Среда, 22.01.2025, 16:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Состояние психического здоровья бездомных
astra71Дата: Четверг, 03.01.2013, 13:27 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29419
Репутация: 461
Статус: Offline
© Н. Ф. Дементьева, В. Ю. Чеботова

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЕЗДОМНЫХ КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗДОМНОСТИ И ЗАТРУДНЯЮЩИЙ СОЦИАЛЬНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЦ

ФГУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Федерального медико-биологического агентства Минздравсоцразвития, Москва, Центр социальной адаптации Департамента социальной защиты населения г. Москвы

В статье сообщается о проблемном состоянии вопроса о месте психических расстройств в ситуации бездомности. Со ссылкой на различные источники выделены личностные, поведенческие и собственно психотические расстройства, либо предшествующие возникновению фактора бездомности, либо сопровождающие бездомность. На основе социально-клинического анализа 176 психически больных, находящихся в центре социальной адаптации, показываются сложности соотношения психических расстройств как клинического фактора и бездомности как социального фактора, требующие более глубокого анализа.

Ключевые слова: бездомные лица, психическое здоровье, формирование бездомности, социальная интеграция бездомных лиц.

К кругу лиц, составляющих категорию бездомных, относятся лица, освобожденные из мест лишения свободы и утратившие социальные связи; лица, выселенные по решению суда со служебной площади вследствие прекращения трудовых отношений и из-за невозможности совместного проживания с родственниками (разведенные супруги, родители, дети и др.); лица, ставшие жертвами мошенничества в результате обмена или продажи
приватизированного жилья; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, и др. [2].

Специальные исследования о роли психических расстройств в генезе бездомности не проводились. Имеются данные о большой доли душевно больных среди бездомных — 25—30% [7]. Увеличению числа бездомных способствовала деинституционализация душевнобольных из государственных психиатрических больниц.
Бездомные душевнобольные (в Америке) — это в основном молодые люди, преимущественно мужчины. Многие из них в течение жизни проходили курс лечения в психиатрической больнице. Они склонны отвергать попытки со стороны лечебных учреждений решать их проблемы.

Дополнительную сложность создают те обстоятельства, что многие из них страдают алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и что значительная их часть подвергалась тюремному заключению. На основе выборочного обследования мужчин, пользующихся временными приютами в Нью-Йорке, было установлено, что около 22% бездомных взрослых людей нуждаются в том или ином психиатрическом лечении, 3% — в помещении в психиатрические лечебные учреждения.

Специально проведенное социологическое исследование [4] показало, что среди бездомных граждан, находившихся в социальных учреждениях Москвы, психическая патология выявлена у 35,7% лиц среднего возраста и у 28,6% —молодого возраста. При этом следует иметь в виду, что специалистов-психиатров в начале 2000-х годов в штате социальных учреждений не было и, по-ви- димому, реальные цифры могли быть выше.

Состояние психического здоровья бездомных граждан формируется в результате влияния ряда негативных социальных факторов. Среди них особо значим фактор судимости и длительного тюремного заключения: ситуация изоляции от общества, длительное пребывание в условиях регламентированного режима пеницитарного учреждения, нередко с угрозой жизни от сокамерников, ограниченные возможности занятости, лишение интимного общения — все это способствует деформированию личности, разрушению социально ориентированного поведения и формированию негативного отношения к обществу, в которое необходимо возвращаться по окончании срока заключения.

Безработица зачастую является разрушающим социально-психологическим фактором [7]. Она является причиной внутреннего напряжения и приводит к социальному хаосу: невозможность оплаты арендованного жилья из-за безработицы выгоняет людей на улицу, что пополняет армию бездомных.

Более того, отсутствие работы оказывает на человека депримирующее воздействие. По наблюдению психологов, человек, не имевший в течение 6 мес возможности найти работу, впадает в депрессию, опускает руки и перестает искать работу. Это психологическая закономерность, а не вина человека [1].
Что же касается бездомных, то у них депрессия от безработицы накладывается на депрессию от бездомности и суммируется с ней. В таком контексте вырисовывается интегрированная, обоюдная позиция безработицы: она может выступать как фактор, способствующий возникновению бездомности в силу экономических причин, с одной стороны, и как фактор, приводящий к психическому расстройству в структуре бездомности, с другой. В связи с этим вопрос требует специального изучения.

Девиантное поведение, присущее бездомным, связывается с личностными факторами пубертатного периода развития. Причину девиантного поведения видят в биологической (органическая неполноценность головного мозга), но главным образом в социальной основе, т. е. в недостаточном, неполноценном социальном воздействии, неправильной социализации подростков. Оба этих фактора в совокупности способствуют формированию своеобразных личностных черт, в том числе психологического инфантилизма, делающих возможным поведение, не совпадающее с общепринятыми нормами [5].

Увеличение девиаций в современном российском обществе связывается с динамизмом социальных процессов, с кризисной ситуацией во многих сферах общественной жизни. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинквентность, аморальность поведения [6].

К перечисленному в рамках негативных девиаций следует отнести также и феномен бездомности. Этот феномен, известный и в более отдаленные периоды истории и не только в России, в современных условиях получил крайне уродливые формы и широкое распространение.
Бездомность — не абстрактный социологический феномен. За ним стоят бродяжничество, нищенство, проституция, криминальное поведение, алкоголизм.
Постоянное воздействие такого стрессогенного фактора, как отсутствие места жительства, способствует формированию своеобразной системы диспозиций— предрасположенности к особому виду деятельности.
Будучи обездоленными, выброшенными на обочину жизни, испытывая гнетущее чувство безысходности, бездомные люди с целью выживания вынуждены заниматься деятельностью (попрошайничество, собирательство, кражи, мошенничество и др.), которая для каждого из них, возможно, субъективно несовместима с представлением о достойном образе жизни, а объективно они вынуждены так действовать.

Поведение бездомных людей приобретает патологические формы, оно становится девиантным, проявляясь в бродяжничестве. В случаях занятия мошенничеством, воровством, другими формами криминальной деятельности поведение бездомных приобретает черты делин- квентного.

Бродяжничество как одно из последствий бездомности в силу сложившихся социальных причин имеет и другое клиническое содержание, известное в психопатологии как синдром бродяжничества, как результат волевых расстройств. В связи с этим бродяжничество может быть как следствием бездомности (социальный феномен), так и причиной, т. е. фактором, лежащим в основе генеза бездомности (психопатологический феномен). Этот вопрос подлежит специальному изучению, особенно если учесть пути интеграции бездомных в общество и разработку программы их ресоциализации.

Оказавшись в силу рядя причин без определенного места жительства, бездомные вынуждены пользоваться мало приспособленными для жизни помещениями (чердаки, подвалы, подъезды и др.), испытывать лишения материального и морального характера и не видеть перспективы в разрешении жизненных проблем.
Вынужденный образ жизни, скитание по "чужим углам", бесперспективность существования сказываются на характере потребностей этой категории лиц, которые становятся свернутыми и носят в сущности витальный характер (удовлетворение чувства голода, поиск крова и др.). Такое видоизменение потребностей, их деформация являются свидетельством деградации личности [3].

Таким образом, анализ литературы о психических расстройствах у бездомных и связях их с собственно бездомностью позволяет отметить, что описанные расстройства относятся к кругу личностных, поведенческих расстройств, которые тесно интегрированы с таким социальным явлением, как бездомность, выступая в качестве фактора, либо способствующего формированию бездомности, либо являющегося следствием бездомности.

Вместе с тем следует допустить возможность выявления собственно психических расстройств в виде конкретных нозологических форм психических заболеваний и осуществить их психопатологический анализ.

Изучение психических расстройств у бездомных людей проведено в Центре социальной адаптации "Филимонки", который осуществляет свою деятельность с 1996 г. Из 500 человек, находившихся в этом учреждении на протяжении 3 лет (2006—2008), у 176 пациентов психоневрологического отделения были диагностированы психические расстройства.

Наибольшую долю составляли больные органическим поражением центральной нервной системы — 78,4%, на втором месте по численности — больные шизофренией — 12%, на третьем — лица с умственной отсталостью — 7,9%. Больные эпилепсией составляли 1,7%.
Среди обследованных преобладали лица в возрасте от 31 года до 50 лет — 56,2%. Несколько меньшей была группа больных в возрасте от 51 года до 60 лет — 31,8% и небольшую группу составили лица в возрасте от 18 лет до 31 года — 12%. Учет больных пожилого и старческого возраста не проводился. Таких больных помещали в отделение милосердия ввиду резкого ограничения их жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передвижения и потребности в постоянном постороннем уходе.

Анализ уровня образования обследованных показал, что большинство из них имеют среднее специальное образование (60,7%) и общее среднее образование (30,4%). Это обстоятельство свидетельствует о возникновении у них психических расстройств уже в зрелом возрасте, по- видимому, в связи с отягчающими факторами (алкоголизм, наркомания, черепно-мозговые травмы) и по существу в период бездомности.
Показатели семейного положения свидетельствуют о значительном преобладании разведенных граждан (66,1%) над холостыми (32,1%). Это обстоятельство указывает на семейную и социальную дезадаптацию обследованных, которая могла привести к бездомности. Дополнительной отягчающей характеристикой обследованных является высокая доля имеющих судимость — 90,3%.

Таким образом, в психоневрологическом отделении Центра социальной адаптации сформирован контингент бездомных людей с тяжелым социальным статусом, который может представлять определенные трудности для их социальной адаптации в стационарных условиях.
Изучение клинической характеристики больных с органическим поражением центральной нервной системы (токсического, травматического генеза) показало, что основным фоном являются интеллектуально-мнестические расстройства в сочетании с психопатоподобным поведением и асоциальными установками.
Собственно психические нарушения проявлялись аффективными расстройствами непсихотического уровня (у 27,4% больных): усилением эмоциональной лабильности, снижением настроения, тревожными опасениями, нередко сменяющимися апатией.
Психотические расстройства на фоне интеллектуально-мнестических и личностных изменений отмечены в 42% случаев. Они были представлены в виде эпизодов спутанности сознания, реже хронических галлюцинаторно-бредовых, парафренных или приступообразно возникающих аффективно-бредовых расстройств.

Клиническая картина у больных шизофренией характеризовалась наличием выраженных изменений личности (вялость, апатия), на фоне которых возникали эпизоды обострения заболевания в виде неразвернутых шубов с психомоторным возбуждением, агрессией, импульсивным поведением, галлюцинаторно-бредовой симптоматикой.
Больные с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) составляли небольшую часть контингента. Клиническое состояние их характеризовалось наличием аффективных и поведенческих расстройств (пуэрильность, эксплозивность, дисфория), которые провоцировались внешними факторами: неудовлетворенностью обращением персонала, конфликтами с соседями по палате и др.

Наличие психических заболеваний у бездомных, их выявление и диагностика в период бездомности (во время пребывания в Центре социальной адаптации) не давали возможности ответить на вопрос, являются эти психические заболевания причиной бездомности или они возникли на фоне бездомности вследствие бездомного существования. Этот вопрос предстоит изучить, сопоставляя давность бездомности и начало развития психического заболевания.
Совершенно бесспорно одно: наличие психических расстройств у бездомных граждан является фактором, осложняющим их социальную адаптацию — об этом свидетельствуют личностные и поведенческие нарушения у обследованных, наличие интеллектуально-мнестического снижения и психотические эпизоды.

У реабилитологов в психоневрологическом отделении для бездомных в структуре Центра социальной адаптации задачи реабилитационного воздействия усложняются: социальная дезадаптация вследствие длительного существования в статусе бездомного усиливается наличием личностных, поведенческих расстройств, интеллектуально-мнестическим снижением и эпизодами психотических обострений, обусловленных психическим заболеванием.

В связи с этим в целях более действенной реабилитации обследованных необходимы углубленный анализ их медико-социальных характеристик и поиск особых комплексных мер реабилитационного воздействия в стационарном учреждении.

ЛИТЕРАТУРА
1. Аналитическая справка о социально-экономическом положении бездомных. — М.: ИС РАН, 1991.
2. Васильчиков В. М. О некоторых вопросах медико-социальной реабилитации дезадаптированных групп населения // Мед.-соц. эксперт, и реабил. — 1999. — № 1. — С. 42—43.
3. Дементьева Н. Ф., Курушин В. В. Лица без определенного места жительства как маргинальная группа // Материалы Международной науч.-практ. конф. "Малая социальная группа: социокультурные и социально-психологические аспекты". — Н. Новгород: НИСОЦ, 2004. — Т. 2. — С. 88-90.
4. Курушин В. В. Система социальной адаптации лиц без определенного места жительства в условиях мегаполиса (социологический аспект): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2004.
5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.
6. Щукина Н. П. Девиантное поведение // Российская энциклопедия социальной работы. — М.: ИСР, 1997. — Т. 2. - С. 127-133.
7. Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — Т. 1. — С. 56-63.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: