Пятница, 22.11.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Психодиагностика детей при проведении МСЭ
astra71Дата: Суббота, 06.12.2014, 18:29 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29244
Репутация: 460
Статус: Offline
О.Р.Масалович, М.В.Коробейникова, Е.А.Зинина, С.В.Лущан

Особенности психодиагностики детей младшего дошкольного возраста при проведении медико-социальной экспертизы

ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Минтруда России, г. Краснодар

В общей численности лиц, признанных инвалидами впервые и повторно, дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет) составляют в среднем около 14%.
Экспериментально-психологическое обследование (ЭПО) детей дошкольного возраста в экспертных структурных подразделениях учреждения медико-социальной экспертизы (бюро, экспертных составах) непосредственно связано с определением возможностей в обучении с целью реализации психологического аспекта в индивидуальной программе реабилитации.

Психологическое обследование должно быть всесторонним, проводиться в индивидуальном порядке посредством батареи методик, позволяющих увидеть и оценить уровень развития ребенка и его социальной адаптации. Оно включает в себя как изучение познавательных процессов, так и эмоционально-волевой сферы, особенности развития речи. По итогам обследования в бюро, экспертных составах формируется заключение психолога.

По нашим наблюдениям, наиболее сложным этапом является оформление заключения по итогам ЭПО детей младшего дошкольного возраста. Существующие возрастные периодизации (Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Э.Эриксона, А.В.Петровского и др.) как объединяют, так и разграничивают особенности развития 3-летних и 4-летних детей.

На этапе изучения документов психолог учреждения медикосоциальной экспертизы (МСЭ) часто сталкивается с описанием психологического статуса ребенка, которое не отвечает запросам медико-социальной экспертизы. Как правило, это психолого-педагогическая характеристика из детского дошкольного учреждения, информирующая в общих чертах о поведении ребенка в детском саду («бьёт детей», «на занятиях ведет себя спокойно» и т.д.) и не отражающая степень сформированности психических процессов.
Между тем, психологу учреждения МСЭ необходимо в сжатый срок осуществить ряд традиционных задач.

Особенности поведения, выполнения заданий, взаимоотношений с родителями или другими взрослыми в процессе ЭПО являются сами по себе диагностичными и отмечаются психологом в соответствующих разделах заключения.

Остановимся на особенностях обследования психологами учреждений МСЭ детей 3-4 лет. На этапе беседы важно создать психологический комфорт для ребенка, учитывая, что к данному возрасту мотив общения с взрослым человеком остается несформированным. К тому же, дети, освидетельствуемые в учреждениях МСЭ, как правило, уже получили негативный опыт от посещения медицинских учреждений (воспоминания об исследованиях, необходимость прохождения неприятных медицинских процедур, прием неприятных на вкус препаратов, госпитальный синдром и пр.).

Во время стандартизированной беседы оцениваются области психического функционирования: ориентация во времени, критичность, адекватность поведения и эмоциональных реакций в ситуации обследования.

Рекомендуемая длительность ЭПО не должна превышать 20-30 мин.
При этом разработать какой-либо стандарт проведения патопсихологического исследования можно лишь условно-схематически.
На практике это всегда творческий нестандартный процесс, требующий от психолога высокопрофессионального владения набором диагностических методик, гибкой экспериментальной тактики, умения оценить результаты выполнения отдельных заданий в целостном контексте данных о ребенке, включая общее впечатление о его поведении в ходе ЭПО.

Материал обследования должен соответствовать жизненному опыту ребенка, так как всякая высшая психическая функция проходит через внешнюю стадию развития (Л.С.Выготский, 1983). Известно, что дети дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание на одном виде деятельности. При проведении ЭПО детям 3-х лет необходимо давать возможность переключиться на другие виды деятельности примерно после 10 мин. тестирования. В 4-летнем возрасте ребенок может удерживать внимание уже около 15 мин., после чего ему необходимо предоставить перерыв 5-10 мин.

Поэтому, проводя обследование, необходимо выбирать компактные методики, предлагать разнородные задания без предъявления однотипных тестов, учитывая ограничения объема восприятия и внимания ребенка. Инструкция для маленьких детей подразделяется на отдельные пункты для ограничения объема слухового восприятия.

Говоря об обследовании детей 3-4 лет, следует отметить, что ныне существующие стандартизированные комплексные методики психодиагностики дошкольников как бы обходят взятый нами во внимание период развития.

Так, программа «ГНОМ» позволяет достаточно быстро и объективно проводить скрининг нервно-психического развития и его динамику у детей раннего возраста до 3-х лет. Методика Векслера, адаптированная к условиям нашей страны, предназначена для изучения интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет.

Вышеупомянутые тестовые методики занимают значительное количество времени.

В связи с этим применяем следующие компактные методики
Методы диагностики, используемые при проведении ЭПО детей младшего дошкольного возраста

Методы диагностики внимания
1. Предлагается найти среди карточек с изображением знакомых ему объектов (30-40 шт.) карточку с аналогичным изображением. Для этого ребенка сначала спрашивают, что нарисовано на картинке, затем просят найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задания, то пару картинок убирают и ему предлагают продолжить. В 3 года ребенок находит 5-6 изображений из 10.
В 3,5 года - 8-10 изображений из 10, ищет, опираясь на словесное обозначение, поэтому могут иметь место специфические ошибки (когда ребенок подбирает, например, к изображенному на карточке яблоку - арбуз, назвав и то и другое яблоком). Легко
выполняет
задание.
2. Возможно применение корректурных проб (например, из «Альбома для нейропсихологичеокого обследования дошкольников» Ж.М Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева). Не проводится с учетом возрастных особенностей нервно-психического развития данной возрастной группы. Норма - 6 найденных за минуту правильных фигурок и не более 3 ошибок.

Методы диагностики памяти
1. Выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на мести. В 2,5 1Х>Да - выполняет 4- 5 действий.
В 3.5 года - 5-6 действий. Выполняет все действия.
2. Способность рассказать, с кем он живет, что кушал на завтрак, любимые игры, а также знание своего имени и фамилии Повторить фразы: «Сегодня на улице много грязи и луж»; «Его зовут Ваней. Он учится в школе»; «Летом в лесу было много грибов и ягод», а затем повторить: 4-7-1; 3-8-6; 2-5-9 и 3-4-1-7; 6-1-5-8; 1-2-9-Ь. В 3 года - хорошо отвечает на вопросы, повторяет простую фразу из 6-7 слов и 3 цифры. Повторяет 4-5 цифр и сложные фразы.
3. Из 10 карточек с изображениями простых и знакомых предметов попросите его называть их. Если ребе- В 3,5 года - отгадывает 4- 6 карточек после 6 повторений, при последующих. Запоминает и отгадывает 7-8 карточек из 10.

Ребенок затрудняется назвать какую-либо карточку, замените её. Расположив карточки в своей руке веером тыльной стороной к ребенку, скажите, обращаясь к нему: «Отгадай, какие у меня в руке карточки. Отгадаешь, я отдам их тебе». После того как ребенок попытается отгадать или отгадает несколько карточек, покажите ему оставшиеся карточки по одной и попросите его снова назвать их. Затем повторите процедуру отгадывания повторениях число отгадываемых карточек, как правило, сохраняется, хотя вместо одних изображений ребенок может припоминать другие
4 Показан ребенку набор карточек, где изображены одинаковые предметы, различающиеся размером, затем набор карточек, где изображено по одному кружку, котенку, мальчику и т.д., и карточек с несколькими кружками, котятами, мальчиками. Попросите показать вам карточку, где изображен только один кружок и т.д., и карточку, где много кружков, квадратиков и т.д.
В 3 года - дифференцирует понятия «большой-маленький».
Дифференцирует понятия «большой-маленький» и «один-много».
Применение вышеназванных методик и быстрое ориентирование в основных возрастных особенностях развития детей значительно облегчает деятельность психолога, позволяет в сжатые сроки определить уровень и особенности формирования психических процессов.

В качестве примера представляем ЭПО ребенка в возрасте 3 г.8 мес.
Семья полная, мама не работает. Категория «ребенок-инвалид» с 2012 г.
Клинико-функциональный диагноз: «Сахарный диабет, 1 тип, субкомпенсированный, с умеренным нарушением функций внутренней секреции».
Установление контакта осложнено: ребенок плачет, просит маму и бабушку увести его из кабинета. При переключении внимания на игровую деятельность успокаивается, однако, в течение ЭПО остается на руках у мамы.
Тревожен, капризен, склонен к эмоциональному манипулированию матерью, демонстративно выражая зависимость от неё. Речь плохо организована, дизартрична, периодически непонятна. Фразы простые.

Жалобы, со слов мамы и бабушки, на тревогу, возникающую при любом физическом отдалении мамы от ребенка (кричит, плачет, пытается физически удержать её). Связывают данное поведение с эпизодом 6-мес. давности, когда маме на 3 дня надо было уехать из города и ребенок тяжело перенес её отсутствие. Детский сад не посещает (часто болеет ОРЗ), воспитанием занимаются мама и бабушка. Долго засыпает, отказывается спать днем. В течение дня (со слов родителей) смотрит мультфильмы (бесконтрольно), собирает пазлы, мозаику, гуляет. Познавательная деятельность не организована. Взаимоотношения с детьми не осложнены.

Инструкции усваивает частично. Мотивация к деятельности невысокая, неустойчивая, требующая дополнительной стимуляции. В ходе работы ребенок заметно астенизируется, вплоть до невозможности усвоить инструкцию. Внимание неустойчивое, истощаемое. Мелкая моторика развита недостаточно: манипулирует предметами аккуратно, но неловко. Не умеет держать карандаш.

Рисуночная деятельность представлена «каракулями», рисунок по образцу не выполняет, человека не рисует. Цветовой гнозис сформирован частично, в недостаточной мере: знает названия основных цветов, не всегда опознает их. В сторонах тела не ориентируется. Конструирует пирамиду частично методом проб.

Конструирование на плоскости (картинка из 3 частей) затруднено. Несколько задержано формирование зрительно-вербальных функций: при опознании простых изображений часто допускает вербальные замены по типу перцептивно-близких («пальто-куртка», «курочка-петух», «цыпленок-голубь» и т.п.). При назывании картинок использует упрощенные слова: «кошка-киса», «свинья- хрюшка», переставляет слоги в словах. Классифицирует картинки («живое-не живое») с трудом, обобщающие понятия слабые; легко соглашается с ошибочными предложениями, недостаточно анализируя их. Со стороны мамы очевидна гиперопека: переживая за ребенка, постоянно контролирует, делает замечания, исправляет ответы.

По результатам ЭПО выявлена недостаточность формирования психических процессов на фоне задержки речевой деятельности. Эмоциональная неустойчивость, обусловленная особенностями воспитания (эмоциональное слияние матери с ребенком, гиперопека).

Рекомендовано: упорядочить режим дня (своевременный отход ко сну, сокращение активной деятельности в вечернее время, дозированный просмотр телевизора (по 10-15 мин.), организовать познавательную деятельность (развитие речи, расширение и упорядочивание представлений об окружающем, коррекция внимания), формировать мелкую моторику (рисование, самостоятельное надевание одежды, манипулирование мелкими предметами, массаж). Желательно определение ребенка в группу раннего развития с сопровождением специалиста логопеда. Рекомендована консультация детского невролога.

Литература:
1. Шабалина Н.Б., Морозова Е.В., Герсамия А.Г. «Организационно-нормативная модель работы психолога в учреждении медико-социальной экспертизы». Медико-социальная экспертиза и реабилитация 2011. - № 1.
2. Шабалина Н.Б., Финкель Н.В., Добровольская Т.А. «Разработка психологических критериев оценки нарушения жизнедеятельности, используемых в медико-социальной экспертизе (методические рекомендации для работников медико-социальной экспертизы). Медико-социальная экспертиза и реабилитация». 1999. - № 3.
3. Пособие для психологов, работающих в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Методические рекомендации ЦБ НТИиП - Москва - 2000.
4. Сотская Г.М., Малова Н.Е. «Особенности экспериментально-психологического обследования детей в бюро медико-социальной экспертизы». - ФГУ «ФБ МСЭ» г. Москва.
5. Волынец Г.В., Пожаришенский К.Э., Мохов К.О, Дымочка М.А., Шкурко М.А., Хакуринова Г.А., Айсина Р.Н. Оценка способности к обучению у детей различного возраста ФГУ «ФБ МСЭ».
6. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Учебное пособие. Под редакцией доктора психологических наук профессора Цветковой Л.С.: Москва-Воронеж, 2001.
7. Войтенко P.M. Экспертная психология - III: Задержка психического развития (дифференциальный диагноз, особенности МСЭ и реабилитации)/ Раздел руководства для медицинских психологов, психологов-экспертов, психиатров-экспертов и врачей-экспертов. - СПб. - 2003.
8. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008
9. Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
10. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие. Издательство Московского университета, 1985.
11. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология - М.: «МЕДпресс», 1998.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000.
13. Тестирование детей. Автор-составитель В. Богомолов. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2003.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: