Воскресенье, 22.12.2024, 18:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Организационные аспекты психообразовательной работы
astra71Дата: Суббота, 06.12.2014, 18:15 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
А.В.Солоненко, Е.О.Бойко, Т.А.Чебуракова, И.С.Король

Организационные аспекты психообразовательной работы с пациентами и их родственниками

ГБУЗ «Специализированная клиническая психиатрическая больница №1» министерства здравоохранения Краснодарского края, г. Краснодар

Для отечественной психиатрической практики психообразовательная работа с больными шизофренией и их родственниками является относительно новым видом лечебно-реабилитационного вмешательства.
Между тем, в зарубежной литературе исихообразование представлено как один из самых важных подходов к обучению и психосоциальному лечению больных с психической патологией и считается наиболее значимой частью психосоциального вмешательства в многогранной системе психосоциальной реабилитации.

Психообразование способствует стимуляции активной позиции в преодолении психического заболевания и его последствий, формированию ответственности за свое социальное поведение и выработке адекватной стратегии совладания с болезнью, восстановлению нарушенных социальных связей и повышению социальной компетентности.

Психообразование ставит перед собой две основные задачи, которые у психически больных с затяжным хроническим течением заболевания особенно тесно связаны между собой.

Первая задача - это собственно «образование», когда пациент получает информацию о психическом заболевании для правильного понимания своего состояния. Это отчасти облегчает своевременное распознание и контроль отдельных болезненных проявлений и симптомов.

Вторая задача - это обеспечение больным «психосоциальной поддержки» со стороны группы, которая является постоянным источником поддержки и одновременно терапевтической средой, в которой пациенты могут в защищенных, эмоционально безопасных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения, общения, управления сложными ситуациями.
Кроме того, посредством участия в группе удовлетворяются потребности в общении, относящиеся к базовым потребностям человека как социального существа.

Психообразовательная работа с родственниками пациентов имеет свои особенности, она облегчает членам семьи нести бремя ухода за психически больным человеком, улучшает качество их жизни, а так же в значительной степени предупреждает повторные госпитализации.

Зачастую члены семей данной категории больных оказываются не готовы к возникающим психосоциальным проблемам, а ведь именно на них ложится основная нагрузка по уходу за психически больными.

Наблюдение за такими семьями показывает, что здесь нередки ошибки со стороны родственников, связанные с недооценкой психических расстройств или непониманием мотивов поведение больного родственника. В этой связи часто регистрируется позднее обращение к врачу-психиатру, отказ от назначенной медикаментозной терапии.

В результате непонимания поведения, обусловленного заболеванием, члены семьи занимают по отношению к нему негативную, иногда даже враждебную позицию, отгораживаются от ситуации. Больной остается предоставленным самому себе, а взаимоотношения с родственниками становятся для него постоянным психотравмирующим фактором.

Грамотный подход к организации межличностных отношений с больным в семье, установление благоприятного коммуникативного стиля и эмоционального климата в доме, должны базироваться на информированности родственников о психических расстройствах, их проявлениях. Особенно важно осведомленность родственников и умение распознать начальные признаки обострения психического заболевания.

Взаимоотношения членов семьи с родственником, страдающим психическим расстройством, должны основываться на следующих правилах:
- осознание того, что любая продолжительная болезнь требует периода приспособления к ней;
- стремление к выполнению определенного режима и распорядка дня;
- избегание эмоциональных сцен и стрессовых ситуаций;
- обращение и просьбы к больному должны быть в спокойной и убедительной форме;
- соблюдение личной гигиены больным и выполнение им других повседневных правил жизни в семье;
- всегда помнить о присутствии больного, т.к. он может прислушиваться к тому, что происходит;
- говорить спокойно, медленно, четко, задавая вопросы по одному, так как несколько одновременно заданных вопросов могут привести к замешательству;
- попытки разубедить больного в его ошибочных убеждениях обычно не достигают своего результата и часто заканчиваются ухудшением семейных отношений, нарушением взаимного доверия;
- следует избегать лишней критики;
- внушение уважение к самому себе больного с одобрением его успехов, как бы малы и незначительны они ни были;
- обеспечение больному возможности общения с людьми, возможности уединения, при необходимости;
- стремление убедить больного в необходимости приема лекарств и своевременного обращения к врачу.

Как и в группах для пациентов, информация в группах родственников предоставляется в стиле интерактивного обучения с использованием того преимущества, какое дает обмен опытом по преодолению заболевания в каждой отдельной семье.
При схожести тем занятий, материал преподносится с учетом приоритетного знания именно родственникам.

В данной группе допустимо менее щадящее обсуждение вопросов прогноза заболевания, долгосрочности поддерживающего лечения, возможности инвалидизации, проблемы стигмы.

Таким образом, психообразовательная работа с родственниками по повышению информированности участников программы, оказание им поддержки, опосредованно влияет на климат в семье, является необходимым компонентом реабилитационного процесса в психиатрической практике.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: