Пятница, 22.11.2024, 08:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Реализация прав граждан при проведении МСЭ
astra71Дата: Суббота, 06.12.2014, 18:12 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29244
Репутация: 460
Статус: Offline
Ю.И.Захарченко, Т.В.Терещенко, И.Л.Саркисян

О реализации прав граждан на охрану здоровья при осуществлении медико-социальной экспертизы

ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Минтруда России, г. Краснодар

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, в статье 47 провозглашает право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Основы), охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основными направлениями правового регулирования в сфере охраны здоровья являются:
1. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья;
2. Права лиц без гражданства, иностранцев, беженцев;
3. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье;
4. Право граждан на медико-социальную помощь;
5. Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности;
6. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья;
6.1. Права семьи;
6.2. Права беременных женщин и матерей;
6.3. Права несовершеннолетних;
6.4. Права военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту;
6.5. Права граждан пожилого возраста;
6.6. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах;
6.7. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, на получение медицинской помощи;
7. Права пациента.

Все направления правового регулирования в сфере охраны здоровья в равной мере относятся и к предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Пунктом 2.2 статьи 58 Основ «медико-социальная экспертиза» отнесена к видам «Медицинских экспертиз», что повлекло за собой включение вида услуг «медико-социальная экспертиза» в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющийся приложением к «Положению о лицензировании медицинской деятельности...», утверждённому постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, а также отнесение учреждений медико-социальной экспертизы в числу медицинских организаций Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».

Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.
В Российской Федерации проводятся следующие виды медицинских экспертиз:
1) экспертиза временной нетрудоспособности;
2) медико-социальная экспертиза;
3) военно-врачебная экспертиза;
4) судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы;
5) экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией;
6) экспертиза качества медицинской помощи.

Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (статья 60 Основ).

Право граждан на медико-социальную экспертизу гарантировано не только Основами, но и Федеральным законом от 22.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон).

Порядок и организация проведения медико-социальной экспертизы регламентированы «Правилами признания лица инвалидом», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (далее - Правила), «Порядком организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» и «Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (далее - Регламент), утверждёнными приказами Минздравсоцразвития России от 11.10.2012 № З10н и от 11.04.2011 № 295н соответственно.

Названными документами предусмотрена 3-уровневая система медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ в городах и районах, главные бюро МСЭ по субъектам РФ и Федеральное бюро МСЭ), обеспечивающая независимость экспертных решений на каждом уровне экспертизы и право граждан на обжалование действий (бездействия) и решений в досудебном (внесудебном) порядке.

Определение на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, потребности в мерах социальной защиты и разработка перечня оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, с указанием объёма, формы их исполнения и конкретных исполнителей, - отнесены Законом к функциям федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Причём, решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (статья 8 Закона), что гарантирует гражданину реализацию его прав.

Реабилитация инвалидов в соответствии со ст. 9 Закона направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функции организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Закон определил основные направления реабилитации и предусмотрел государственные гарантии реабилитационных мероприятий. Одним из основных направлений являются восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.

Восстановительная терапия в качестве реабилитационного мероприятия предусматривает использование механотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и т.д. Инвалиду в процессе реабилитации рекомендуются конкретные виды восстановительной терапии, формы их проведения (амбулаторная, стационарная), а также лекарственное обеспечение для лечения заболевания, ставшего причиной инвалидности.

Организационно-правовой основой для предоставления услуг по медицинской реабилитации за счет средств федерального бюджета средствами реконструктивной хирургии, в т.ч. с использованием высокотехнологичных видов операций, является совместный приказ Минздравсоцразвития России и РАМН от 06.04.2005 № 259/19 «Об организации оказания дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских организациях, подведомственных федеральному медико-биологическому агентству и Российской академии медицинских наук».

Приказ определяет перечень высокотехнологичных видов медицинской помощи, в который входит ряд реконструктивных операций, показанных, в т.ч. инвалидам, для преодоления ограничений жизнедеятельности.
Организационно-правовой основой для мероприятий восстановительной терапии является приказ Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 № 156 «О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине».

Организационно-правовой основой для обеспечения инвалидов лекарственными средствами бесплатно является Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливающий наряду с другими положениями, круг граждан (статья 6.1), имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора специальных услуг, порядок их предоставления и т.д., перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Если инвалид отказался от получения социального пакета, то медикаментозная терапия в амбулаторных условиях ему проводится за счет средств инвалида.

Организация направления и предоставления инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение также осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» (статьи 6.1, 6.2, 6.3) и приказом Минздрасоцразвития России от 22.11.2004 № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение».

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем, утверждаемым Правительством РФ (статья 10 Закона), на основании индивидуальных программ реабилитации инвалида (ребёнка-инвалида) (далее - ИПР), разрабатываемых исключительно федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

«Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» утверждён распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р (далее - Федеральный перечень).
В соответствии со статьей 11.1 Закона и статьями 14-19 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» Правительство РФ постановлением от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (с изменениями и дополнениями) утвердило Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В соответствии с данным порядком инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации, в том числе медицинскими, предусмотренными Федеральным перечнем, на основании ИПР.
Законодательством субъектов РФ могут утверждаться перечни технических средств для обеспечения инвалидов сверх Федерального перечня.

В соответствии со статьей 5 Закона и в целях реализации пункта 2.2 Мероприятий долгосрочной краевой целевой программы «Оказание социальной поддержки и реабилитационной помощи инвалидам и отдельным категориям граждан в Краснодарском крае» на 2011 - 2015 гг.», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.10.2010 № 960, Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 07.02.2013 № 170 «Об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации бесплатно за счет средств краевого бюджета» утверждён такой перечень и порядок обеспечения инвалидов рядом технических средств, не предусмотренных Федеральным перечнем, но поименованных в ИПР.

Согласно Федеральному закону от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах», лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции РФ и статьи 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Закон не предусматривает каких-либо ограничений для иностранцев, лиц без гражданства, из числа признанных в установленном порядке инвалидами, на право пользоваться системой социального обеспечения, предусмотренной Законом, что подтверждается письмом заместителя руководителя Департамента по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России от 19.11.2003 № 2745-15.

Исходя из изложенного, иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также беженцы, при наличии соответствующего удостоверения, подтверждающего его юридический статус беженца, имеют право на получение государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, регламентировано статьёй 22 Основ. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанное право гарантируется и предусмотренным Регламентом порядком выдачи гражданину копии разделов акта медико-социальной экспертизы, отражающих состояние его здоровья. Копия предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста пятнадцати лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, - их законным представителям (опекунам, попечителям, доверенным лицам) в виде бумажного или электронного документов по заявлению в день его подачи (пункт 61 Регламента).

Принятое экспертное решение и необходимые по нему разъяснения доводятся до гражданина (его законного представителя) устно при проведении очного освидетельствования либо могут быть представлены по желанию гражданина в виде бумажного или электронного документа - при заочном (пункт 28 Правил, пункт 50 Регламента).
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдаётся справка о результатах медико-социальной экспертизы в день обращения за этой справкой (пункт 36 Правил, пункт 63 Регламента).

Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев оказания медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, или лицам, совершившим общественно-опасное деяние.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином, либо его законным представителем, а также медицинским работником.

Правилами (пункт 33) и Регламентом (пункт 58) предусмотрено право получателя государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы отказаться от дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, рекомендованного специалистами учреждения медико-социальной экспертизы в программе дополнительного обследования (ПДО).
Отказ от ПДО подтверждается заявлением получателя государственной услуги, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина. В этом случае экспертное решение выносится на основании имеющихся данных, о чём делается соответствующая запись в акте.

Статьёй 13 Основ предусмотрено право пациента на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и лечении пациента. Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну.

В целях обеспечения данного права в должностных инструкциях всех специалистов учреждений медико-социальной экспертизы отражена обязанность сохранять в тайне полученную в ходе оказания государственной услуги информацию.

В силу статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», данные о состоянии здоровья относятся к специальной категории персональных данных. В соответствии с п. 24 Правил п. 3 Регламента, медико-социальная экспертиза осуществляется на основании заявления гражданина (его законного представителя). Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрос заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, о предоставлении государственной услуги, приравнивается к согласию заявителя с обработкой его персональных данных в целях и объеме, необходимых для предоставления государственной услуги.

Таким образом, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ, главные бюро МСЭ и Федеральное бюро МСЭ) производят непосредственную обработку данных о состоянии здоровья граждан на законных основаниях.
Запрос учреждением медико-социальной экспертизы сведений, необходимых для вынесения экспертного решения при осуществлении медико-социальной экспертизы гражданина, предусмотрен абз. 2 п. 31 Правил и п. 57 Регламента. Причём, такой запрос осуществляется исключительно в рамках ПДО, согласие на реализацию которой гражданин подтверждает своей подписью в ПДО.

Отказ от ПДО гражданин подтверждает заявлением, которое приобщается к акту медико-социальной экспертизы (п. 58 Регламента).
Право государственного учреждения запрашивать сведения, необходимые для выполнения возложенных на него полномочий, предусмотрено также п. 8 «Порядка организации и деятельности государственных учреждений медико-социальной экспертизы», утверждённого приказом Минтруда России от 11.10.2012 № 31 Он.

Кроме того, согласно п.п. 8-10 пункта 4 статьи 13 Основ, предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных; в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования; в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с Основами.

Учитывая, что учреждения медико-социальной экспертизы, как уже было сказано выше, отнесены к медицинским организациям Приказом Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций», и имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности по проведению медико-социальной экспертизы, запросы в иные медицинские организации правомерны.

Лица, которым по закону переданы сведения, составляющие врачебную тайну, несут за ее разглашение дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Права ребенка закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ. Однако, основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определяет установление и соблюдение минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав детей на отдых и оздоровление, защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и развитию.

Статья 10 этого закона предписывает органам власти различных уровней осуществлять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, включающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей- инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.

Согласно статье 20 Основ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. Решение о медицинском вмешательстве в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, принимают законные представители таких пациентов, в роли которых чаще всего выступают родители ребенка, что соответствует статье 56 Семейного кодекса РФ - защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими).

Отдельного рассмотрения требует вопрос о том, что следует понимать под медицинским вмешательством, поскольку суть его ни в Основах, ни в иных законах не раскрыта. В литературе под медицинским вмешательством понимают правомерное, прямое или опосредованное воздействие на организм человека с целью диагностики, профилактики, лечения заболеваний, предотвращения нежелательной беременности, а также удовлетворения иных потребностей индивида, осуществляемое специально подготовленным лицом (врачом, фельдшером и т. д.).

Иными словами, под медицинским вмешательством подразумевают различные виды медико-здравоохранительных воздействий. Способы или методы воздействия весьма многообразны: физические, химические, психические, медикаментозные и др. К видам медицинского вмешательства относят и такие формы, как медицинское освидетельствование, в том числе проведение медико-социальной экспертизы.

Однако то, что решение о медицинском вмешательстве, в том числе о проведении медико-социальной экспертизы, в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, принимается их родителями, не означает, что им не должна сообщаться необходимая информация о предстоящем медицинском вмешательстве, поскольку согласно статьи 54 Основ за несовершеннолетними признано право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

По общему правилу отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения вправе законный представитель несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет. При этом законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гражданина решает консилиум или лечащий врач. В Регламенте это право реализуется положениями пункта 24: в случаях, когда состояние здоровья получателя государственной услуги не позволяет ему выразить свою волю и отсутствует законный представитель, освидетельствование гражданина в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по заявлению, подписанному лечащим врачом и председателем врачебной комиссии медицинской организации.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы», страховым случаем при осуществлении государственного страхования является, в том числе, установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Таким образом, военнослужащие имеют право на прохождение освидетельствования в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы в общем порядке, что подтверждается письмом Минздравсоцразвития России от 07.02.2006 № 544-ВС.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 №122-ФЗ, имеют право на медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности, а также на социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию (пункты 4, 6 статьи 12).

А в части 5 статьи 29 Федерального закона Российской Федерации от 15.05.1999 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливаются сроки проведения медицинского переосвидетельствования граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, полностью или частично утративших трудоспособность.
Оно осуществляется в целях определения группы инвалидности указанных граждан.
Очередное медицинское переосвидетельствование указанных лиц производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы через каждые пять лет. При этом указанным лицам, достигшим возраста выхода на пенсию по старости, инвалидность устанавливается бессрочно.

Право человека на охрану здоровья реализуется в возможности удовлетворения социально-экономических и личных потребностей и интересов человека в части восприятия им профилактических мероприятий по охране здоровья и, особенно, в части непосредственного восстановления нарушенного здоровья.
Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны принимать все возможные меры, направленные на охрану здоровья любого человека, где бы он ни находился, защищая тем самым общество в целом.

Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовываться в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества (во время следствия), в период отбывания наказания в виде лишения свободы и какое-то время после освобождения из исправительного учреждения.

Совместный Приказ Минздравсоцразвития и Минюста России «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» от 17.10.2005 № 640/190 базируется на «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993, Федеральном законе от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ и регулирует вопросы, связанные с организацией медицинской помощи заключенным.

Этот приказ унифицировал нормы, касающиеся организации, обеспечения и деятельности медицинской части; организации лечебно-профилактической помощи при различных видах заболеваний. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых
случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.
В зависимости от степени влияния болезни на жизнедеятельность человека осужденным устанавливается инвалидность, которая влечет значительное ослабление режима содержания.

Инвалидность устанавливается в результате проведения медико-социальной экспертизы. П.362 приказа устанавливает, что на медико-социальную экспертизу направляются лица, содержащиеся в учреждениях, в случаях нарушения здоровья, приведшего к ограничению жизнедеятельности, со стойкими нарушениями функций организма и нуждающиеся в мерах социальной защиты и медицинской реабилитации.

Освидетельствование (переосвидетельствование) может проводиться как непосредственно в учреждении, так и в бюро медико-социальной экспертизы по месту нахождения учреждения на общих основаниях.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным, изолированным от общества, организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства юстиции и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ч. 1 и 5 ст. 101 УИК).

Ответственность за обеспечение охраны здоровья осужденных и выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований несет администрация исправительных учреждений (ч. 3 статьи 101 УИК).

Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, предусмотрено, что Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:
a) обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых населению государственных программ здравоохранения;
b) предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых;
c) организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам непосредственного проживания этих людей, в том числе в сельских районах;
d) требуют, чтобы специалисты здравоохранения предоставляли инвалидам услуги того же качества, что и другим лицам, в том числе на основе свободного и информированного согласия посредством, среди прочего, повышения осведомленности о правах человека, достоинстве, самостоятельности и нуждах инвалидов за счет обучения и принятия этических стандартов для государственного и частного здравоохранения;
e) запрещают дискриминацию в отношении инвалидов при предоставлении медицинского страхования и страхования жизни, если последнее разрешено национальным правом, и предусматривают, что оно предоставляется на справедливой и разумной основе;
f) не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности.
Ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН потребовала осуществления ревизии всех законодательных актов на предмет соответствия её требованиям.

В целях приведения в соответствие требованиям международного сообщества законодательства Российской Федерации, разработан и уже направлен на согласование в Государственную Думу Федерального Собрания Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов».
Данным нормативным актом предполагается внесение изменений и в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, которые будут способствовать осуществлению гарантированных инвалидам прав, в том числе на охрану здоровья.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: