astra71 | Дата: Воскресенье, 03.02.2013, 18:05 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| © Магистр менеджмента, канд. мед. наук В. М. Васильчиков
ШВЕДСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДОСТУПНОЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Департамент по делам ветеранов и граждан, уволенных с военной службы, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Москва
Интеграция инвалидов в общество является неотъемлемой частью общественных отношений в любой стране. Однако не везде, в том числе и в России, ей уделяется достаточно внимания. Существенных успехов в развитии этого направления в работе с инвалидами достигли в Швеции.
В настоящей статье изложены подходы к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в одной из самых благополучных стран Европы.
В основу статьи легли собственные наблюдения и знания, полученные во время стажировки в Швеции в 1999 г., а также материалы факультета социальной работы Стокгольмского университета.
Проводимый в Швеции курс в отношении инвалидов часто определяют наряду с понятием "интеграция" и такие термины, как "нормализация", "равноправное участие" и "равенство". В основе всех названных терминов лежит гуманистическая и социальная философия, утверждающая, что инвалиды принципиально ничем не отличаются от остальных людей, а потому должны иметь равные с ними права и обязанности в обществе. В соответствии с этим утверждением перед принятием каждого решения, касающегося всего общества, следует учитывать и интересы инвалидов.
Данная концепция имеет значение не столько как индикатор фактической доступности услуг и других социальных благ в Швеции, сколько как теоретическое обоснование, указывающее тот путь, который выбрала эта страна при конструировании модели для решения вопросов, связанных с проблемой обеспечения доступности инвалидам среды жизнедеятельности.
Цели проводимого курса заключаются в предоставлении инвалидам таких же, как и для всех остальных членов общества, возможностей самостоятельного проживания, распоряжения своим временем и устройства повседневных дел, встреч с друзьями и общения с другими людьми, прогулок, пользования общественным транспортом, посещения кино, театров, музеев, магазинов, ресторанов и др.
Принимаемые в Швеции общие меры в состоянии разрешить некоторые проблемы, но в дополнение к ним и в качестве компенсации (если последние оказываются недостаточными) часто предпринимаются и меры узкоспециальной направленности. Принятие такого рода особых мер в ряде случаев связано с необходимостью удовлетворения весьма специфических потребностей или таких потребностей, которые никак не вписываются в общее русло.
Руководствуясь указанными выше целями, Швеция придерживается в своей политике следующих основных принципов: — общество обеспечивает инвалидам такую поддержку и оказывает такую помощь, в которой они испытывают ежедневную потребность и которая предоставляется независимо от положения инвалида в обществе, материальной обеспеченности или других факторов личного плана (предоставление вспомогательных технических средств, пособий на адаптацию жилья, персональной помощи и др.) без взимания за это дополнительной платы; — вопросы, касающиеся инвалидов, рассматриваются не какими-то особыми инстанциями, а в обычном порядке органами власти. Проблема обеспечения физических условий жизнедеятельности инвалидов (условий внешней среды и жилья) решается на основе общих правил, регламентирующих планирование и строительство.
Жилищное обеспечение инвалидов включает три важных компонента. 1. Доступность обычного жилья благодаря правилам, регламентирующим планирование и строительство. 2. Пособие на адаптацию жилья, что позволяет большей части инвалидов проживать в домах обычного типа. 3. Строительство специально приспособленного жилья для инвалидов с резко выраженными функциональными расстройствами.
В Швеции существуют подробные правила в сфере планирования и строительства, регулирующие вопросы обеспечения доступности жилья для инвалидов. За очень немногими исключениями любой строящийся или перестраиваемый жилищный объект должен отвечать критериям, делающим его доступным и удобным в использовании, так же, как и любое рабочее место, общественное сооружение или заведение (рестораны, магазины и др.). Вся внешняя инфраструктура, создаваемая вновь или перестраиваемая, должна создаваться таким образом, чтобы обеспечить ее доступность для инвалидов.
Самое большое исключение из этого правила — строительство двухэтажных многосемейных коттеджей без лифта. В многосемейных домах большей этажности обязательна установка лифта. При перестройке возможности сделать исключение из правила общедоступности несколько шире, поскольку изменения должны быть оправданными.
В последнем шведском "Положении о застройке" содержится детальная характеристика того, что из элементов среды должно отвечать критериям общедоступности. Но сами эти критерии в основном сформулированы в виде общих функциональных требований. Ранее в положении эти критерии отличались большей конкретностью. Однако новый закон о планировании и строительстве, а также положение следует рассматривать прежде всего как рамочные юридические документы, в которых государство устанавливает цели, а определение способа реализации содержащихся в них требований является прерогативой местных органов власти и непосредственно строительных организаций.
Основной целью, преследуемой законом и положением в части, касающейся жилья, является стремление добиться "доступности посещения" инвалидом любого построенного жилого здания. Оно должно быть таким, чтобы инвалид смог войти в помещение или выйти из него, воспользоваться туалетом, передвигаться внутри жилого здания и использовать его в качестве постоянного жилья.
В дополнение к общим гарантиям доступности, предоставляемым законом и положением, а также для того чтобы инвалиды смогли проживать в домах обычного типа, иногда требуется принятие мер по переоснащению или адаптации стандартного оснащения жилья в соответствии с индивидуальными потребностями инвалидов. Для проведения такого рода работ в Швеции существует особое жилищное пособие на адаптационное переоснащение.
Пособие предназначено для того чтобы люди, став инвалидами или достигнув преклонного возраста, смогли продолжать жить в своем жилье. Непропорционально быстрый рост численности пожилого населения в обществе привел к тому, что специализированные учреждения оказались не в состоянии полностью обеспечить потребности этих людей в уходе и жилье. По этой причине, а также из гуманитарных и социальных соображений, возникла необходимость обеспечить пожилым и инвалидам условия, при которых они продолжали бы жить в своих жилищах как можно дольше и вести как можно более независимый образ жизни.
Пособием могут воспользоваться лица с любыми нарушениями функций, включая слабоумие. Оно предназначено для принятия мер, позволяющих инвалидам удовлетворять свои первоочередные потребности в отдыхе сне, личной гигиене, приготовлении и приеме пищи, а также для обеспечения возможности для них входа и выхода из жилого здания, передвижения по зданию и т. д.
Пособие не лимитировано. Тем не менее переоснащение не должно приводить к изменению категории жилья в сторону ее повышения, выгодного для владельца. Так, в 1996 г., воспользовавшись этим пособием, переоснастили свои жилища около 46 тыс. инвалидов. Общие затраты составили 600 млн шведских крон (более 72 млн американских долларов), а в среднем на 1 инвалида государство затратило 13 тыс. крон (около 1600 американских долларов).
Из лиц, получивших пособие, более 80% имеют ограничения двигательных функций, 4% — аллергию, 3% — нарушения зрения, 7% — нарушения нескольких функций одновременно. В основном переоснащению подвергается ванная комната. Обычно делается следующее: вместо ванны устанавливается душ, монтируются водяные смесители (краны), удобные для пользования с помощью одной руки, либо ванная перестраивается полностью. К числу прочих мер по внутреннему переоснащению относятся расширение дверных проемов в домах старой постройки, ликвидация порогов, приспособление имеющегося кухонного оборудования или переоснащение кухни требуемым оборудованием, удаление ковровых покрытий, занимающих весь пол, установка ступенчатых подъемников и др.
Снаружи (если речь идет о строительных мерах) обычно монтируются пологие спуски, автоматические открыватели дверей, лифты и т. д. Пособие предоставляют местные органы власти на основании заключения о потребностях инвалида, составленного трудотерапевтом или физиотерапевтом.
Подавляющее большинство инвалидов могут проживать в домах обычного типа, приспособленных к их индивидуальным потребностям. Однако определенная часть инвалидов с очень серьезными функциональными нарушениями не в состоянии жить в приспособленных домах обычного типа. Им могут потребоваться более просторные помещения, особые конструктивные материалы, совершенно особое оснащение и т. д. Для таких людей сооружается специально сконструированное жилье. Кроме того, не менее важным элементом в формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является обеспечение их средствами передвижения и различными приспособлениями, используемыми в быту.
Разработкой приспособлений для инвалидов в Швеции занимается Институт технических средств. Не случайно поэтому лишь 30% приспособлений ввозится из-за границы, остальное производится на собственных предприятиях.
Инвалиды могут арендовать различные приспособления бесплатно (оплату производит ландстинг, т. е. регион). Инвалидная кресло-коляска выдается на 7 лет. При этом инвалид может иметь 2 или 3 коляски (для дома, работы, прогулок).
Кресла-коляски легко подбираются каждому инвалиду, исходя из его индивидуальных особенностей и потребностей, так как они собираются из модулей (по типу игрушки "Lego"). Государству 1 кресло-коляска обходится (в зависимости от модификации) в 10—17 тыс. шведских крон (примерно 1200—2000 американских долларов).
В Швеции различные приспособления для инвалидов выдаются (или продаются) в 5 специальных магазинах. Есть еще 1 центр-выставка с магазином, который размещается в Стокгольме. Если магазины занимаются продажей приспособлений (за счет средств ландстинга или личных средств покупателя), то названный центр выполняет в основном (на 95%) информационно-методические функции.
В заключение можно сказать, что вопросы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Швеции отрегулированы практически полностью. В нашей стране еще предстоит немало сделать для того, чтобы хотя бы частично приблизиться к уровню шведских достижений в данном направлении.
| |
| |