Пятница, 22.11.2024, 08:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Результативность реализации трудовых рекомендаций в ИПР
astra71Дата: Суббота, 06.12.2014, 11:11 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29244
Репутация: 460
Статус: Offline
Коробов М.В.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНВАЛИДАМ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, Санкт-Петербург

Вопросы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов занимают существенное место в политике государства на современном этапе. Вопросы нашли свое отражение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. Ns 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Позднее, в реализации подпункта "в" пункта 2 данного Указа Правительством Российской Федерации было издано распоряжение «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования» от 15.10.2012 г. № 1921-р.

Данный документ утвердил комплекс мер, направленных на создание условий для расширения возможностей трудоустройства и профессионального образования инвалидов на 2012 - 2015 годы, их финансовое обеспечение и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности реализовать комплекс мер, утвержденный настоящим распоряжением.

Важная роль в реализации данной политики принадлежит учреждениям медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ), которые оценивают способности инвалидов к трудовой деятельности, формируют в индивидуальных программах реабилитации (ИПР) рекомендации по профессиональному обучению, трудоустройству, противопоказанным и доступным условиям и видам труда, а также оценивают выполнение данных рекомендаций, фактическое трудоустройство инвалидов и предоставляемые им возможности по реализации своего права на труд.

В связи с этим целью настоящего исследования было изучить частоту и структуру рекомендаций по трудоустройству, формулируемых инвалидам бюро МСЭ Российской Федерации, и результативность их реализации за период 2010-2013 гт. Материалом для исследования послужили сводные отчетные формы № 7-собес «Сведения о медико-социальной экспертизе лиц в возрасте 18 лет и старше» по России за соответствующие годы.

По результатам статистической обработки, расчета и анализа основных показателей, характеризующих данное направление деятельности бюро МСЭ, а также показателей, отражающих реализацию инвалидами своего права на труд, получены следующие результаты.

1. В 2013 г, в трудовые рекомендации были оформлены чуть более 1361,3 тыс. инвалидам, что составляет 53,7% от 2535,9 тыс. выданных им ИПР, без существенной динамики данного показателя за изучаемый период (в 2010 г. - 54,1%). Частота трудовых рекомендаций, определяемых впервые признанным инвалидам, была ниже по сравнению с повторно освидетельствованными инвалидами составляя соответственно 50,8% и 54,9%.
Самой низкой частота даваемых трудовых рекомендаций наблюдалась у инвалидов I группы - 1,9%. Существенно выше она была у инвалидов II группы и неправомерно низкой — у инвалидов III группы - всего 65,2%.
По какой причине бюро МСЭ в ИПР не оформляют трудовые рекомендации практически половине инвалидов требует специального изучения, в первую очередь это касается инвалидов III группы.

2. В структуре трудовых рекомендаций в целом в 2013 г. трудовое устройство в обычных условиях труда рекомендовалось 56,9% инвалидов, в специально созданных условиях труда и на дому — 41,7% инвалидов, в условиях труда, которые можно квалифицировать как «прочие» — 1,4% инвалидов.
Инвалидам I группы основную часть составили рекомендации по трудоустройству в специально созданных условия труда - 79,1%, в «прочих» условиях труда — 20,3% и в обычных условиях труда — 0,6%. Для сравнения, в 2010 г. рекомендации по трудоустройству в «прочих» условиях труда им определялись только в 7,1% случаев.
По-видимому, увеличение удельного веса рекомендаций по трудоустройству в «прочих» условиях труда, как и их частоты — с 0,2 до 0,5 на 100 инвалидов I группы за этот период, связано с введением в 2012 г. новых критериев установления им 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности. Инвалидам II группы рекомендации по трудоустройству в специально созданных условиях труда составили 96,9%, в обычных условиях труда - 1,8%, в «прочих» условиях труда - 1,3%. Подавляющему числу инвалидов III группы рекомендации по трудоустройству давались в обычных условиях труда - в 98,3%, в «прочих» условиях труда - в 1,3% и в специально созданных условиях труда - в 0,4% случаев.

3. По результатам переосвидетельствования в бюро МСЭ в 2013 г. трудовая занятость инвалидов, проходящих переосвидетельствование в бюро МСЭ, составила лишь 15,6%. Одновременно, при крайне низкой занятости инвалидов, наблюдалось неуклонное и значимое ее снижение за рассматриваемый период.
В 2010 г. она составляла - 17,3%, в 2011 г. - 17,1%, в 2012 г. - 16,4%. Численность работающих инвалидов за этот период сократилась с 354,3 тыс. до 260,9 тыс. человек при абсолютной убыли - 93,4 тыс. человек и темпе убыли - 26,4%. Снижение трудовой занятости инвалидов наблюдалось практически среди инвалидов всех групп. Трудовая занятость инвалидов I группы снизилась с 2,2% в 2011 г. до 1,2% в 2013 г., инвалидов II группы соответственно - с 9,2% до 8,8%, инвалидов III группы - с 27,1% в 2010 г. до 22,3% в 2013 г.

4. Существенные различия установлены в трудовой занятости инвалидов по отдельным регионам и округам страны. При средней занятости инвалидов в России в 2012 г. - 16,4%, в Центральном федеральном округе она составила 17,7% (с колебаниями 7,4-21,6%), в Северо-Западном - 19,1% (9,4-24,6%), в Южном - 16,5% (11,7-20,9%), в Северо-Кавказском - 10,2% (6,3-19,6%), в Приволжском - 15,1% (12,1-18,3%), в Уральском - 22,0% (12,2-33,0%), в Сибирском - 15,9% (9,5-25,6%), в Дальневосточном - 15,0% (10,9-20,6%).

5. Обращает на себя внимание, не только низкая результативность, но и практически отрицательная за изучаемый период динамика проведенных службами занятости в соответствии с ИПР мероприятий, направленных на достижение положительных результатов в трудоустройстве инвалидов.
Так, если в 2010 г. в соответствии с трудовой рекомендацией бюро МСЭ подходящие рабочие места были подобраны 109,3 тыс. или 5,9% инвалидам, то в 2013 г. - только 76,8 тыс. или 4,9% инвалидам.
Абсолютная убыль числа подобранных инвалидам за этот период рабочих мест составила 32,5 тыс.
Если в 2010 г. специальные рабочие места были созданы 20,1 тыс. или 1,1% инвалидов, то в 2013 г. - чуть более 13,6 тыс. или 0,9% инвалидам. Абсолютная убыль за рассматриваемый период составила 6,5 тыс. специализированных рабочих мест. Если в 2010 г, трудовая занятость была обеспечена 129,2 тыс. или 6,9% инвалидам, то в 2013 г. - только 86,2 тыс. или 5,5% инвалидам. В 2013 г. абсолютная убыль числа трудоустроенных инвалидов по сравнению с 2010 г. составила 43,0 тыс. человек.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют:
- о недопустимо низкой частоте определяемых бюро МСЭ инвалидам трудовых рекомендаций, которые должны оформляться в ИПР практически всем инвалидам независимо от возраста, их занятости, трудовой направленности и т.п., за исключением инвалидов 1 группы, признанных являющихся абсолютно нетрудоспособными;
- о крайне неблагоприятном уровне трудовой занятости инвалидов и ее неуклонном снижении за последние 4 года, как в целом, так и по всем группам инвалидности;
- о существенных различиях в занятости инвалидов по округам и регионам России;
- о недостаточной результативности проведенных службами занятости в соответствии с ИПР мероприятий, направленных на достижение положительных результатов в трудоустройстве инвалидов, и отрицательной ее динамике за изучаемый период.

Проведенный анализ результатов позволил определить ряд позиций, требующих своего решения в целях совершенствования работы в данном направлении, как в деятельности бюро МСЭ, так и в деятельности по созданию правовых и организационных механизмов по более результативному решению проблем трудоустройства и реализации прав инвалидов на труд.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: