации в 2023/2024 учебном году охват образованием инвалидов, детей-инвалидов после завершения основного общего образования (продолжили обучение по образовательной программе среднего общего образования или поступили на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования) составил 95,4 процента.

По образовательным программам высшего образования в 2023 году инклюзивно обучались около 36 тыс. студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в 2019 году - 25,3 тыс. студентов, в 2020 году - 28,7 тыс. студентов, в 2021 году - 32 тыс. студентов, в 2022 году - 34,5 тыс. студентов). Большинство (69,5 процента) получают подготовку по программам бакалавриата и почти четверть (24,7 процента) - специалитета. С 2019 года по 2023 год численность студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обучающихся инклюзивно по всем уровням подготовки высшего образования, увеличилась на 43 процента. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась численность студентов по программам специалитета - прирост 35 процентов.

В 315 образовательных организациях высшего образования (далее - вузы) утверждена программа постдипломного сопровождения выпускников-инвалидов, завершивших обучение по программам высшего образования (не менее 3 лет после окончания вуза) (в 2020 году - в 277 образовательных организациях, в 2021 году - в 288 образовательных организациях, в 2022 году - в 280 образовательных организациях).
Численность выпускников-инвалидов, использующих программы постдипломного сопровождения в 2023 году, составила 1450 человек (в 2020 году - 1041 человек, в 2021 году - 1070 человек, в 2022 году - 1475 человек).

В 510 вузах утверждена программа содействия трудоустройству выпускников-инвалидов (в 2020 году - в 477 вузах, в 2021 году - в 520 вузах, в 2022 году - в 487 вузах).
В целях повышения доступности высшего образования в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы и межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на базе вузов последовательно создана сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования (далее - ресурсные центры вузов), оказывающих системные меры поддержки лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при получении высшего образования, в том числе по вопросам занятости и трудоустройства студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 и 2017 годах функционировали 16 ресурсных центров вузов, созданных на базе вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и 190 вузов-партнеров. В 2018 году сеть дополнилась 5 отраслевыми ресурсными центрами вузов, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, и 386 вузами-партнерами.

В настоящее время сеть ресурсных центров вузов включает в себя 25 ресурсных центров вузов, в том числе 4 ресурсных центра вузов, которые функционируют на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Мелитопольский государственный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Донецкий государственный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Луганский государственный университет имени Владимира Даля" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Херсонский государственный технический университет". Охват сети ресурсных центров вузов составляет 650 вузов-партнеров.

Выпускники образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования из числа инвалидов имеют высокий потенциал вовлечения в трудовую деятельность, однако остаются одной из уязвимых групп в сфере занятости. Сохраняется разрыв по уровню трудоустройства выпускников с инвалидностью в сравнении со всеми выпускниками высшего образования и среднего профессионального образования. В последние годы в целом более успешны в трудоустройстве выпускники - инвалиды с высшим образованием.

По результатам мониторинга профессиональной и иной деятельности граждан уровень трудоустройства выпускников с инвалидностью в системе среднего профессионального образования в 2022 году составил 70,5 процента, по предварительным данным, в сентябре 2023 г. - 52,3 процента. Приоритетные направления трудоустройства выпускников из числа инвалидов - обрабатывающие производства, здравоохранение, образование, торговля. Итоги мониторинга трудоустройства выпускников среднего профессионального образования 2023 года выпуска будут подведены после получения данных на конец 2024 года (года, следующего за годом выпуска). Наиболее высокий удельный вес трудоустроенных специалистов - инвалидов среднего профессионального образования 2023 года выпуска наблюдался у имеющих III группу инвалидности - 58 процентов (минимальный разрыв с уровнем трудоустройства выпускников среднего профессионального образования 2023 года выпуска). Показатели уровня трудоустройства инвалидов с более серьезными ограничениями здоровья существенно ниже (II группа инвалидности - 39,9 процента и I группа инвалидности - 30,6 процента).

Уровень трудоустройства выпускников - инвалидов с высшим образованием в 2023 году оказался выше, чем уровень трудоустройства выпускников - инвалидов со средним профессиональным образованием и по состоянию на 30 сентября 2023 г. составил 58 процентов, что на 7 процентных пунктов ниже показателя для всех выпускников этого года с высшим образованием (65 процентов). Так же как для выпускников-инвалидов среднего профессионального образования, так и для выпускников-инвалидов с высшим образованием, имеющих III группу инвалидности, уровень трудоустройства наиболее высокий (61 процент).
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:32 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
4. Международная практика содействия занятости инвалидов

Исследование зарубежного опыта содействия занятости инвалидов показывает, что в большинстве стран в последние годы были приняты законодательные нормы, реализованы специальные программы, направленные на решение вопросов трудоустройства, сопровождения, профессиональной реабилитации, а также стимулирования работодателей по созданию новых рабочих мест и выполнению обязательств по квотированию.

Правовые нормы Европейского союза о трудовой занятости инвалидов основываются на принципе того, что совокупность мер по реабилитации и трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья являются для общества экономически более выгодными, чем постоянные затраты на их социальное обеспечение. В 2021 году Европейская комиссия приняла "Стратегию защиты прав лиц с инвалидностью на 2021 - 2030 годы", которая предусматривает реализацию мероприятий по таким направлениям, как формирование финансовых и налоговых стимулов для работодателей, совершенствование системы квотирования рабочих мест для инвалидов, содействие в организации предпринимательской деятельности, создание безубыточных социальных специализированных предприятий, совершенствование системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и другие направления.

В ряде стран Европейского союза реализуются меры по развитию социальной занятости, стимулированию работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности, меры в части предоставления льгот, грантов и субсидий работодателям, создающим для инвалидов рабочие места или принимающим инвалидов на работу.

В части организации социальной занятости граждан с тяжелыми формами инвалидности в Федеративной Республике Германия предусмотрены меры по улучшению возможностей их трудоустройства. Основными мерами являются:
- организация профессионального обучения на предприятиях и в учебных центрах, специальных учреждениях (организациях) профессиональной реабилитации;
предоставление специальных льгот для инвалидов (оплата расходов на оформление и переезд, переходные пособия, техническое приспособление рабочих мест, оплата расходов на жилье);
- осуществление контроля за необоснованными увольнениями для всех инвалидов с тяжелыми формами инвалидности;
- создание специальных мастерских для инвалидов, которые не могут работать на общем рынке труда;
- предоставление субсидий для работодателей (80 процентов) на выплату заработной платы инвалидам (до 2 лет).

В государствах - участниках Содружества Независимых Государств наиболее распространенными мерами поддержки занятости инвалидов являются квотирование рабочих мест, содействие предпринимательству, а также создание специальных рабочих мест для рассматриваемой категории граждан. В частности, реализуются меры в части содействия занятости инвалидов, среди которых важно отметить:
- создание возможностей трудоустройства инвалидов на открытом рынке труда, в том числе финансовая поддержка работодателей для поощрения их деятельности (по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, квотированию рабочих мест для приема инвалидов);
- создание различных видов специализированных предприятий (закрытых (защищенных) мастерских) для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу на неспециализированных предприятиях на открытом рынке труда;
- предоставление разного рода поощрений, премий, налоговых льгот (освобождение от налогов), льготных займов и других преимуществ в целях содействия трудоустройству инвалидов сверх предусмотренных квот или в частном секторе;
- обеспечение занятости на условиях неполного рабочего времени, гибкого графика работы.
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:32 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
5. Резервы повышения уровня занятости инвалидов в Российской Федерации

Одним из потенциальных источников восполнения дефицита рабочей силы на российском рынке труда являются инвалиды в активном трудоспособном возрасте, в том числе выпускники учебных заведений, имеющие высокую мотивацию к трудовой деятельности.
По состоянию на 1 января 2024 г. численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста (мужчины 18 - 63 лет, женщины 18 - 58 лет) в целом по стране составила 2953 тыс. человек (рассчитано по данным Социального фонда России), из них почти 40 процентов сосредоточены в 11 субъектах Российской Федерации (г. Москва - 6,4 процента неработающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности неработающих инвалидов, Республика Дагестан - 5,6 процента, Краснодарский край - 4 процента, Чеченская Республика 4,3 процента, Ростовская область - 3,4 процента, Московская область - 3,2 процента, Свердловская область - 2,6 процента, г. Санкт-Петербург - 2,5 процента, Республика Татарстан - 2,4 процента, Республика Башкортостан - 2,3 процента, Иркутская область - 2,2 процента).

Для определения эффективных мер содействия занятости неработающих инвалидов трудоспособного возраста и масштабов возможного роста их занятости необходимо учитывать следующие особенности:
- доминирование лиц мужского пола - две трети всей численности неработающих инвалидов трудоспособного возраста;
- преобладание лиц в возрасте 45 лет и старше (60 процентов), в том числе в предпенсионном возрасте - более 20 процентов;
- невысокий удельный вес молодежи до 25 лет (8 процентов);
- значительная доля лиц в активном возрасте (25 - 44 года) - треть всех незанятых инвалидов;
- относительно высокая представленность (35 процентов) лиц с III группой инвалидности, большинству из которых рекомендовано трудоустройство в обычных условиях и которые обладают наибольшим потенциалом вовлечения в трудовую деятельность;
- внушительное (более 85 процентов) представительство инвалидов II группы (45 процентов) и III группы (40 процентов), имеющих значительные резервы трудоспособности;
- высокие показатели как удельного веса неработающих инвалидов, имеющих стаж трудовой деятельности более 5 лет, - 46,2 процента, так и суммарной доли неработающих инвалидов, не имеющих опыта трудовой деятельности (26 процентов) и со стажем работы менее одного года (7,9 процента);
- относительно невысокая доля лиц (10 процентов), у которых в индивидуальной программе указана III степень ограничения способности к трудовой деятельности, отражающая невозможность осуществления рабочих функций или сохранение способности выполнения элементарного труда со значительной помощью других лиц.

В 2023 году в центры занятости населения из учреждений медико-социальной экспертизы поступило 1356 тыс. выписок из индивидуальной программы, по 311 тыс. выписок разработаны планы мероприятий по трудоустройству инвалидов. Важно отметить, что лишь около 6 процентов незанятых инвалидов в трудоспособном возрасте, получивших индивидуальную программу, имеют рекомендации о нуждаемости в оснащении (оборудовании) специального рабочего места с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов и 31 процент - о нуждаемости в производственной адаптации. Численность инвалидов, в отношении которых центрами занятости населения принято решение о предоставлении государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, за 2023 год составила 4,9 тыс. человек.

Доля наиболее перспективного для вовлечения в трудовую деятельность контингента в составе неработающих инвалидов трудоспособного возраста - лица с III группой инвалидности с менее выраженными нарушениями здоровья и незначительными ограничениями в трудовой деятельности - составляет около 40 процентов (1,2 млн. человек, из них две трети - мужчины). Средний возраст представителей этого контингента мужского пола составляет 48,7 года, женщин - 43,8 года. В составе неработающих лиц с III группой инвалидности среди мужчин каждый четвертый (25 процентов) находится в активном трудовом возрасте (25 - 44 лет), среди женщин - 34,4 процента.

Однако при очном освидетельствовании 85 процентов незанятых инвалидов трудоспособного возраста не дали своего согласия на обращение к ним органов занятости в целях оказания им содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места. Причиной отказа является неправильная оценка инвалидами реальных трудовых возможностей и ограничений, неуверенность в собственных силах, пессимистичный настрой, смирение с отсутствием работы, а также со статусом экономически неактивной части общества.

В условиях рыночной экономики большинству инвалидов довольно сложно самостоятельно реализовать имеющийся у них трудовой потенциал, а при необходимости - приобрести новую квалификацию, социализироваться и стать экономически активной частью общества, в связи с этим необходимы новые подходы и развитие социальных инноваций в этой сфере, развитие и реализация программ, стимулирующих выход на рынок труда, приобщение к трудовой деятельности рассматриваемой категории граждан.

В целях расширения возможностей для решения проблем низкой занятости инвалидов, связанных в том числе с недостатком мер прямого действия, ориентированных на стимулирование к выходу на рынок труда, следует в большей мере поддерживать комплексные программы работы с мотивацией инвалидов, их профессиональной ориентацией и информированием, подготовкой к трудоустройству, а также применение индивидуального подхода при их трудоустройстве.
Наибольшую результативность демонстрируют меры по сопровождаемому трудоустройству - поиск подходящих для соискателей с инвалидностью рабочих мест на рынке труда при реализации комплекса мероприятий, повышающих их конкурентоспособность, закрепление на рабочем месте.

При разработке мер, направленных на системное решение вопросов эффективного трудоустройства инвалидов, необходимо учитывать, что инвалиды представляют собой различные по характеристикам группы лиц и потребности их различны. В связи с этим необходимо разработать меры, ориентированные на различные категории инвалидов, оценить возможности их интеграции в рынок труда и определить виды содействия успешному вовлечению их в трудовую деятельность (мотивация, профессиональная ориентация, психологическая поддержка, обучение, переквалификация, стажировка, наставничество), а при невозможности вовлечь инвалидов в трудовую деятельность - в социальную занятость.

В зависимости от конкретной жизненной ситуации возможны следующие варианты содействия трудоустройству инвалида:
- подбор профессии, максимально учитывающей особенности здоровья, ограничения жизнедеятельности;
- восстановление трудовых и профессиональных навыков в целях возврата на прежнее рабочее место;
- формирование новых трудовых и профессиональных навыков для выполнения работ, близких по характеру к прежней трудовой деятельности инвалида;
формирование новых трудовых и профессиональных навыков в трудовой деятельности, значительно отличающейся от прежней;
- содействие началу осуществления безработными гражданами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая оказание им единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
- трудоустройство на открытом рынке труда, в том числе с частичной и дистанционной занятостью, на специальном рабочем месте с сопровождением наставника;
- трудоустройство в специализированных организациях, применяющих труд инвалидов;
обеспечение сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов, трудовая и профессиональная деятельность которых значительно затруднена в силу состояния здоровья.

В целях повышения возможностей участия инвалидов в трудовой деятельности целесообразно развитие информационных ресурсов, расширяющих представления инвалидов о возможностях получения профессионального образования, вариантах трудоустройства и поддержки на рабочем месте, вакансиях регионального рынка труда, практиках успешного трудоустройства.
В условиях растущего спроса на рабочую силу и ее дефицита на рынке труда при крайне низких показателях безработицы все больше работодателей отказываются от стереотипов и снимают лишние барьеры при трудоустройстве инвалидов.

При этом активные процессы цифровизации в сфере труда и образования, развитие новых форм занятости и сопровождения создают дополнительные потенциальные возможности для трудоустройства инвалидов, их профессиональной реализации.
Рост лояльности к найму инвалидов со стороны работодателей в условиях дефицита кадров, а также активный переход компаний на удаленный режим работы расширяют возможности для рассматриваемой категории граждан, имеющих необходимую профессиональную подготовку, не только для успешного трудоустройства на инклюзивном рынке труда, но и для профессионального роста, на получение достойной заработной платы.

Нельзя забывать и о возможности включения в трудовую деятельность инвалидов с низким трудовым потенциалом на открытом рынке труда с постоянным сопровождением трудовой деятельности, на специализированных предприятиях, в "закрытых" мастерских, социально ориентированных некоммерческих организациях, путем включения в сопровождаемую трудовую деятельность. Необходимы реорганизация специализированных предприятий, содействие привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций, интеграционных мастерских.

С 2022 года активно развивается социальная занятость и сопровождаемая трудовая деятельность инвалидов как новые технологии включения в продуктивную деятельность инвалидов с низким трудовым потенциалом в соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р.

Социальная занятость инвалидов не является формой трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения, однако позволяет реализовать право на труд, продуктивную деятельность инвалидов со значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению только несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц, а также позволяет формировать у инвалидов, имеющих определенный потенциал для последующего перехода на сопровождаемую трудовую деятельность, трудовой стереотип, общетрудовые и коммуникативные навыки, мотивацию к труду и является подготовительной ступенью для такого перехода.

По информации, представленной 89 субъектами Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2024 г. в 65 субъектах Российской Федерации (73 процента) ведется работа по организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов.

Сопровождаемая трудовая деятельность инвалидов в регионах реализуется в рамках региональных программ "Содействие занятости населения", "Трудовые ресурсы, занятость населения и безопасный труд", "Социальная поддержка населения".

Численность инвалидов I группы и II группы трудоспособного возраста, включенных в сопровождаемую трудовую деятельность в 2023 году, составила 1951 человек. Всего в 2023 году обратились в службу занятости 4904 инвалида I группы и II группы трудоспособного возраста, у которых в индивидуальной программе определена возможность ведения трудовой деятельности с помощью других лиц.

Недостаточная заинтересованность работодателей в трудоустройстве инвалидов, особенно с низким трудовым потенциалом, требует расширения практики стимулирования работодателей, в том числе путем выделения субсидий в целях частичного возмещения произведенных затрат при создании специальных рабочих мест, обеспечения их доступности для инвалидов, компенсации затрат по оплате труда инвалидов и наставников.

Организация социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности требует развития материальной базы в организациях, уполномоченных на осуществление деятельности по социальной занятости инвалидов, создания их структурных подразделений, проведения обучающих мероприятий в сферах социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также реализации программ повышения квалификации специалистов, которые должны осуществлять услуги по социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности.
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:32 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
6. Цель, задачи, принципы и приоритетные направления настоящей Концепции

Целью настоящей Концепции является повышение уровня занятости инвалидов на основе реализуемых государственных мер по развитию трудового потенциала и повышению уровня их конкурентоспособности на рынке труда с учетом квалификации и показаний к трудовой деятельности.

Мотивация инвалидов к занятости снижается по мере длительности пребывания их в статусе незанятого или безработного. В связи с этим целесообразно содействовать занятости инвалидов во время обучения и сразу после окончания, непосредственно после признания гражданина инвалидом, принимать меры по легализации трудовой деятельности уже работающих инвалидов.

Достижение цели настоящей Концепции связано с решением следующих задач:
- обеспечение выполнения Российской Федерацией международных обязательств в области содействия занятости инвалидов с учетом их индивидуальных потребностей, показаний к трудовой деятельности;
- совершенствование организационно-финансовых механизмов регулирования вопросов содействия занятости инвалидов;
- совершенствование нормативно-правового и организационно-методического обеспечения реализации мероприятий по увеличению численности трудоустроенных инвалидов-выпускников, молодых инвалидов, а также инвалидов вследствие военной травмы;
- формирование экономически целесообразных инструментов по поддержке предприятий, организаций в части создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
создание условий для вовлечения в трудовую деятельность инвалидов с низкой трудовой мотивацией, выработка мер по повышению их позитивного отношения к трудоустройству;
- формирование условий для развития социальной занятости инвалидов, сопровождаемой трудовой деятельности, социального предпринимательства;
- формирование условий для расширения возможностей для трудоустройства незанятых инвалидов с высоким трудовым потенциалом, повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
модернизация и развитие сети специализированных предприятий (цехов, мастерских, участков), применяющих труд инвалидов;
- развитие сети предприятий, входящих в структуры общероссийских общественных организаций инвалидов;
- анализ эффективности предоставляемых преференций (выделение субсидий, грантов, налоговых льгот и другое) для всех видов специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, с учетом их территориального размещения;
- проработка предложений по реализации мер поддержки работодателей, принимающих на работу инвалидов по установленной квоте;
- подготовка предложений по реализации дополнительных мер поддержки работодателей, принимающих на работу инвалидов сверх установленной квоты, организующих стажировки инвалидов, создающих специальные рабочие места для инвалидов I группы и II группы;
- совершенствование механизмов взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций, общественных объединений работодателей, профсоюзов;
- создание специальных условий и обеспечение доступности качественного профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- предоставление сервиса (государственной услуги) по сопровождению инвалида, получившего профессиональное образование, к будущему работодателю для трудоустройства или занятию предпринимательской деятельностью;
- формирование условий для адресной направленности проводимых органами занятости населения мероприятий по оказанию инвалидам помощи и содействия в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы.

Реализация цели и задач настоящей Концепции осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- приоритетность норм российского права в отношении обеспечения занятости инвалидов на открытом рынке труда, соблюдение положений, подписанных и ратифицированных международных документов;
- недопустимость любых форм дискриминации по признаку инвалидности при трудоустройстве, равные для инвалидов возможности доступа к рабочим местам, профессиональному росту;
- гарантированность, комплексность, адресность и вариативность предоставления услуг, связанных с содействием занятости всем категориям инвалидов, реализации их индивидуального трудового потенциала с учетом степени ограничения способности к трудовой деятельности и результатов профессиональной ориентации;
- обоснованность и системность правового обеспечения развития сферы занятости и трудоустройства инвалидов;
- безвозмездность оказания услуг по трудоустройству инвалидов;
- гарантированность получения инвалидами образования, создания им специальных условий для его получения, недопустимость дискриминации в сфере образования;
- согласованность межведомственного сотрудничества, взаимодействия всех заинтересованных сторон на пути интеграции инвалидов в сферу труда.

В рамках поставленных задач настоящей Концепции определены основные приоритетные направления для ее реализации:
- совершенствование нормативного правового регулирования вопросов, направленных на реализацию мер по содействию в трудоустройстве инвалидов, выработки дополнительных мер по содействию работодателям в активном трудоустройстве инвалидов;
- совершенствование организационных механизмов, способствующих повышению уровня трудоустройства инвалидов (предоставление качественных характеристик условий труда, создание условий для применения различных способов выполнения работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов, поддержка работодателей по трудоустройству инвалидов сверх установленной квоты);
- недопущение дискриминации инвалидов на открытом рынке труда и повышение административной ответственности работодателей за нарушения при трудоустройстве инвалидов и невыполнение установленных квот;
- формирование условий для развития предпринимательской деятельности инвалидов. Формирование механизмов, способствующих развитию системы социального предпринимательства, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости инвалидов;
- расширение охвата инвалидов обучением в образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования. Организация работы по маршрутизации трудоустройства инвалидов молодого возраста, инвалидов-выпускников, инвалидов вследствие военной травмы, родителей, имеющих детей-инвалидов;
- формирование организационного механизма по сопровождению, адресному трудоустройству отдельных категорий инвалидов (инвалидов-выпускников, инвалидов молодого возраста, инвалидов вследствие военной травмы);
- развитие системы трудовой мотивации инвалидов и последующей их интеграции на рынке труда;
трансформация институтов содействия трудоустройству инвалидов, адаптации и закрепления их на рабочих местах;
- совершенствование порядка межведомственного взаимодействия между различными государственными и негосударственными организациями, субъектами Российской Федерации в целях повышения эффективности трудоустройства и роста уровня занятости инвалидов.
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:33 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
7. Механизм реализации настоящей Концепции

Механизм реализации настоящей Концепции предполагает объединение усилий государства и общества, а также координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на достижение цели и решение задач настоящей Концепции.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" вопросы реализации специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов относятся к сфере ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения и осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере занятости населения.

Органы службы занятости осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, содержащими единые требования к порядку осуществления полномочий в сфере занятости населения и организации деятельности органов службы занятости.

Реализацию положений настоящей Концепции предполагается осуществлять посредством следующих мероприятий:
- совершенствование и актуализация на постоянной основе нормативно-правовой базы в области содействия занятости инвалидов;
- корректировка межведомственного взаимодействия на основе регламентов, приказов в части закрепления полномочий между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими общественными организациями инвалидов, социально ориентированными некоммерческими организациями, ресурсными центрами вузов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в реализации мер в области содействия занятости инвалидов;
- обеспечение выполнения показателей, характеризующих реализацию плана мероприятий по реализации Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2024 г. N 2401-р (далее - план);
- информационное обеспечение, осуществление мониторинга и прогнозирование хода и эффективности реализации положений настоящей Концепции и этапов плана.
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:33 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
8. Этапы реализации настоящей Концепции

Предполагается 2 этапа реализации настоящей Концепции, взаимосвязанных и скоординированных по времени и комплексу планируемых мероприятий.
На I этапе (2025 - 2027 годы):
- разрабатываются новые (при необходимости) или актуализируются действующие федеральные законы, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы содействия занятости, особенностей трудовой деятельности инвалидов;
- разрабатываются и принимаются федеральные, региональные программы, планы мероприятий, организационные и методические документы в части реализации мер по повышению уровня занятости инвалидов;
- формируется порядок межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими общественными организациями инвалидов, социально ориентированными некоммерческими организациями, крупными корпорациями, ресурсными центрами вузов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в реализации мер в области содействия занятости инвалидов;
- реализуются меры по информационной деятельности в части освещения вопросов профессионального образования, профессионального обучения, трудоустройства и занятости инвалидов;
- осуществляются мониторинговые исследования в целях определения потребности инвалидов в трудоустройстве, профессиональном обучении, получении дополнительного профессионального образования, обучении, профориентации, адаптации, наставничестве, сопровождении;
реализуются организационные мероприятия, направленные на повышение уровня занятости инвалидов.

На II этапе (2028 - 2030 годы):
- обобщаются эффективные региональные практики по повышению уровня занятости инвалидов;
проводится оценка эффективности принятых нормативных правовых актов, методических документов и актуализируется нормативно-правовая база на федеральном и региональном уровнях;
- осуществляется мониторинг хода реализации положений настоящей Концепции и плана, проводится корректировка.
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:33 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
9. Участники реализации настоящей Концепции

Координирующим органом реализации положений настоящей Концепции является рабочая группа по разработке комплекса мер по повышению уровня занятости инвалидов.
Участниками реализации настоящей Концепции и плана являются:
- федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- научные организации, определенные федеральными органами исполнительной власти в качестве научно-методических центров по вопросам содействия занятости инвалидов;
- государственные внебюджетные фонды;
- общероссийские общественные объединения инвалидов, профсоюзов, работодателей;
- федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
- региональные органы государственной службы занятости;
- сеть ресурсных центров вузов.

Межведомственное взаимодействие при организации содействия занятости инвалидов осуществляется на основе утвержденных стандартов, регламентов, приказов, соглашений межведомственного взаимодействия исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других заинтересованных сторон в связи с реализацией ими полномочий в рассматриваемой сфере.
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:34 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
10. Ресурсное обеспечение настоящей Концепции

Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции и плана планируется осуществлять за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках средств, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации на руководство и управление в сфере установленных функций.
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:34 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
11. Основные ожидаемые результаты и целевые показатели настоящей Концепции

Реализация положений настоящей Концепции позволит:
- обеспечить доступность для инвалидов всех групп инвалидности и лиц с ограниченными возможностями здоровья своевременных и качественных услуг в части трудоустройства, сопровождения, адаптации, закрепления на рабочем месте, профессионального обучения и профессионального образования, создания собственного дела, социальной занятости;
- создать условия для рационального подбора инвалидам всех групп инвалидности рабочих мест в соответствии с подходящими видами трудовой и профессиональной деятельности, рекомендуемыми условиями труда;
- обеспечить содействие занятости выпускников из числа инвалидов всех групп инвалидности и лиц с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования;
- обеспечить содействие трудоустройству участников чемпионатов "Абилимпикс";
- создать условия для профессионального образования, профессиональной подготовки, трудоустройства и трудовой адаптации инвалидов вследствие военной травмы, осуществлять их переподготовку и повышение квалификации;
- создать условия для повышения заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов, включая безработных граждан из числа участников чемпионатов "Абилимпикс", а также создать работающим инвалидам на предприятиях и в организациях соответствующие условия труда и оборудовать рабочие места, в том числе специальные, с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности инвалидов в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) и сопровождению и рекомендациями индивидуальной программы;
- обеспечить адресный подход к предоставлению государственных услуг инвалидам всех групп инвалидности, в том числе инвалидам вследствие военной травмы, и реализовать специальные мероприятия в части содействия их трудоустройству на открытом рынке труда службами занятости;
повысить эффективность трудоустройства инвалидов с высокой мотивацией к трудовой деятельности на открытом рынке труда, обеспечить рациональный подбор оптимальных видов профессиональной деятельности, в том числе инвалидов вследствие военной травмы;
- обеспечить модернизацию и развитие сети специализированных предприятий (цехов, мастерских, участков), применяющих труд инвалидов, входящих в структуры общероссийских общественных организаций инвалидов;
- расширить контингент охвата мониторингом занятости инвалидов за счет инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, а также включенных в сопровождаемую трудовую деятельность и социальную занятость;
расширить формы включения в трудовую деятельность инвалидов, социальную занятость и сопровождаемую трудовую деятельность;
- увеличить численность инвалидов, включенных в социальную занятость, сопровождаемую трудовую деятельность, другие формы занятости;
- увеличить объемы и повысить качество предоставляемых услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, являющимися исполнителями общественно полезных услуг, привлеченными к сопровождению инвалидов при трудоустройстве, а также к предоставлению иных государственных услуг в сфере занятости населения;
- обеспечить функционирование и актуализацию реестра примерных адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и основных программ профессионального обучения для лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
обеспечить инвалидам, нуждающимся в социальной занятости, равный доступ к возможности ее получения вне зависимости от региона проживания;
- повысить уровень социальной ответственности работодателей, в том числе крупных компаний, в рамках социального партнерства по содействию трудоустройству инвалидов;
повысить эффективность деятельности органов службы занятости по реализации мероприятий по повышению мотивации инвалидов к труду, их профессиональному консультированию, профориентации и психологической поддержке, обучению, трудоустройству на оборудованные (оснащенные) рабочие места;
- скорректировать механизм установления квоты для приема на работу инвалидов, использовать различные способы выполнения работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов;
- повысить эффективность взаимодействия государственных органов исполнительной власти, отвечающих за различные аспекты трудоустройства инвалидов в рамках своих полномочий.

Перечень ожидаемых результатов реализации настоящей Концепции может быть дополнен и расширен.
Целевые показатели реализации настоящей Концепции приведены в приложении.
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:35 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
Приложение
к Концепции по повышению
уровня занятости инвалидов
в Российской Федерации
на период до 2030 года

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Наименование целевого показателя
2030 год
1.
Уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся в органы службы занятости населения, процентов
75
2.
Уровень трудоустроенных выпускников-инвалидов, обучавшихся по очной, очно-заочной и заочной формам обучения по образовательным программам высшего образования, в том числе по договору о целевом обучении, и трудоустроенных в течение календарного года, следующего за годом завершения обучения, процентов
60
3.
Уровень трудоустройства участников чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", обратившихся в службу занятости, процентов
75
4.
Увеличение охвата инвалидов, принявших участие в чемпионатах по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", человек
20000
5.
Доля образовательных организаций высшего образования, реализующих программы по содействию трудоустройству или постдипломному сопровождению выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных организаций высшего образования, процентов
75
6.
Формирование реестра примерных адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования и реестра примерных программ профессионального обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), количество программ среднего профессионального образования (программ профессионального обучения), единиц
100 (50)
7.
Количество субъектов Российской Федерации, которые организуют услуги по социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности, единиц
89
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:54 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 сентября 2024 г. N 2401-р


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
 
astra71Дата: Четверг, 05.09.2024, 20:55 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
Скачать Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2024 N 2401-р
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: