astra71 | Дата: Воскресенье, 06.01.2013, 16:56 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 29335
Репутация: 461
Статус: Offline
| © Д. В. Огарь
РОЛЬ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В КОМПЛЕКСЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
ФГУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Москва
Умственная отсталость как причина детской инвалидности занимает первое место среди других инвалидизирующих психических расстройств и составляет 68,9% [10]. Врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие проявляется в недоразвитости всей психики, но в основном интеллекта. Интеллектуальный дефект имеет разную степень выраженности, в зависимости от которой по МКБ-10 умственная отсталость разделяется на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую (F70— F73) [7].
Вопросы лечения и реабилитации умственно отсталых детей тесно взаимосвязаны и охватывают широкий круг медицинских, педагогических и социальных мероприятий. Своевременность и комплексность лечебной и коррекционно-педагогической помощи являются важным условием успешности реабилитации.
Психологический аспект реабилитации детей-инвалидов с умственной отсталостью играет существенную роль в комплексной программе реабилитации детей с ограниченными возможностями [3, 5, 11, 13].
У детей с умственной отсталостью, составляющих основную часть контингента детских домов-интернатов (ДДИ), наряду с интеллектуальным дефектом имеются психологические особенности,обусловливающие нарушение психосоциальной адаптации и требующие коррекции. Социально значимые качества личности у таких пациентов не сформированы.
Для них характерны эмоционально-волевые и мотивационные нарушения; примитивность потребностей и влечений; неразвитость познавательных, нравственно-этических эмоций и слабость их регуляторных функций; превалирование аффекта над поведением; десоциализация ведущих мотивов. Психические расстройства у этих детей наблюдаются в виде таких синдромов, как астенический, аутистический, неврозоподобный, гиперкинетический, дисфорический, синдром аффективной неустойчивости, нарушение влечений [4].
Исследование, посвященное изучаемой проблеме, показало, что введение в штатное расписание ДДИ специалиста-психолога снизило число психотических проявлений у детей на 20—25%, способствовало улучшению контакта между детьми и персоналом [8]. Потребность в психологической помощи имеется у 97,1% таких детей [2].
Психокоррекционные техники, применяющиеся для умственно отсталых детей-инвалидов, должны быть ориентированы на специфику данного контингента. Цель данной работы состояла в изучении роли психокоррекционных методов в системе комплексной медико-психологической реабилитации детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью.
В исследование включены 86 детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью, проживающих в двух ДДИ Москвы в возрасте 9—18 лет (41 пациент женского пола, 45— мужского). Все пациенты разделены на 2 группы — по 43 человека в каждой. Детям 1-й группы проводили медицинскую реабилитацию — лечение церебролизином, у детей 2-й группы лечение церебролизином сочеталось с применением психокоррекционной техники "якоря". Всем обследованным детям проведено 2 месячных курса терапии церебролизином с интервалом между курсами 2 мес. Препарат назначали из расчета 1 мл на 10 кг массы тела пациента. Среднесуточная доза церебролизина составляла от 3 до 6 мл. Препарат вводили внутримышечно 1 раз в день 5 дней с двухдневным перерывом.
Как наиболее адекватная для данного контингента пациентов применялась одна из многих психотехнологий нейролингвистического программирования для воздействия на человека — техника "якоря". "Якорь" — ассоциативная связь между стимулом и чувством (реакцией), которую при необходимости можно создать искусственно. "Якоря" могут быть зрительными, аудиальными, кинести-ческими (фотография, музыка, вкусовые ощущения, запах и др.) и вызывать определенные реакции на основании имеющегося жизненного опыта. "Якоря" могут вызывать как положительные мысли, чувства, эмоции, так и отрицательные. Обычно "якоря" срабатывают без явного контроля человека. Однако впоследствии при целенаправленном "якорении" положительных эмоций их можно вызвать, используя этот "якорь" (например, для реализации необходимо включить музыку, которая уже вызывала это чувство). В момент наиболее сильного переживания необходимо "заякорить" это состояние, т. е. ввести дополнительный стимул. Это может быть прикосновение, слово, визуальный образ и пр. Последовательность наложения "якорей" не имеет значения. Важно устанавливать "якорь" в момент максимального переживания ситуации [1, 6, 9].
У исследованного контингента детей-инвалидов техника "якоря" основывалась на формировании положительного условного рефлекса (ассоциативной связи) между прикосновением к определенной точке тела и максимальным эмоциональным переживанием необходимой (ресурсной) эмоции в комплексе с "одобрением" (одобрительной оценкой действий детей).
Преподаватели и воспитатели делали акцент только на одобрительной оценке действий ребенка. Ребенка оценивали положительно, а при совершении проступка оценивали сам проступок, конкретное действие, а не личность в целом: "ты хороший, но сейчас поступил не очень хорошо".
Оценку полученных результатов и их сравнение в обеих группах осуществляли на основании анализа когнитивных функций, психических расстройств и данных психолого-педагогических характеристик детей до начала медико-психологиче-ских мероприятий и после их окончания. Полученные результаты обрабатывали с использованием статистических методов.
Оценку интеллекта проводили с помощью "Цветных прогрессивных матриц Равенна" (ЦПМ) [12]. ЦПМ являются невербальным тестом изменения уровня интеллектуального развития у детей, что позволяет применять его у обследуемого с любым уровнем речевого развития, в том числе у детей с речевыми нарушениями в силу их интеллектуальной недостаточности. Исследование интеллекта с использованием теста ЦПМ проводили четырехкратно — до и после первого курса, а также до и после второго курса реабилитационных мероприятий. В данном исследовании ЦПМ использовали в качестве теста результативности без ограничения во времени, однако время прохождения теста учитывали.
Для характеристики психических расстройств и их динамики в процессе реабилитации была разработана шкала стандартизованной оценки выраженности психопатологической симптоматики в баллах. Оценивалась следующая симптоматика: внушаемость, повышенная раздражительность, эмоциональная лабильность, сниженное настроение, угрюмость, мрачность, дисфория, страх, тревожность, нарушение сна, повышенная раздражительность, суетливость, импульсивность, психомоторная расторможенность, повышенное настроение, эйфория, негативизм, быстрая истощаемость, замедленность моторики, слабость побуждений, пассивность. По характеру эти расстройства оценивались как стойкие, временные или их отсутствие, а по степени выраженности — как слабые, умеренные, выраженные.
Показателем уровня социально-средовой адаптации являлись данные психолого-педагогических характеристик, составленных психологами и педагогами, работающими в ДДИ. Анализировались внимание, мышление (смысловые связи, способность к обобщению, усвоение материала), речь, память, моторика, трудовая деятельность (трудотерапия), отношение обследуемого к обучению, к трудовой деятельности, своему внешнему виду, сверстникам, преподавателям, особенности поведения, самооценка.
Оценка полученных результатов после завершения исследования выявила улучшение показателей по основным трем изучаемым позициям в обеих группах детей, но с некоторым преимуществом во 2-й группе, в которой наряду с лечением церебролизином применяли психокоррекционную технику "якоря" и одобрения.
У детей с умеренной умственной отсталостью отчетливо прослеживалось улучшение интеллектуальных возможностей по баллам и времени, затраченному на выполнение теста ЦПМ. В 1-й группе эти показатели составляли соответственно 7,95 и 19,87%; во 2-й группе - 15,26 и 25,68%.
Улучшение психического состояния обследованных характеризовалось стойкостью, что подтвердилось результатами катамнестического обследования. Наиболее выраженный и стойкий терапевтический эффект получен в отношении симптоматики аффективного регистра (тревога, страх, дисфория, раздражительность). Отмечена также стойкость положительной диагностики таких расстройств, как нарушение сна, психомоторная расторможенность, импульсивность.
Убедительным подтверждением положительного результата проведенного комплексного медико-психологического воздействия на детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью являются данные психолого-педагогической характеристики, которые сравнивались в 1-й и 2-й группах обследованных.
Наилучшие показатели отмечены при усвоении учебного и информационного материала (у 46,2% детей 1-й группы и 53,8% — 2-й группы). Если до лечения усвоение материала было механическим и замедленным, то после лечения оно стало более осознанным и ускоренным. Улучшение памяти (у 20 и 26,3% детей соответственно) проявилось появлением логического мышления в заполнении ситуационных картинок и увеличением периода давности запоминаемых событий (по сравнению с кратковременным характером памяти до лечения).
Изменилось отношение к обучению от негативного и безразличного к положительному. Дети стали самостоятельно проявлять интерес к занятиям, особенно к сопровождающимся наглядными пособиями (27 и 39% обследованных). Дети стали более опрятными (22 и 31,3% обследованных), больше времени уделяли своему внешнему виду, утреннему туалету.
Улучшилось отношение к трудовым занятиям, что выражалось в поддержании порядка на своем столе и спальном месте (13,7 и 20%). Игры со сверстниками, ранее конкурентные и в некоторых случаях агрессивные, стали носить более доброжелательный характер (19,3 и 32,1% наблюдений в соответствующих группах).
Анализ полученных данных показал, что использование в реабилитации детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью адекватных этому контингенту психокоррекционных — техники "якоря" и одобрения положительно влияет на когнитивные функции, психические расстройства и социально-средовую адаптацию.
Эффективность повышается при сочетании психокоррекционных методов с медицинской реабилитацией (в данном исследовании — с терапией церебролизином). Таким образом, применение психокоррекции в комплексе реабилитационных мероприятий у детей-инвалидов с умеренной умственной отсталостью повышает эффективность реабилитации данного контингента.
ЛИТЕРАТУРА 1. Адлер X. НЛП — современные технологии. — СПб., 2000. 2. Андреева О. С., Бублик В. И. // Материалы российской науч.-практ. конф. "Медико-социальные проблемы детей-инвалидов". — М., 2002. — С. 73 с. 3. Дементьева Н. Ф., Модестов А. А. Дома-интернаты. От призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993. 4. Дементьева Н. Ф., Казаков М. С. // Соц. и клин, психиатр. - М., 1992. - Т. 2, № 2. - С. 36-42. 5. Драпкин Б. 3. // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров: Тезисы докладов. — М., 1981. — С. 253—255. 6. Медико-психологическое и психофизиологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов / Козлов А. А., Огарь Д. В., Ролик А. И. и др. - М., 2006. 7. Международная классификация болезней. (10-ый пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 1994. 8. Мурзина Т. Ф. Методологические и организационно-мето-дические основы психотерапии детей-инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2006. 9. Огарь Д. В., Козлов А. А., Калягин Ю. С., Заковряшин А. С. Особенности психотерапии стрессовых расстройств техниками эриксоновского гипноза и нейролингвистического программирования. — М., 2006. 10. Основные показатели инвалидности детского населения в Российской Федерации в 2002 г. (Статистический сборник). - М., 2004. 11. Пузин С. Н., Дементьева Н. Ф. // Мед.-соц. эксперт, и реабил. - 2002. - № 2. — С. 3-6. 12. Равен Дж. К., Корт Дж. X., Равен Дж. Руководство для прогрессивных матриц Равенна и Словарных шкал. Раздел 2: Цветные прогрессивные матрицы (включая параллельные версии теста: Пер. с англ. — М., 2002. 13. Шабалина Н. Б., Сысоева Н. Ю. // Мед.-соц. эксперт, и реабил. - 1988. - № 3. - С. 17-22.
| |
| |