Воскресенье, 22.12.2024, 18:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Реабилитация пациентов Клиники ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России
astra71Дата: Суббота, 06.12.2014, 18:00 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
Е.В.Морозова, Е.В.Жукова, Э.И.Мирзаян

Комплексная реабилитация пациентов Клиники ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России посредством реализации концепции «Школа социальной жизни» (на примере
Центра социальной, профессиональной, психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации)

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, г. Москва

Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является реабилитация и социальная защита инвалидов, реализация которых позволит стать полноправными членами общества, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.

Реабилитация инвалида - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Основные виды реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, определены Национальным стандартом Российской Федерации «Основные виды реабилитационных услуг ГОСТ Р 53874-2010», который был утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 сентября 2010 года № 254-ст (далее ГОСТ).

Из обзора документа следует, что реабилитационные услуги подразделяются на следующие виды:
- услуги по медицинской реабилитации;
- услуги по профессиональной реабилитации;
- услуги по социальной реабилитации.

В Центре социальной, профессиональной и психологической экспертно - реабилитационной диагностики и реабилитации (далее Центр) федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России разработана и функционирует комплексная программа реабилитации пациентов, находящихся на реабилитационно-восстановительном лечении в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.

Длительно протекающие хронические заболевания с невозможностью излечения и необратимыми последствиями накладывают отпечаток на весь психический облик человека, который вынужден приспосабливаться к постоянно возникающим осложнениям. При этом болезнь обуславливает не только нарушения психической деятельности (астенические расстройства, органический мнестико-интеллектуальный дефект), но формируют у человека множество переживаний, составляющих субъективные личностные отношения, которые образует специфические адаптационные механизмы и влияют на социально-коммуникативные интеракции, иногда значительно осложняя и ухудшая качество жизни.

К таким заболеваниям относятся сахарный диабет, детский церебральный паралич, онкологические заболевания, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы. Однако при правильном лечении и успешном психосоциальном сопровождении появляется возможность значительно улучшить психосоматическое состояние больного и обеспечить полноценное психическое функционирование.

Сложившаяся ситуация определяет необходимость создания специальных условий реабилитации инвалидов, на первый план которой выступает комплексное воздействие - медицинское, социальное, психологическое, логопедическое. Подобный подход обеспечивает совместную стимуляцию развития всех сторон функциональных систем организма, в том числе психических, а также предупреждение и коррекцию их нарушений как с позиций медицины, так с психосоциальных и психолого-педагогических позиций.

Применяя в своей работе комплексный характер коррекционных мероприятий, создается уникальная возможность для реализации задач социально-психологического порядка, мобилизации деятельности сохранных анализаторов, повышения остроты восприятия практически всех видов чувствительности, развития познавательной деятельности, установления должного уровня мотивации к самосовершенствованию, адаптации и социальной интеграции в общество.

С целью совершенствования системы социально-психологопедагогического сопровождения инвалидов, находящихся на реабилитационно-восстановительном лечении, специалистами Центра разработан комплекс мероприятий по социально-психологической, социальнопедагогической реабилитации в рамках реабилитирующей концепции «Школа социальной жизни» [2].

Основной идеей данной концепции является возможность развития, формирования, поддержания потенциальных способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в реализации всех социальных аспектов жизни через психологическую коррекцию, обучение, информирование и консультирование больных.

Организованная на базе Центра комплексная экспертная реабилитационная диагностика (психологическая, пато/нейро-психологическая, педагогическая, логопедическая, социально-бытовая, социально-средовая, профессиональная) отвечает современным принципам организации и осуществления медико-социальной экспертизы, концентрируя в данном структурном подразделении профильных специалистов, сертифицированных в области медико-социальной экспертизы: врачей, медицинских психологов, психологов (имеющих подготовку по современным коррекционным и психотерапевтическим направлениям), педагогов-психологов, логопедов, специалистов по социальной работе, специалистов по реабилитации инвалидов.

По результатам экспертно-реабилитационной диагностики, проводимой специалистами Центра, определяется реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз больного, а также нуждаемость инвалида в различных видах реабилитационных мероприятий с целью социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, социально-средовой, социокультурной адаптации, многие из которых оказываются пациентам, находящимся на реабилитационно-восстановительном лечении в клинических отделениях ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.

Взаимодействие между врачами клинических отделений и специалистами Центра производится в соответствии с разработанной процедурой следующего характера. В Центр обращаются врачи, работающие в отделениях, с запросом о проведении комплекса реабилитационных мероприятий для инвалидов, находящихся на лечении в клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.

Направление пациентов для оказания реабилитационной помощи осуществляется посредством использования программы электронного документооборота qMS.
Реализация реабилитационных мероприятий проходит через несколько этапов:
На первом этапе специалисты Центра (медицинские психологи, психологи, педагоги-психологи, специалисты по социальной работе) анализируют медицинские документы, проводят беседу с пациентами (законными представителями ребенка), целью которой является сбор анамнестических данных и выявление жалоб.

Вторым этапом работы является непосредственное проведение социального и психологического обследования с использованием методов нейро- и патопсихологической диагностики, психологопедагогической диагностики, логопедического обследования, которые позволяют выявить у пациента нарушенные компенсаторные и сохранные психические функции, эмоционально-личностные особенности, интересы, склонности, особенности взаимодействия с окружением, способность к обучению и получению образования, сформированность социально-бытовых и социально-средовых навыков либо степень их нарушений.
На третьем этапе специалисты отдела на основе полученных диагностических данных разрабатывают программу коррекционно-реабилитационных мероприятий с ее последующей реализацией.

На четвертом этапе, по итогам проведенных занятий с пациентами, предоставляется информация о достигнутых результатах и разрабатываются индивидуальные рекомендации с учетом социально-экономических возможностей семьи и реабилитационной базы региона.

Комплексная реабилитация пациентов клиники включает в себя:
1. Комплексную реабилитацию детей и инвалидов, находящихся в детском ортопедическом отделении Клиники ФГБУ ФБ МСЭ, включающую в себя когнитивный, сенсо-моторный, коммуникативный и социокультурный компонент.

С пациентами проводятся мероприятия по социально-психологической и социокультурной реабилитации в виде коррекционно-развивающих занятий в индивидуальной и групповой форме по коррекции и развитию:

- сенсо-моторных навыков (пальцевая и артикуляционная гимнастика, занятия на системе интерактивной виртуальной системе «Нирвана», обеспечивающей полное сенсорное погружение (акустическое и визуальное) в виртуальную реальность без инвазивных устройств, которые могут ограничить движения пациента или повлиять на характер взаимодействия с системой.
Пациент может взаимодействовать с виртуальной средой естественным образом, двигаясь на фоне спроецированных изображений.

Помимо нескольких режимов и возрастающих уровней сложности, каждое задание определяется множественными обратными сенсорными связями: в сравнении с традиционным терапевтическим подходом пациент получает мощные когнитивные и сенсомоторные стимулы, что повышает его мотивацию к исполнению более сложных и комплексных упражнений);

- когнитивных функций: в процессе работы с детьми используются интеллектуальные технологии: «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», компьютерные программы, компьютерной программы «Шуфрид» (Когни+), системе интерактивной виртуальной реальности «Нирвана»;

- познавательное и эмоционально-личностное (художественно эстетическое) развитие: специалисты отдела психологической и социальной экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации организуют занятия с инвалидами на базе Жилого модуля, с детьми - в учебно-игровой комнате Центра.

Пребывание в стационаре, длительное ограничение движений негативно сказывается на эмоциональном состоянии пациентов, поэтому основная работа направлена на формирование навыков конструктивного общения, коррекции (повышения, устойчивости, стабилизации) эмоционального состояния, формирование представлений об окружающем мире.

Например, детям показывают познавательные фильмы (из цикла «Животные», «Древний мир», «Москва» и др.), обучают игре на гитаре, навыкам правильного проведения досуга (разгадывание кроссвордов, игры в шашки и шахматы, изготовление поделок). Лучшие работы детей размещаются на демонстрационных стендах в Центре.

С инвалидами старше 18 лет проводятся занятия, направленные на улучшение психо-эмоционального состояния, культурно-досуговые занятия, мероприятия по разработке движений в верхних конечностях (нарушение схвата и удержания, затруднение манипуляций, связанных с мелкой моторикой вследствие неврологических заболеваний и т.д.).

На данный момент разработано и реализуется более 15 программ социально-психолого-педагогической реабилитации. Среди них такие программы как, «Радость движения» - развитие мелкой и общей моторики, «Волшебные ручки» - развитие навыков самообслуживания и мелкой моторики, «Умники» - развития произвольности психических процессов, «Сказка» - коррекция негативных эмоциональных состояниях посредством сказкотерапии, «Позитивные эмоции», тренинг «Я и будущая профессия» и др. Для родителей разработаны программы коррекции детско-родительских отношений «Птица счастья», «Эффективное общение».

2. Профессиональное ориентирование: специалисты Центра изучают готовность и мотивированность ребенка-инвалида и инвалида к сознательному и адекватному выбору профессии, интересы и склонности, его трудонаправленность. а затем, с учетом типологических особенностей и состояния здоровья, подбирают оптимальные профессии, информируют и консультируют, где и каким образом возможно ее освоение.

Для целей профориентирования и консультирования специалистами Центра создан банк данных учебных заведений для лиц с ограниченными возможностями здоровья по субъектам Российской Федерации, подготовлены презентации, проводятся тренинги «самопрезентации в профессии».

Профессиональная реабилитация осуществляется также на базе созданного специального рабочего места для инвалида по зрению. Пациенты с зрительной патологией (незрячие) проходят курс реабилитационных занятий по программе «Основы работы на ПК с использованием программы экранного доступа NVDA и клавиатуры, промаркированной шрифтом Брайля» в зависимости от продолжительности пребывания в клинике. Целью данных занятий является овладение навыками работы на персональном компьютере, последующее трудоустройство и использование полученных навыком для повседневных личных и бытовых нужд.

Также в рамках профессиональной реабилитации специалистами Центра проводились циклы практических занятий с инвалидами, планирующими последующее трудоустройства по теме: «Способы самоопределения в выборе профессиональной деятельности», «Маршрут успеха в выборе профессии».

3. Социокультурная реабилитация лиц старше 18 лет, проводимая специалистами социального отдела, включает в себя музыкотерапию, кинотерапию, различные виды арттерапии. Инвалиды пожилого возраста с удовольствием занимаются рукоделием, мастерят различные поделки из подручного материала, поют песни, смотрят и обсуждают фильмы.

4. Психологическая реабилитация. Помимо систематической работы с пациентами отделений клиники и психологического консультирования родителей, психологи Центра совместно с врачами эндокринологического отделения (под руководством профессора Гурьевой И.В.) участвуют в осуществлении концепции «Школа диабета», психологический аспект которой является ведущим в отношении формирования мотивационных механизмов для целей оптимального управления заболеванием и повышения качества жизни больных сахарным диабетом с позиций психотерапевтического подхода.

Также специалисты Центра осуществляют психологическое консультирование больных различных нозологических форм заболеваний, таких как: последствия ОНМК, онкозаболевания, нарушения опорно двигательного аппарата, болезни сердечно-сосудистой системы, в том числе ИБС и др. как по запросу лечащих врачей клинических отделений. так и по желанию самих пациентов в рамках коррекции мотивационных установок, эмоционально-поведенческих проявлений, способствующей повышению адаптационных ресурсов больных.

5. Специалисты социального отдела Центра оказывают индивидуальную консультативную помощь по вопросам нормативно-правовой составляющей медико-социальной экспертизы, реабилитационной помощи инвалидам, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, выборе технических средств реабилитации, профессиональном ориентировании.

6. На базе Жилого модуля «Кухня», «Спальня» пациенты и их родственники знакомятся с особенностями устройства быта инвалидов, техническими средствами реабилитации, возможностями адаптации помещения.

7. В каждом отделе подготовлен наглядный информационно-консультативный материал для лиц с ограниченными возможностями здоровья («Домашнее обучение», «Как вести себя на собеседовании», «Технические средства реабилитации» и др.).

8. В центре созданы видеоролики о реабилитационных услугах и технических средствах реабилитации (Интерактивная система виртуальной реальности «Нирвана», презентация «Новые средства технической реабилитации»), которые за отчетный период демонстрировались не только для пациентов Центра, но и на Коллегии Минтруда России в доме Правительства, а также на различных конференциях.

В процессе проведения реабилитационных мероприятий на каждого пациента, проходящего реабилитацию в Центре, формируется реабилитационная карта, в которой отслеживается не только количество проведенных занятий, но и отношение пациента к реабилитации, его настроение, отношение к выполняемой деятельности, успехи и достижения.

Сведения, содержащиеся в данной карте, позволяют определить реабилитационный потенциал инвалида и, исходя из потенциальных возможностей индивида, разработать рекомендации по дальнейшей реабилитации по месту жительства применительно к имеющейся реабилитационной базе.

За первое полугодие 2014 года Центром было оказано 1352 услуги пациентам клиники.

Качественный анализ полученных результатов и оценка эффективности проводимых мероприятий свидетельствует о достаточной востребованности комплексной реабилитации инвалидов, находящихся на реабилитации в Клинике ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: