Воскресенье, 22.12.2024, 18:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Медико-социальная экспертиза


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Профессиональное образование инвалидов в современных условия
astra71Дата: Понедельник, 04.11.2013, 16:29 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
В.А.Бочкова, Э.И.Мирзаян, Т.Г.Губская

Профессиональное образование инвалидов в современных условиях
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России, г. Москва

Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим направлением государственной политики в области социальной защиты инвалидов и в области выполнения Конвенции о правах инвалидов (статья 27), которая была ратифицирована Государственной Думой РФ 25.04.2012.

Профессиональное образование должно быть не только доступным, но и инклюзивным, то есть человек с ограниченными возможностями здоровья должен иметь возможность обращаться в любые учебные заведения для получения знаний в той или иной профессии или специальности. В Российской Федерации накоплен значительный опыт в организации обучения инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней в соответствии с законодательными документами Российской Федерации. Программы профессионального образования для инвалидов реализуются в рамках государственных образовательных стандартов с психолого-педагогическим и медико-социальным сопровождением учебного процесса в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистатура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Главная цель нового закона «Об образовании в Российской Федерации» - обеспечить всем абитуриентам равные возможности для поступления. Для детей-инвалидов и инвалидов I и II группы (статья 71) предусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами государственной поддержки:
прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
преимущественное право приема в ВУЗы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Впервые в законе введено понятие «инклюзивное образование» -обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Лица с ограниченными возможностями здоровья получили возможность получать инклюзивное образование или общее образование на основе на основе адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» отменил начальное профессиональное образование (НПО) как отдельную ступень. Теперь оно включено в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня - подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и поэтому статус его повысился. Вторым уровнем среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена. Поэтому при поступлении в профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования после 9 класса обучающиеся будут в обязательном порядке получать среднее общее образование одновременно с получением избранной профессии (специальности).

Среднее профессиональное образование стало общедоступным.
С вступлением в силу нового закона об образовании предусмотрено закрытие профессиональных технических училищ, которые предлагают программы только начального профессионального образования.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. В соответствии с положениями Закона учебой считается процесс получения знаний посредством Интернета. Для образования на основе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы и электронные образовательные ресурсы.

С введением в действие «Закона об образовании в Российской Федерации» устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов (в пределах 10%), все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительных отделениях вузов; на бесплатные подготовительные отделения вузов принимаются: дети-сироты. дети-инвалиды, инвалиды 1 и 11 групп; граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида 1 группы; «чернобыльцы»; дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и ряда других ведомств. Основной льготой у многочисленных категорий абитуриентов, которые раньше пользовались преимуществом при зачислении, станет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении университета или института. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.

В настоящее время для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различ-
ных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Таким образом, получить профессиональное образование инвалиды могут как в специальных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляющих образовательные услуги только инвалидам, так и в образовательных учреждениях общего типа Минобрнауки России. В учреждениях профессионального образования общего типа ведется обучение студентов-инвалидов с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением, при необходимости, вспомогательных технических средств и технологий, и в которых создаются условия в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями до 2016 г. будут переименованы в общеобразовательные организации. Но сегодня выпускники, заканчивающие специальное коррекционное образовательное учреждение, получают не аттестат об образовании, а свидетельство. Не имея аттестата об основном общем образовании, согласно новому закона, они не смогут получить следующий уровень профессионального образования.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.12.2010 г. № 2211 по федеральным округам Российской Федерации определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающие условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При этом предусмотрено создание специальных условий при сдаче вступительных экзаменов (Порядок приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 15 января 2009 г. № 4; Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования утвержден приказом Минобрнауки РФ 28 декабря 2011 г. № 2895). Такие условия, в частности, предполагают:
возможность беспрепятственного доступа инвалидов в аудитории и другие помещения; услуги ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь;
возможность использования технических средств в процессе сдачи экзамена;
предоставление дополнительного времени для сдачи экзамена
и т.д.

Кроме того, в соответствии с медицинским заключением абитуриенты-инвалиды имеют право на дополнительное время при подготовке к ответу на вступительных экзаменах, но не более полутора часов.

Обучение инвалидов осуществляется в формах, предусмотренных уставом образовательного учреждения. Вместе с тем наиболее оптимальной формой для них является очно-заочная, дистанционная.

Образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными службами занятости населения, органами управления образованием и социальной защиты на договорных началах. Специальные условия указанных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.

Профессиональное образование инвалидов следует осуществлять в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, без введения специальных образовательных стандартов. Только при таком подходе к обучению инвалидов они, как профессионалы, будут конкурентоспособны на открытом рынке труда.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: