Пояснительная записка
к проекту приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации»Основанием для подготовки проекта приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации» (далее – проект приказ) является статья 11
Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и подпункт 5.2.153 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610.
Проект приказа подготовлен с целью совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с выплатой компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (далее - ТСР) и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги, а также ввиду необходимости внесения соответствующих изменений в связи с созданием Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) путем реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Учитывая, что в действующий порядок выплаты компенсации (утвержден
приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. № 57н) неоднократно вносились изменения, основываясь на положениях пункта 8 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, а также принимая во внимание, что предлагаемые изменения являются существенными, принято решение о переиздании указанного порядка выплаты компенсации.
Мотивом подготовки проекта приказа является обеспечение возможности определения размера компенсации по средневзвешенной цене однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги по всем государственным контрактам на закупку однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, заключенным уполномоченными органами на территории одно и того же федерального округа, исполненным в году, предшествующем текущему, с возможностью использования средневзвешенной цены по контрактам, заключенным на территории сопредельных федеральных округов или на территории страны в целом.
Кроме того, проектом приказа конкретизированы категории граждан, на которых распространяется установленный порядок выплаты компенсации, а именно не только инвалиды, но и отдельные категории граждан из числа ветеранов, не являющиеся инвалидами, которые имеют право в соответствии с выданными им заключениями на обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями (далее – изделия) как следует из положений статей 14 - 19
Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Одновременно в этим внесены корректировки на предмет:
- уточнения перечня документов, необходимых для обеспечения возможности подачи заявления лицом, представляющим интересы инвалида, уполномоченным как на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, так и уполномоченным в силу закона (родители, опекуны, попечители), когда достаточным для подтверждения такого статуса является предоставление соответствующих документов (свидетельство о рождении, акт органа опеки и попечительства и прочие);
- приведения сроков предоставления сведений при межведомственном информационном взаимодействии в электронной форме в соответствие с Правилами межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе рекомендуемых правил организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 963 (вместо 3 рабочих дней для представления запрашиваемых сведений установлен срок, не превышающий 48 часов с момента направления межведомственного запроса).
Помимо прочего в соответствии с пунктами 3(1) и 3(2) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 (далее – Правила), СФР осуществляется формирование и ведение электронного каталога ТСР (изделий), который используется в целях информирования граждан о размере компенсации.
Пунктом 3(2) Правил предусмотрено включение в электронный каталог сведений об основных видах комплектующих изделий индивидуального изготовления и типовых комплектациях, которые в значительной степени определяют стоимость изделия.
В это связи, а также с учетом проводимой Минтрудом России работы по включению в индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида основных технических характеристик протезов с последующим обеспечением возможности их соотнесения с комплектацией изделия, приобретенного инвалидом за счет собственных средств, проектом приказа предусмотрены положения об указании в рамках размещаемой СФР информации об итогах осуществления закупок ТСР (изделий) сведений о типовых комплектациях изделий.
Учитывая также необходимость обеспечения технической возможности использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в соответствии с предлагаемыми изменениями с учетом доработки информационной системы СФР, а также органов исполнительной власти города Москвы, срок вступления в силу установлен проектом приказа с 1 января 2024 года.