astra71 | Дата: Четверг, 03.01.2013, 13:08 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29257
Репутация: 460
Статус: Offline
| © А. В. Шошмин, 2009
СИСТЕМА ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКИХ БЮРО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ФГУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации им. Г. А. Альбрехта"
Благодаря внедрению новой технологии заочного экспертного Интернет-консультирования специалистов Федерального государственного упреждения МСЭ по вопросам медико-социального освидетельствования и реабилитации детей обеспечивается быстрая и качественная подготовка окончательных, экспертных заключений и рекомендаций по реабилитации. Важно отметить, что наличие системы высококвалифицированного консультирования способствует повышению квалификации специалистов и росту качества реабилитации детей. Кроме того, сбор и анализ данных по сложным случаям освидетельствования и реабилитации детей является одним из механизмов, необходимых для эффективного управления реабилитацией и совершенствования работы Федерального государственного учреждения МСЭ.
Ключевые слова: Интернет-консультирование, дети-инвалиды, освидетельствование.
Особенности географического положения России состоят в том, что большинство населенных пунктов страны удалено от центральной части, в которой сосредоточены наиболее квалифицированные специалисты по медико-социальной экспертизе (МСЭ) педиатрического профиля. Это ставит качество проведения освидетельствования детей в зависимость от местоположения Федерального государственного учреждения МСЭ. Консультации с использованием почты возможны только там, где скорость почтовой пересылки документов укладывается в сроки, отведенные законом на проведение экспертизы. При этом существует возможность утери практически невосстановимых документов. Для обеспечения заочного экспертного консультирования была принципиально изменена технология ее проведения, а именно использована Интернет-технология, на базе которой была разработана система заочного экспертного Интернет-консультирования специалистов Федерального государственного учреждения МСЭ по вопросам освидетельствования и реабилитации детей (далее Система).
Система предназначена для повышения эффективности и качества работы Федерального государственного учреждения МСЭ за счет: • повышения качества работы специалистов учреждения; • организации системы консультирования специалистов внутри субъекта Российской Федерации с определением приоритета в принятии решения у Главного эксперта субъекта Российской Федерации;
• организации системы консультирования внутри ведомства независимо от местоположения консультантов (федеральные научно-практические центры медико-со- циальной экспертизы и реабилитации инвалидов, высококвалифицированные специалисты отрасли, педиатрические службы); • создания базы знаний, содержащей информацию о сложных случаях освидетельствования детей; • выявления пробелов в правовом поле, регулирующем медико-социальную экспертизу и реабилитацию инвалидов; • реализации системы широкого обсуждения сложных случаев освидетельствования и реабилитации детей внутри Федерального государственного учреждения МСЭ.
Программное обеспечение Системы основано на промышленных информационных технологиях. Система является масштабируемой, настраиваемой, централизованно сопровождаемой, использует доступные каналы связи (что очень важно для России). Данные передаются в стандартном формате, разработанном ранее для автоматизированных бюро МСЭ и реализованном в прикладном программном продукте "ФРИ АС" компании "СП. АРМ" (Санкт-Петербург).
Система не имеет программных ограничений по объему хранилища данных. Обмен данными осуществляется в текстовом и графическом виде, производительность не снижается с увеличением объема информации.
Социально-экономическая эффективность внедрения Системы определяется по результатам сравнительного анализа временных и стоимостных характеристик консультирования с использованием почты и современных информационных технологий (видеоконференции, Интернет). К таким характеристикам относится время прохождения документов по стране, стоимость пересылки среднего пакета документов, пересылаемый объем и качество документации, вероятность потери корреспонденции, издержки в случаев утраты документации.
Следует отметить, что применяемый в Системе способ передачи данных значительно дешевле и оперативнее традиционной почтовой пересылки документов или командировки специалистов с документами в Главное бюро МСЭ и другие учреждения, а также дешевле использования оборудования для видеоконференций с целью проведения телемедицинских консультаций (последние с трудом поддаются формализации и документированию, кроме того, в Федеральном государственном учреждении МСЭ не встречается "острых состояний", когда от скорости принятия решения зависит жизнь пациента). Следует отметить, что при использовании Системы нет риска безвозвратной утери документов в отличие от почтовой пересылки. Кроме того, наличие системы Интернет-консультирования является своеобразной системой повышения квалификации специалистов, роста качества освидетельствования и реабилитации детей.
Структура системы
Система работает на межрайонном уровне и уровне субъекта Российской Федерации (филиал Главного бюро МСЭ — Главное бюро МСЭ) и на федеральном уровне (федеральные консультационные центры, Федеральное бюро МСЭ).
Консультации внутри субъекта Российской Федерации
В Системе основной поток информации внутри субъекта Российской Федерации идет между филиалами Главного бюро МСЭ и самим Главным бюро МСЭ. Специалисты филиалов в случае возникновения затруднений при принятии экспертных решений могут обратиться в Главное бюро и получить соответствующую помощь. Главное бюро рассматривает документы, присланные в электронном виде, и если их достаточно, выносит свое решение. Кроме того, Главное бюро, используя Систему, может запросить дополнительную информацию о ребенке и в крайнем случае вызвать его для очного освидетельствования. Если исчерпаны все возможности внутри субъекта Российской Федерации, Главное бюро, используя Систему, обращается на федеральный уровень.
Ранее это реализовывалось с использованием почтовой пересылки. Хронометраж цикла консультации показал его сокращение более чем в 20 раз по сравнению с бумажным документооборотом. Для простоты мы производили расчеты без учета возможных дополнительных запросов о состоянии ребенка, которые, естественно, удлиняют сроки консультаций.
Система Интернет-консультирования базируется на информационной системе, использующейся в автоматизированных составах ФГУ МСЭ. В процессе работы все данные заносятся специалистами в единую базу данных субъекта Российской Федерации. Программная реализация выполнена компанией "СП. АРМ" на СУБД Cache в инструментальной среде qWord.
Технология
Для консультирования внутри субъекта Российской Федерации Система использует данные о ребенке, внесенные как врачами-экспертами, так и другими специалистами Федерального государственного учреждения МСЭ, а также привлеченными для освидетельствования и разработки индивидуальной программы реабилитации специалистами других учреждений. Для описания статуса ребенка используются словари и справочники, встроенные в информационную систему. Словари и справочники составлены на основе международных (например, МКБ-10) и национальных классификаторов. Это позволило значительно повысить производительность труда специалистов. Сама система консультаций, за счет того что она встроена в уже привычную для специалистов информационную систему, практически не требует дополнительных затрат времени специалистов и органически вписывается в технологический рабочий цикл, так как для консультации используются данные, вводимые в базу данных при рутинной работе специалистов. Кроме того, такой подход позволяет добиться единства используемых понятий на всей территории страны. Таким образом, консультант независимо от его местоположения и квалификации спрашивающего понимает, о чем идет речь.
На всех уровнях Системы обеспечена идентификация пользователей и гарантия нераспространения конфиденциальной информации. Реализована защита от несанкционированного доступа в Систему и сохранность данных при нештатных ситуациях. Для контроля электронного документооборота реализован учет запросов, уточняющих запросов и ответов. Вся информация, включая исходные данные, сохраняется в единой базе данных Федерального государственного учреждения МСЭ субъекта Российской Федерации. Данные консультаций присоединяются к электронной истории освидетельствования, заведенной на пациента в Федеральном государственном учреждении МСЭ и хранимой согласно закону не менее 10 лет.
На уровне Главного бюро МСЭ данные раскрываются в стандартном виде, позволяющем по имеющемуся статусу ребенка (акту освидетельствования и прилагаемым к нему документам) дать консультационный ответ.
Для удобства работы специалистов в Системе реализованы следующие функции: во-первых, отправка уточняющего запроса в бюро МСЭ, обратившееся за консультацией, с соответствующей идентификацией на уровне бюро МСЭ предмета уточнения; во-вторых, отправка запроса другому консультанту с организацией системы контроля ответов на запросы.
Используемое программное обеспечение имеет развитую аналитическую систему, позволяющую легко группировать данные и представлять их как в табличном, так и в графическом виде, создавать многомерные выборки. Это позволяет на уровне субъекта Российской Федерации главному эксперту выявлять типовые вопросы и разрабатывать соответствующие документы, регулирующие работу специалистов.
Сопровождение
Сопровождение системы Интернет-консультирования обеспечивает служба сервисной поддержки Системы. Эта служба поддерживает контакты с разработчиками программного обеспечения, получая от них необходимые консультации, новые версии Системы, информацию об изменениях в Системе и новых возможностях, сообщая об обнаруженных ошибках в работе Системы. К основным функциям службы сервисной поддержки Системы относятся следующие: • распространение новых версий программного обеспечения на всех уровнях функционирования системы (в субъектах Российской Федерации, федеральных центрах и среди специалистов-консультантов); • консультации технических служб поддержки в субъектах Российской Федерации, обеспечивающих функционирование программного обеспечения, вычислительной техники и локальных сетей.
Консультации на федеральном уровне
На федеральном уровне запросы из субъектов Российской Федерации принимаются от главных бюро МСЭ и распределяются сначала по консультационным центрам и в Федеральное бюро МСЭ и внутри них — по консультантам. Для этого организован единый центр обработки запросов на уровне Российской Федерации. В Системе наряду со специалистами Федерального бюро МСЭ и федеральных центров могут работать и другие высококвалифицированные специалисты отрасли.
Основными информационными элементами Системы являются консультационный запрос, прилагаемые к нему документы и консультационный ответ. Документы, описывающие статус освидетельствуемого, прилагаемые к запросу, как правило, заполнены в соответствии с принятыми в Федеральном государственном учреждении МСЭ формами и поддаются формализации. Это позволило использовать документы, формируемые в имеющейся в Федеральном государственном учреждении МСЭ информационной системе, как основу для описания статуса ребенка в консультационном запросе, так как очевидно, что разрабатывать для нужд консультирования новый документ, содержащий до 500 признаков на одного человека, является возможным, но дорогостоящим проектом.
Данные по сложным случаям освидетельствования и поступившие запросы накапливаются на федеральном уровне. Формируются соответствующие базы данных. В отличие от субъекта Российской Федерации, где данные добавляются к базе данных, создаваемой при освидетельствовании, здесь база данных имеет самостоятельное значение. Анализ этих данных позволит выявить наиболее сложные при освидетельствовании и реабилитации детей случаи. Принятые в процессе их обсуждения решения могут стать "типовыми" для подобных проблем внутри Федерального государственного учреждения МСЭ и послужить основой для разработки соответствующих рекомендаций для специалистов в субъектах Российской Федерации.
Система позволяет выделить случаи, решения по которым невозможно принять в рамках существующего правового поля. Таким образом, анализ аналогичных случаев позволит разработать предложения по совершенствованию существующих нормативно-правовых документов.
На этом уровне, как и на уровне субъекта Российской Федерации, внедрена собственная система электронной поддержки делопроизводства, включающая контроль получения запросов, ответов на запросы и их отправки.
Технология
Для организации бесперебойной работы Системы с использованием ресурсов независимо от их местоположения в каждом из консультационных федеральных центров устанавливается специализированное программное обеспечение. Оно позволяет принимать запросы на консультации, просматривать их на уровне Службы консультирования по вопросам освидетельствования и реабилитации, передавать данные в консультационный центр, наиболее компетентный по данному запросу, передавать данные внутри консультационного центра на консультацию специалистам. Можно также просматривать всю историю работы с ребенком в Федеральном государственном учреждении МСЭ и соответственно все введенные о нем данные (при этом, кроме самого вопроса, к электронной истории могут быть приложены и другие документы в электронном виде, например рентгеновские снимки, фотографии, данные обследований и т. п.). После рассмотрения всех материалов консультанты готовят фрагменты ответа и передают их руководителю группы консультантов, который готовит обобщенный ответ.
Система формирует базы данных по сложным случаям освидетельствования в формате данных, используемом в автоматизированных бюро МСЭ Федерального государственного учреждения МСЭ при освидетельствовании детей. Данные, получаемые в результате консультаций, на уровне субъекта федерации присоединяются к данным на ребенка. Формируемая на федеральном уровне в Службе консультирования по вопросам МСЭ база данных содержит все данные на ребенка.
На первом этапе был создан макет Системы, который опробован в ФГУ "СПб НЦЭР им. Г. А. Альбрехта" и ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области". На этом этапе была проверена работа Системы внутри субъекта Российской Федерации и ее работа с консультационным центром федерального уровня. Макет позволил отработать технологию и исправить некоторые ошибки, допущенные при постановке задачи.
На следующем этапе система Интернет-консультирования была внедрена на федеральном уровне в ФГУ "Федеральное бюро МСЭ" и на уровне ФГУ МСЭ субъектов Российской Федерации в Архангельской, Тюменской и Свердловской областях. В субъектах Российской Федерации в филиалах Главного бюро МСЭ педиатрического профиля и в Главном бюро МСЭ, а также в Федеральном бюро МСЭ было установлено специальное программное обеспечение. При внедрении мы обучали только ведущих специалистов (1—2 программистов и 1—2 предметных специалистов в субъекте РФ), которые внутри своих организаций самостоятельно обучали работающих с Системой и делали соответствующие настройки программного обеспечения под местные условия. При необходимости наши специалисты оказывали им помощь как консультационного характера, так и через прямой доступ к базам данных. В связи с разным начальным уровнем информатизации в субъекте РФ сроки внедрения составили от 1 до 4 мес.
В настоящее время система Интернет-консультирования Федерального государственного учреждения МСЭ по вопросам освидетельствования и реабилитации детей работает в педиатрических службах ФГУ "Главное бюро МСЭ по Свердловской области", ФГУ "Главное бюро МСЭ по Тюменской области", ФГУ "Главное бюро МСЭ по Архангельской области".
Она обеспечивает передачу данных, сформированных в процессе освидетельствования на автоматизированных рабочих местах специалистов, сопутствующих документов и запросов специалистов из филиалов Главного бюро на автоматизированные рабочие места специалистов Главного бюро, просмотр этих данных и формирование ответа.
При необходимости обеспечивается пересылка запроса консультации из Главного бюро МСЭ ФГУ "СПб НЦЭР им. Г. А. Альбрехта" с передачей данных в том же формате, получение этих данных в ФГУ "СПб НЦЭР им. Г. А. Альбрехта", предоставление их специалистам ФГУ "СПб НЦЭР им. Г. А. Альбрехта". В ФГУ "СПб НЦЭР им. Г. А. Альбрехта" обеспечивается возможность формирования ответа на научно-экспертной комиссии и при необходимости направления на госпитализацию для обследования или реабилитации и пересылка их в Главное бюро МСЭ. В особо сложных случаях запрос может быть направлен в Федеральное бюро МСЭ.
В Федеральное бюро МСЭ данные поступают в организационно-методический отдел, который распределяет их по бюро с соответствующей специализацией и подготавливает заключительный ответ Федерального бюро МСЭ. Следует отметить, что в связи с высоким процентом смешанных случаев один запрос может быть распределен одновременно в несколько бюро. Таким образом, в настоящее время специалисты Федерального бюро МСЭ и ФГУ "СПб НЦЭР им. Г. А. Альбрехта" проводят консультирование детей по вопросам МСЭ и реабилитации по запросам, поступающим из этих трех субъектов РФ.
В 2007 г. из трех пилотных субъектов Российской Федерации по обычной почте в адрес федеральных учреждений было направлено менее 30 запросов. За первую половину 2008 г. по системе Интернет-консультирования из этих субъектов пришло более 150 запросов. На все запросы специалистами Федерального бюро МСЭ и ФГУ "СПб НЦЭР им. Г. А. Альбрехта" были направлены квалифицированные ответы.
Предполагается распространение Системы на остальные субъекты РФ, использующие в своей работе автоматизированные информационные системы.
Внедрение информационных технологий практически всегда приводит к реформе работы организации. В данном случае мы добились сокращения цикла консультации с 1—3 мес до 3—5 дней. Специалисты, территориально удаленные от главных бюро МСЭ субъекта Российской Федерации, теперь могут получать оперативные консультации, основанные на фактическом материале, передаваемом средствами Интернета.
В результате права детей на качественную помощь при медико-социальном освидетельствовании и разработке программы реабилитации выравниваются и менее зависят от случая и квалификации специалистов субъекта Российской Федерации. Формируемые в процессе работы Системы базы данных имеют большую научно-практическую значимость, так как дают возможность накапливать и в дальнейшем анализировать информацию по сложным случаям освидетельствования и реабилитации.
Накапливаемые данные позволяют решить целый ряд организационных вопросов работы Федерального государственного учреждения МСЭ непосредственно внутри учреждения с помощью организационных мероприятий, разработки методических рекомендаций по типовым случаям, приводящим к затруднению принятия решения специалистами. Сами консультации способствуют повышению квалификации как консультируемых, так и консультантов, вынужденных непрерывно повышать свою квалификацию. Кроме того, непосредственный доступ специалистов к данным консультирования позволяет дополнительно самостоятельно повышать свою квалификацию и действовать по прецеденту.
Создание базы данных по вопросам освидетельствования и реабилитации и внедрение системы получения и передачи информации позволяет реализовать еще одну важную функцию Системы, а именно систему широкого обсуждения сложных случаев освидетельствования внутри МСЭ. Принятые в процессе проведенного в Системе обсуждения сложных случаев освидетельствования решения могут стать "типовыми" для решения подобных проблем.
Ввиду того что большинство вопросов возникает в неурегулированном правовом пространстве, анализ накопленных в базе данных случаев позволит достаточно быстро выявить пробелы и противоречия в правовом поле и разработать необходимые поправки к нормативным документам или направить определенные силы на решение наиболее актуальных вопросов медико-социальной экспертизы и реабилитации детей.
Система, создаваемая как консультационная, в дальнейшем может развиваться и число функций, выполняемых Системой, может быть увеличено. Таким образом, выделение внутри крупной распределенной многопрофильной медико-социальной информационной системы специализированной подсистемы для консультирования приводит к улучшению обслуживания пациентов, повышению качества работы специалистов, снижению себестоимости консультаций.
| |
| |