Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 № 3711-р
| |
astra71 | Дата: Вторник, 28.12.2021, 17:57 | Сообщение # 16 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29246
Репутация: 460
Статус: Offline
| 4. Решение задачи по развитию современных информационных технологий в системе комплексной реабилитации и абилитации
Задачи по развитию современных информационных технологий в системе комплексной реабилитации и абилитации предлагается решать в рамках создания единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере.
Такое направление предусмотрено основными положениями Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. № 431-р.
5. Увеличение степени вовлеченности инвалидов, общественных организаций и объединений инвалидов во все аспекты общественной жизни, в том числе в функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации
Для решения задачи по увеличению степени вовлеченности инвалидов, общественных организаций и объединений инвалидов во все аспекты общественной жизни, в том числе в функционирование системы комплексной реабилитации и абилитации, предлагаются: - проведение широкой информационно-просветительской кампании в средствах массовой информации, направленной на формирование отношения к инвалидам как к равным участникам всех сфер общественной жизни; - государственная поддержка проведения совместных мероприятий (фестивалей, конкурсов, спортивных мероприятий и др.) с участием инвалидов и лиц без инвалидности; - государственная поддержка развития русского жестового языка для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов по слуху, внедрение ассистивных технологий, включая тифлокомментирование, для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению; разработка и развитие системы "простого (ясного) языка" для целей социальной адаптации и интеграции инвалидов с нарушениями интеллектуальных функций; - активное привлечение членов семей инвалидов к реабилитационному (абилитационному) процессу, оказание им всесторонней организационной и информационной поддержки; - расширение практики привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтерского (добровольческого) движения и общественных объединений инвалидов к проведению профориентационной работы и сопровождению инвалидов при трудоустройстве, а также к предоставлению иных государственных услуг в сфере занятости населения, в том числе через оплату их услуг и предоставление грантов; - развитие социальной занятости инвалидов, испытывающих значительные трудности в осуществлении самостоятельной трудовой деятельности; широкое привлечение некоммерческих организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" и всероссийском сетевом конкурсе студенческих проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра"; - развитие адаптивной физической культуры и спорта в учреждениях и организациях физической культуры и спорта, образовательных организациях и организациях социального обслуживания; поддержка массовых физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов.
Реализация приоритетных направлений настоящей Концепции позволит создать для инвалидов необходимые условия, способствующие устранению или возможно более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, достижению независимости, в том числе экономической, и их социальной интеграции.
| |
| |
astra71 | Дата: Вторник, 28.12.2021, 17:58 | Сообщение # 17 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29246
Репутация: 460
Статус: Offline
| VI. Особенности организации комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
При реализации настоящей Концепции необходимо учитывать следующие специфические особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов, независимо от заболевания, ставшего ее причиной, и степени нарушения их здоровья: - необходимость реализации комплексных мер по предотвращению формирования детской инвалидности в рамках предоставления услуг по ранней помощи; - равная важность реабилитации и абилитации для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов для целей их социальной адаптации; - обеспечение преемственности и непрерывности помощи, оказываемой детям-инвалидам и воспитывающим их семьям на разных возрастных этапах развития детей организациями разной ведомственной принадлежности, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями; - повышение доступности реабилитационных (абилитационных) услуг для детей-инвалидов, проживающих в отдаленных районах, в том числе с использованием дистанционных технологий; - внедрение технологий, обеспечивающих подготовку к самостоятельной жизни детей-инвалидов, включая профориентацию, организацию сопровождаемой дневной занятости; - приоритет достижения инклюзивных результатов при организации и оценке результатов реабилитации и абилитации детей-инвалидов при сохранении специального (коррекционного) подхода в необходимых случаях. Приоритетными направлениями в решении проблем детской инвалидности в системе комплексной реабилитации и абилитации, в дополнение к приоритетным направлениям, предусмотренным разделом V настоящей Концепции, являются: совершенствование системы комплексной профилактики детской инвалидности, расширение проведения пренатальных и неонатальных скринингов, прегравидарного генетического обследования супругов при планировании беременности; - развитие служб ранней помощи детям и их семьям, позволяющих предотвратить формирование или утяжеление детской инвалидности на ранних этапах; - широкое внедрение наиболее успешных методов медицинской реабилитации и преемственности в оказании медицинской помощи по достижению совершеннолетия; - развитие технологий интерактивного сопровождения детейинвалидов при организации их обучения, воспитания и социализации; - развитие технологий сопровождения семей, воспитывающих детейинвалидов, направленных на сохранение детей в семьях, включая ведение семей, в которых родился ребенок-инвалид, с целью профилактики отказов от детей, развитие служб поддерживающей помощи, организация продленного дня (присмотр и уход) в общеобразовательных организациях, дневное пребывание в организациях социального обслуживания; - создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность детей-инвалидов, их социальную активность, в том числе за пределами этих организаций, внедрение эффективных практик развивающего ухода за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации; - активное включение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в реабилитационный (абилитационный) процесс, в том числе предусматривающее создание домашней реабилитационной среды и оказание реабилитационных (абилитационных) услуг на дому по месту проживания ребенка. Реализация положений настоящего раздела на федеральном и региональном уровнях планируется осуществлять с привлечением организаций разной ведомственной принадлежности, социально ориентированных некоммерческих организаций, родительских объединений, в том числе во взаимодействии с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с использованием его многолетнего опыта, инструментов и программ (программы "Ценю жизнь", "Право быть равным", "Ранняя помощь" и "Ты не один").
| |
| |
astra71 | Дата: Вторник, 28.12.2021, 17:58 | Сообщение # 18 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29246
Репутация: 460
Статус: Offline
| VII. Особенности организации комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройства ментальных инвалидов
Основой комплексной реабилитации и абилитации, социализации и жизнеустройства ментальных инвалидов является биопсихосоциальная модель. Вопросы их комплексной реабилитации, абилитации и жизнеустройства неотделимы друг от друга.
Основными подходами к комплексной реабилитации и абилитации ментальных инвалидов должны являться: - деинституализация и перенос реабилитационного (абилитационного) процесса в местное сообщество; - максимально широкое внедрение механизмов и социальных технологий сопровождения (сопровождаемое проживание, сопровождаемая трудовая деятельность и др.) при организации их жизнеустройства.
Определяющей причиной для сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов является наличие у них нарушений адекватного восприятия окружающей обстановки, оценки ситуации, поведения, общения, а также у части из них - интеллектуальных нарушений. Сопровождение при организации жизнеустройства ментальных инвалидов должно обеспечивать право инвалидов выбирать место проживания без дискриминации, включая право проживать в домашних условиях при наличии такой возможности.
В услуги по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов предлагается включить: - содействие ментальным инвалидам в получении различных услуг (социальных, медицинских, реабилитационных, образовательных, досуговых, услуг в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, услуг содействия занятости и др.) и координацию их предоставления, в том числе мониторинг жизненной ситуации ментальных инвалидов и оказание содействия при решении существующих проблем в органах и организациях различной ведомственной принадлежности, а также сопровождение к месту получения услуг и в процессе их получения; - содействие ментальным инвалидам в удовлетворении их основных жизненных потребностей в бытовой и социальной жизни посредством поддержания самостоятельных действий и помощи в их совершении и замещения действий, которые они не могут совершить самостоятельно.
Сопровождение при организации жизнеустройства ментальных инвалидов должно предоставляться независимо от места их проживания - дома, в малой группе в квартире или жилом доме в обычной городской или сельской среде (сопровождаемое проживание малыми группами), в стационарной организации социального обслуживания и др.
Для внедрения эффективных механизмов и технологий сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов необходимо решить следующие задачи: - законодательное обеспечение условий для сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов, включая закрепление гарантий государства по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов независимо от места их проживания, в том числе дома и в малой группе, внедрение услуг по содействию ментальным инвалидам в получении различных услуг и координации их предоставления, а также по сопровождению ментальных инвалидов к месту получения услуг и в процессе их получения, закрепление и внедрение социальных услуг по сопровождению проживания ментальных инвалидов дома и в малой группе в квартире или жилом доме в обычной городской или сельской среде (индивидуальное сопровождаемое проживание и сопровождаемое проживание малыми группами), закрепление и внедрение технологий социально-трудовой занятости ментальных инвалидов, трудоустройство которых затруднено на открытом рынке труда в силу имеющихся нарушений, в целях реализации их прав на удовлетворение потребностей в производительном и творческом труде, закрепление и внедрение сопровождения труда ментальных инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи для осуществления ими трудовой деятельности, на свободном рынке труда и в специально создаваемых местах для труда инвалидов, а также определение и закрепление в нормативных правовых актах технологий определения перечня и объема услуг по сопровождению ментальных инвалидов в соответствии с их нуждаемостью в этих услугах (периодическая, регулярная, постоянная); - законодательное закрепление процедуры выбора ментальными инвалидами их жизнеустройства, исключив возможность их недобровольного пребывания в стационарных организациях социального обслуживания; - совершенствование условий для получения ментальными инвалидами, в том числе проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания, наравне с другими гражданами различных услуг, в том числе реабилитационных (абилитационных) услуг в реабилитационных организациях; - создание в стационарных организациях социального обслуживания условий, позволяющих поддерживать домашний уклад жизни, самостоятельность ментальных инвалидов, их социальную активность, в том числе за пределами этих организаций; организация и поддержка организации негосударственными организациями сопровождаемого проживания ментальных инвалидов в квартирах и жилых домах в обычной городской или сельской среде, в том числе малыми группами, широкое вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставление услуг по сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов; - разработка и внедрение программ подготовки ментальных инвалидов к самостоятельной жизни и сопровождаемому проживанию; - обеспечение квалифицированными кадрами в социальной сфере, в том числе включение трудовых функций по сопровождению ментальных инвалидов и соответствующих требований к знаниям и умениям в профессиональные стандарты для работников сферы социального обслуживания, или разработка отдельных профессиональных стандартов.
Реализация мероприятий по профессиональной реабилитации и абилитации ментальных инвалидов возможна посредством организации их социально-трудовой занятости, досуговых занятий, позволяющих приобретать трудовые (профессиональные) навыки.
Социально-трудовая занятость должна включать организацию и оснащение специальных мест для приобретения и поддержания трудовых навыков ментальных инвалидов с учетом принципов "разумного приспособления", а также обеспечение им возможности выполнения несложных операций, не требующих специальной подготовки, навыков, знаний и умений, обращения с современными инструментами и приборами при значительной помощи инструкторов по труду (наставников, кураторов, помощников). В местах социально-трудовой занятости могут создаваться специальные рабочие места для трудоустройства ментальных инвалидов.
Социально-трудовая занятость ментальных инвалидов может осуществляться в организациях социального обслуживания населения, в том числе стационарных, школах-интернатах, учреждениях среднего профессионального образования, реабилитационных организациях, общественных организациях, включая социально ориентированные некоммерческие организации и общественные объединения инвалидов, а также на базе любых других организаций, в том числе с привлечением волонтерского (добровольческого) движения.
Отдельным направлением сопровождения при организации жизнеустройства ментальных инвалидов является поддержка государством родственного ухода (семьей, родственниками, другими близкими) за инвалидом, в том числе ребенком-инвалидом.
Для поддержки родственного ухода необходимо: - внедрение мер поддержки лиц, осуществляющих родственный уход за совершеннолетними ментальными инвалидами, а также мер поддержки опекунов и попечителей таких лиц; - внедрение услуг по дневному пребыванию ментальных инвалидов в организациях социального обслуживания и услуг по кратковременному освобождению родственников от ухода, в том числе круглосуточного.
Технологии и подходы к сопровождению при организации жизнеустройства ментальных инвалидов применимы также для сопровождения инвалидов с другими нарушениями, затрудняющими ведение самостоятельного образа жизни (с нарушениями функций слуха, зрения, речи, двигательных функций и др., а также с сочетанными и тяжелыми множественными нарушениями) с учетом особенностей целевых реабилитационных групп.
При разработке проекта концепции наследия Всемирных зимних игр Специальной Олимпиады 2023 года в г. Казани необходимо помимо мероприятий по развитию спорта ментальных инвалидов как одного из основных направлений их комплексной реабилитации и абилитации, социальной интеграции предусмотреть и меры, направленные на решение следующих системных задач: - совершенствование подходов к раннему выявлению детей группы риска по формированию ментальной инвалидности, к ранней помощи таким детям, профилактике их инвалидизации; - совершенствование подходов к организации жизнеустройства, в том числе механизмов социального сопровождения ментальных инвалидов и их семей; - совершенствование психолого-педагогической помощи, профессиональной реабилитации и абилитации, трудоустройства и занятости ментальных инвалидов; - совершенствование вопросов социальной адаптации, всесторонней инклюзии и вовлечения ментальных инвалидов в жизнь общества.
| |
| |
astra71 | Дата: Вторник, 28.12.2021, 17:59 | Сообщение # 19 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29246
Репутация: 460
Статус: Offline
| VIII. Участники реализации Концепции
Участниками реализации настоящей Концепции являются: - федеральные органы исполнительной власти; - государственные внебюджетные фонды; - органы государственной власти субъектов Российской Федерации; - органы местного самоуправления; - ведущие научные организации, определенные федеральными органами исполнительной власти в качестве научно-методических центров по вопросам комплексной реабилитации инвалидов; - федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; - юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере реабилитации и абилитации; общественные объединения инвалидов и лиц, представляющих их интересы, в том числе родителей детей-инвалидов; - социально ориентированные некоммерческие организации; - благотворительные фонды; - добровольческие (волонтерские) организации (движения).
Координатором реализации настоящей Концепции является Правительство Российской Федерации.
| |
| |
astra71 | Дата: Вторник, 28.12.2021, 18:00 | Сообщение # 20 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29246
Репутация: 460
Статус: Offline
| IX. Механизмы ресурсного обеспечения и этапы реализации Концепции
Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции планируется осуществлять за счет: - средств федерального бюджета; - средств бюджетов субъектов Российской Федерации; - бюджетов муниципальных образований; - средств внебюджетных фондов Российской Федерации - Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указанные в настоящей Концепции подходы уже начали реализовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, финансирование системных мероприятий по формированию и развитию комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в Российской Федерации осуществляется программно-целевым методом, в том числе с использованием механизмов, предусмотренных Программой. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на принципах софинансирования направляются на решение системных задач, ориентированных на достижение цели повышения уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными (абилитационными) услугами, а также профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
Кроме того, системные меры по развитию отдельных направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалидов также предусмотрены и финансируются в рамках других государственных программ и национальных проектов (государственные программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Социальная поддержка граждан", "Содействие занятости населения", "Развитие культуры", Стратегия развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, национальные проекты "Культура", "Образование", федеральный проект "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" и др.).
В реализации мероприятий и предоставлении услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в настоящее время принимает участие более 38 тыс. организаций федеральной, региональной, муниципальной форм собственности в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, занятости населения, культуры, физической культуры и спорта, деятельность которых финансируется на основании действующих ведомственных правовых механизмов за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов различного уровня бюджетной системы Российской Федерации и иных источников.
Так, вопросы финансирования мероприятий и услуг по медицинской реабилитации регулируются положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельных подзаконных нормативных правовых актов. В соответствии с механизмами, предусмотренными положениями Федерального закона "О государственной социальной помощи", инвалидам в составе набора социальных услуг предоставляется санаторно-курортное лечение.
Объем финансовых средств для обеспечения медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, являющихся частью системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, формируется в рамках системы финансирования здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации и имеет в качестве источников в первую очередь средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Также фактически финансируются в рамках законодательства Российской Федерации мероприятия по социальной, психолого-педагогической, социокультурной реабилитации и абилитации, адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, а также по другим направлениям комплексной реабилитации и абилитации.
Предлагаемые настоящей Концепцией направления развития правового обеспечения системы комплексной реабилитации и абилитации позволят конкретизировать перечень реабилитационных (абилитационных) услуг, выделив их в общем перечне услуг и мероприятий в сферах социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, и провести их более четкое финансовое нормирование по сферам деятельности в пределах объемов финансовых ресурсов, предусмотренных в рамках реализации указанных государственных программ, национальных проектов и федеральных законов, в том числе при необходимости путем перераспределения имеющихся бюджетных средств, без выделения дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Учитывая сложность и масштабность проблем, связанных с реализацией задач по развитию современной системы комплексной реабилитации и абилитации, реализация необходимых мероприятий будет осуществляться поэтапно.
В рамках I этапа (2021 - 2023 годы) будет сформирована необходимая законодательная, нормативная правовая, научно-методическая база для развития системы комплексной реабилитации и абилитации в Российской Федерации, внесены соответствующие изменения в государственные программы и национальные проекты.
В рамках II этапа (2024 - 2025 годы) будут созданы необходимые организационные условия для предоставления инвалидам современных доступных и качественных реабилитационных (абилитационных) услуг.
С учетом достижения заявленных цели и задач положения настоящей Концепции могут быть скорректированы, дополнены и пролонгированы на плановый период до 2030 года.
| |
| |
astra71 | Дата: Вторник, 28.12.2021, 18:01 | Сообщение # 21 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29246
Репутация: 460
Статус: Offline
| X. Основные ожидаемые результаты и целевые показатели реализации Концепции
В соответствии с целью, задачами и приоритетными направлениями реализации настоящей Концепции будет сформировано законодательное и нормативное правовое, научно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации и абилитации.
Итогом реализации настоящей Концепции станет повышение в Российской Федерации доступности качественных, безопасных и эффективных реабилитационных (абилитационных) услуг и товаров для инвалидов, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений их жизнедеятельности, достижение самостоятельности, независимости, в том числе материальной, и максимально возможную интеграцию в общество.
По итогам реализации настоящей Концепции будет обеспечено достижение следующих основных целевых показателей: - не менее 95 процентов взрослых инвалидов и 97 процентов детей-инвалидов, имеющих соответствующие рекомендации в индивидуальных программах реабилитации, охвачены реабилитационными (абилитационными) услугами по всем основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации; - не менее 50 процентов семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, охвачены психолого-педагогическим сопровождением, навигацией и консультированием в сфере образования; - 100 процентов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью охвачены психолого-педагогической реабилитацией и абилитацией и получают образование (общее, профессиональное, дополнительное); - не менее 90 процентов семей, нуждающихся в услугах ранней помощи, охвачены этими услугами; - не менее 70 процентов субъектов Российской Федерации реализуют технологии сопровождаемого проживания; - удовлетворенность инвалидов (их законных или уполномоченных представителей) качеством предоставления реабилитационных (абилитационных) услуг составляет не менее 90 процентов числа опрошенных граждан, получивших эти услуги.
Скачать Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 № 3711-р
НПА ПО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
| |
| |
|